Зарубежный опыт социальной защиты населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:00, реферат

Краткое описание

Социальная защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.

Оглавление

Введение 3
1 Социальная защита населения: общетеоретические основы 4
2 Экономические модели социальной защиты в государствах Европейского союза 8
3 Социальная защита в Германии 11
4 Социальная защита в Швеции 188
Заключение 255
Список использованных источников 27

Файлы: 1 файл

Социальная защита населения.doc

— 247.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 
 
 
 

            Кафедра финансов и финансового менеджмента 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

по дисциплине: Теория финансов

на тему: Зарубежный опыт социальной защиты населения 
 
 
 
 

Студентка

ФФБД, 3-ий курс, ДФФ-4

   
О. С. Гаврилова 
Руководитель

 

  А. В. Сидорова  
 
 
 
 
 
 
 
 

МИНСК 2010

     СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

       Социальная  защита населения представляет собой систему управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Необходимость социальной защиты населения всё острее стала ощущаться с переходом к рыночным отношениям.

       Наличие системы социальной защиты характерно практически для всех стран. Ее значение и уровень предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится более значимой и актуальной.

       Основной  целью данного реферата является исследование опыта социальной защиты населения в зарубежных странах. При написании данного реферата были решены следующие задачи: рассмотрены общетеоретические основы социальной зашиты населения; исследованы основные модели социальной защиты населения в странах ЕС; изучены модели социальной зашиты, реализующиеся в Германии и Швеции (как в странах с наиболее успешно проводимой социальной политикой).

       Объектом  исследования является социальная защита в зарубежных странах, предметом  исследования являются модели социальной защиты населения в зарубежных странах, а также социальная защита в развитых странах на примере Швеции и Германии.

       При написании второй главы реферата были использованы статьи В.В. Антропова  «Модели социальной защиты в странах  ЕС», А. Луговцовой «Модели социальной защиты в странах ЕС» и автореферат  В.В. Антропова «Экономические модели социальной защиты населения в странах ЕС». При изучении шведской модели социальной защиты населения была использована статья В.В. Аксёнова «Шведская модель развития общества».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Социальная защита  населения: общетеоретические  основы 

     Социальная  защита населения - это система управления социальными рисками с целью компенсации ущерба, снижения или предупреждения их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения. Как социально-экономическая категория социальная защита представляет собой отношения по перераспределению национального дохода в целях обеспечения установленных социальных стандартов жизни для каждого человека в условиях действия социальных рисков.

     Социальная  защита населения - достаточно новое  понятие, появившееся в отечественной  экономической литературе сравнительно недавно, с началом перехода от плановой экономики к рыночному хозяйству.

     В качестве предмета социальной защиты необходимо рассматривать прежде всего  социальные риски. С помощью системы  различных мер, входящих в систему  социальной защиты государство управляет социальными рисками с целью компенсации ущерба, способствует снижению или предупреждению их воздействия на процесс расширенного воспроизводства населения.

     Большинство систем социальной защиты включают в  себя следующие основные составные элементы:

  • пенсионное страхование (по старости, инвалидности, потери кормильца);
  • медицинское страхование;
  • страхование от несчастных случаев на производстве;
  • страхование по безработице;
  • социальная помощь и социальные трансферты в рамках жилищной, образовательной и семейной политики.

     В реальной практике существуют все перечисленные  виды социальной защиты населения, однако определяющей формой из них в условиях рыночной экономики является обязательное социальное страхование.

     Необходимость государственной социальной защиты обусловливается рядом факторов:

     1) особенность организации современной  рыночной экономики, в которой  значительное число его членов  являются наемными работниками  (сегодня временная или длительная утрата трудоспособности в организованном на основе рыночного разделения труда и профессиональной специализации обществе может привести к потере трудящимися источников существования);

     2) невозможность современной семьи  из-за небольшого числа ее членов  служить неформальным институтом  защиты против социальных рисков;

     3) невозможность удовлетворительной  социальной поддержки со стороны  церковных, коммунальных, общественных  или благотворительные организаций;

     4) снижение социальных рисков путем  добровольного личного страхования  невозможность снижения рисков путём добровольного личного страхования большинства граждан из-за высоких страховых взносов;

     5) необходимость страхования рисков, не всегда охватываемых частными  программами, например таких,  как безработица и инфляция.

     В конце XX века социальная защита населения стала основным атрибутом социальной политики любого цивилизованного государства. Основная задача большинства систем социальной защиты состоит в поддержании стабильности доходов людей, предоставлении равного доступа к медицинской помощи и оказании необходимых социальных услуг. Как организованная система она существует во многих странах мира. В экономически развитых странах социальная защита населения является важнейшей частью национальной экономики, затраты на которую сегодня составляют более четверти валового внутреннего продукта. Наиболее развитые системы социальной защиты имеют страны Европейского союза. Именно в них появились и получили развитие первые социальные программы. Благодаря системам социальной зашиты современные европейские экономики получили название социально-ориентированных.

     Как показывает опыт западноевропейских государств, существование продуманной системы  социальной защиты, охватывающей всех граждан, не только приводит к улучшению  их благосостояния, расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, но и способствует экономическому росту и стабилизации политической и социальной ситуации в стране. Тем самым социальная защита оказывает позитивное влияние на общество, содействуя социальному согласию и обеспечению общего чувства социальной защищенности среди его членов.

     Определяющее  влияние на системы социальной защиты в странах ЕС оказывают современные  демографические тенденции (падение  рождаемости ниже уровня естественного  воспроизводства населения и  его старение), усиление европейской интеграции и экономической глобализации. Это вызывает необходимость поиска в странах Евросоюза новых путей для достижения оптимального соотношения между экономическими и социальными составляющими общественного развития, которые позволили бы избежать конфликта между приоритетами экономического развития и принципами социальной справедливости. С этой точки зрения представляется интересной оценка наиболее эффективных вариантов модернизации существующих систем социальной защиты в странах ЕС на примере отдельных их программ (пенсионного обеспечения, медицинского страхования и обслуживания, социальной помощи) [2, с. 3].

     Выделяют  следующие принципы социальной защиты населения:

     Принцип социального страхования. Согласно этому принципу финансирование предоставляемых услуг осуществляется за счет взносов членов страхового объединения, которые при наступлении страхового случая получают социальные выплаты, объем которых ориентируется на размер страховых взносов (принцип эквивалентности). Принцип социального страхования играет значительную роль прежде всего в системах социальной защиты Германии, Австрии, Франции, Италии и Нидерландов, финансирование которых осуществляется либо на основе трехстороннего участия работников, работодателей и государства, либо преимущественно за счет работодателей и государства.

     Принцип социального обеспечения. В отличие от принципа страхования в рамках принципа социального обеспечения социальные услуги и выплаты предоставляются по другим основаниям (например, обеспечение государственных служащих и жертв войны) и финансируются за счет налоговых поступлений в бюджет. На основе данного принципа происходит финансирование программ государственной социальной политики, системы среднего и высшего образования. Принцип социального обеспечения является определяющим в системах социальной защиты с унифицированными базовыми социальными услугами, где они предоставляются всем гражданам государства. Такие системы функционируют в Скандинавских странах (Дании, Швеции, Финляндии), а также в Великобритании.

     Принцип вспомоществования. Согласно этому принципу социальные выплаты и услуги может получить каждый нуждающийся в необходимом для него объеме в том случае, если для получателя не представляется возможности самостоятельно выйти из бедственного положения. Несовершенство организации социальной защиты на основе этого принципа связано с необходимостью проверки нуждаемости и, как следствие, отсутствием определенности в объеме нужных социальных услуг.

     Принцип социальной солидарности предусматривает взаимную помощь всех участников социальной защиты, связанную с перераспределением средств между различными социально-экономическими и демографическими группами населения.

     Закономерности  эволюции систем социальной защиты. Формирование современных систем социальной защиты связано с процессом индустриализации, усилением государственного регулирования социальных процессов, усложнением социально-демографической структуры общества. Первоначально социальные риски покрывались в добровольном порядке за счет создания фондов взаимопомощи среди ремесленников и купцов (цеховые кассы), затем среди наемных работников (кассы взаимного страхования рабочих). Индустриализация и вызванная ею массовая пролетаризация населения, низкий уровень жизни трудящихся привели в конце XIX века к возникновению обязательного социального страхования с участием работодателей и государства и оформлением соответствующего гражданского и трудового законодательства.

     Как правило, первым вводилось страхование от несчастных случаев, затем медицинское страхование, пенсионное и значительно позже - страхование по безработице.

     Пик развития систем социальной защиты приходится на 1960-1970 гг., когда многие государства  приняли на себя высокие обязательства  по обеспечению социальной защиты населения. Этому способствовали ускоренные темпы экономического роста, усиление роли государства в социально-экономических процессах, научное оформление теории “социального государства”.

     В процессе расширения программ социальной защиты в западноевропейских странах  в этот период можно выделить две определяющие тенденции. Первая тенденция состояла в том, что наибольшее увеличение расходов пришлось на те социальные программы (медицинское, пенсионное страхование), которые не были связаны со сферой производства и рынком труда и распространялись на такие большие по численности и важные с политической точки зрения группы избирателей, как, например, пенсионеры. Вторая тенденция заключалась в существенно меньшем росте расходов на социальные программы, обусловленные проблемами рынка труда или заработной платы (страхование по безработице). Эта ситуация объясняется следующими обстоятельствами: во-первых, состав безработных более гетерогенен, чем пенсионеров, и изменяется достаточно быстро, во-вторых, немаловажным фактором являются существующие опасения политиков и экономистов о вредности высоких расходов на пособия по безработице, поскольку сами по себе они способствуют не столько ее уменьшению, сколько увеличению. По этой причине сокращение социального финансирования производилось преимущественно за счет имеющих меньший общественный резонанс программ, таких, как страхование по безработице, нежели посредством снижения расходов на более социально значимые пенсионное и медицинское страхование [2, с. 17].

Информация о работе Зарубежный опыт социальной защиты населения