Финансы и кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.
Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

Файлы: 1 файл

ФиК уч.пос.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

Глава 1. Финансы и финансовая политика государства

1.1.  Сущность и функции финансов, их роль  в социально –          экономическом развитии страны

 

     В переводе с латинского  термин «финансы» означает «наличность,  денежные средства». В современной  литературе отсутствует единая точка зрения на историю возникновения термина «финансы». Одна из них заключается в том, что термин «финансы» возник в XIII – XV веках в торговых городах Италии и первоначально обозначая любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государством фондов денежных средств.

     Сущность финансов, закономерность  их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяется экономическим строем общества, функциями государства. Наряду с тем, что финансы являются экономической категорией, они также – историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворилась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

     В условиях капитализма,  когда товарно-денежные отношения  приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические  отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода. Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов значительно выросли и стали выражаться в миллиардах. национальных валют. Во многих странах государству стала принадлежать крупная часть национального дохода (30%-50%). Располагая значительными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Государства стали аккумулировать не только ресурсы бюджетной сферы, но и внебюджетных фондов. Значительное развитие в этот же период получили финансы предприятий различных форм собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества, так как выпуск акций это одна из эффективных форм мобилизации капитала, которая позволяет трансформировать денежные сбережения, производственные инвестиции.

     Таким образом, финансовые  отношения охватывают две сферы:

  • Экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в правительственных внебюджетных фондах и государственной бюджетной системе.
  • Экономические денежные отношения, опосредующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятия.

     Финансы  – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

     Не всякие денежные  отношения выражают финансовые  отношения. Финансы отличаются  от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги – всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода, а также орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

     Отличительным признаком  финансовых отношений является  и то, что процесс перераспределения  совокупного общественного продукта  сопровождается созданием различных  фондов денежных средств, имеющих  целевое назначение. Фонды денежных  средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными.

     Таким образом, финансы  как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

     Финансовые отношения  многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают:

  • между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • между отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • между гражданами и государством и другие.

 

     Функции  финансов

     В современной экономической  литературе выделяются следующие  основные функции финансов: распределительная, регулирующая, контрольная.

     Распределительная функция  финансов реализуется в процессе  распределения национального дохода, которое происходит как между  производственной и непроизводственной  сферами, так и внутри этих  сфер. Государство с помощью финансового механизма изымает часть дохода, полученного в одних сферах экономики, и направляет в другие, в том числе и в социальную сферу. Процесс перераспределения национального дохода предопределяется характером финансовой политики государства.

     Регулирующая функция финансов проявляется через вмешательство государства с помощью использования финансовых методов

( государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс  воспроизводства. Регулируется также  финансовое и бюджетное планирование. Все процессы финансового регулирования регламентируются действующим законодательством.

     Контрольная функция  финансов осуществляется через  организацию контрольных мероприятий,  проводимых субъектами контроля (органы финансового контроля) по  проверке финансовых операций, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов на уровне государства и хозяйствующих субъектов, с применением специфических форм и методов. Финансовый контроль обеспечивает соблюдение действующего финансового законодательства, а также эффективное и целевое использование средств централизованных и децентрализованных денежных фондов.

  

Роль финансов в социально- экономическом развитии страны

     В современных условиях  финансы, во многом определяют  социально- экономическое развитие страны, обеспечивают структурную перестройку экономики, эффективное использование бюджетных средств, а также повышение уровня жизни населения.

     Финансы оказывают  регулирующее воздействие на  все стадии воспроизводственного  процесса (производство, обмен, распределение, потребление)

  • создавая для всех хозяйствующих субъектов равные условия для самофинансирования и регулируя частично структуру расходов и цен предприятий с помощью налогов, регламентации амортизационной политики, и льгот, ограничений минимального уровня оплаты труда и собственного капитала;
  • обеспечивая заинтересованность всех хозяйствующих субъектов в осуществлении инновационной деятельности путем соответствующих налоговых вычетов и амортизационной политики;
  • создавая условия стабильной деятельности и доверия всех экономических субъектов к государству, кредитной системе, фондовому рынку для обеспечения аккумуляции временно свободных денежных средств и их перераспределения.

     Эти основные моменты  воздействия финансов на воспроизводственный процесс и соответственно социально – экономическое развитие находят отражение в организации финансовой системы и проводимой государством финансовой политике.

     Активно влияя на  воспроизводственные процессы, финансы  обеспечивают стабильное поступление финансовых ресурсов в процессе формирования доходной базы бюджетной системы, что позволяет осуществлять государственные расходы в соответствии с основными направлениями социально – экономических планов страны.

Финансовый механизм

     Финансовый механизм – это система управления финансовыми отношениями  на уровне государства и хозяйствующих субъектов через финансовые инструменты с помощью финансовых методов. Функции финансов реализуются через финансовый механизм. Финансовый механизм представляет собой систему, которая включает следующие элементы:

  • финансовые методы (прогнозирование, планирование, финансовый учет и анализ, финансовый контроль, финансовое регулирование, ценообразование, система расчетов, кредитование, налогообложение, материальное стимулирование и ответственность, страхование, факторинг, трастовые операции и другие);
  • финансовые инструменты (виды планов, аналитические показатели, формы безналичных расчетов, виды расчетов, формы кредитов, виды налогов, формы и виды страхования, цены, ставки, официальные курсы валют и другие);
  • правовое обеспечение (Указы Президента, Постановления Правительства, законы, письма и приказы министерств и ведомств, Устав хозяйствующего субъекта);
  • нормативное обеспечение ( инструкции, нормативы);
  • информационное обеспечение (Различного рода внутренняя и внешняя информация).

 

     При помощи финансового  механизма государство и предприятия  регулируют и выстраивают финансовые  отношения друг с другом, предприятия-  с поставщиками и потребителями  товарно- материальных ценностей, с банками, соблюдая при этом финансовую дисциплину и руководствуясь действующим законодательством. Предприятия также формируют источники финансовых ресурсов и регулируют денежный оборот.

      1.2. Финансовая система: характеристика  сфер и звеньев

 

     Финансовая система  представляет собой совокупность  различных сфер финансовых отношений,  каждая из которых характеризуется  особенностями в формировании  и использовании фондов денежных  средств, различной ролью в  общественном воспроизводстве. Финансовая  система

     Финансовая  система России включает следующие  звенья:

  • государственные и муниципальные  финансы – государственный бюджет, бюджеты внебюджетных фондов, государственный кредит;
  • фонды страхования;
  • финансы хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
  • финансы домохозяйств.

     Два первых звена  финансовой системы – государственные  и  муниципальные финансы,  государственные фонды страхования  относятся к сфере централизованных  финансов, а финансы организаций   и финансы домохозяйств – к  сфере децентрализованных финансов.

     Функционирование  всех звеньев финансовой системы  подчинено общей цели – мобилизации  финансовых ресурсов и их дальнейшему  распределению и перераспределению. 

     Государственный  бюджет представляет собой форму  финансовых отношений в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства и происходит перераспределение средств между отраслями народного хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения, реализуются пропорции потребления и накопления.

     Внебюджетные  фонды создаются на определенный  срок или действуют постоянно,  предназначены для удовлетворения  важнейших общественных потребностей  (социальное и пенсионное обеспечение, здравоохранение и др). По признаку целевой направленности использования средств внебюджетные фонды представлены в виде двух групп:

  • внебюджетные фонды социального характера;
  • внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого характера.

Для усиления контроля за использованием государственных финансовых ресурсов проводится консолидация государственных  внебюджетных фондов с федеральным  бюджетом.

     Государственный  кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в основном как заемных средств, а также кредитор и гарант. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством (через эмиссию и размещение государственных ценных бумаг) временно свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Информация о работе Финансы и кредит