Бюджетный дефицит России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть понятие бюджетного дефицита, изучить причины его возникновения и пути преодоления.
Конкретными задачами этой курсовой работы являются:
- определение сущности дефицита федерального бюджета Российской Федерации, его видов и способов покрытия.
- анализ состояния дефицита государственного бюджета на настоящее время и источников его финансирования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………..…….......2
Глава 1. Бюджетный дефицит: сущность, причины, виды, способы его
покрытия…………………………………………………………………….4
1.1Сущность бюджетного дефицита и причины его возникновения…..4
1.2.Виды бюджетного дефицита…….……………………...……………..8
1.3.Способы покрытия бюджетного дефицита…………...……………..11
Глава 2. Бюджетный дефицит в России……………….…………...........14
2.1. Причины возникновения бюджетного дефицита………………..…14
2.2. Бюджетный дефицит в современной России…………………….....17
Глава 3.Источники финансирования, направления регулирования
бюджетного дефицита…..………………………………………………...22
3.1. Источники финансирования бюджетного дефицита…………....…22
3.2. Перспективные направления регулирования бюджетного
дефицита…………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………..31
Список используемой литературы……………………………………....32

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 95.89 Кб (Скачать)

         В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется текущими мерами государственного регулирования.    

     Операционный  дефицит государственного бюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

           Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

     При измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию: реальный бюджетный  дефицит представляет собой разность между номинальным дефицитом  и величиной государственного долга  на начало года, умноженной на темп инфляции.

          Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

          Возможности для преимущественно  безинфляционной стабилизации бюджета, как правило, незначительны и финансирование осуществляется при активном участии Центрального Банка.

     Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета - существующий наряду с официальным скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

     Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках большого портфеля недействующих ссуд. Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству, рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.
 

     1.3. Способы покрытия бюджетного дефицита

          Существуют следующие способы  покрытия бюджетного дефицита[10]:

       1. Монетизация бюджетного дефицита.

       2. Внешнее долговое финансирование.

       3. Внутреннее долговое финансирование.

       4. Увеличение налогообложения.

          Монетизация бюджетного дефицита. В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

     Нарастание  инфляционного напряжения создает  экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение  денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит  государственного бюджета и общая  неустойчивость финансовой системы  могут возрасти [9].

           Монетизация дефицита государственного  бюджета может осуществляться  в других формах - например, в виде  расширения кредитов Центрального  Банка государственным предприятиям  по льготным ставкам или в  форме отсроченных платежей.

       Внешнее долговое финансирование. Возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

          Нередко возможности льготного  финансирования либо ограничены  из-за внешней задолженности,  либо используются правительствами  в основном в непроизводительных  целях.

          Использование внешнего долгового  финансирования оказывается относительно  эффективным, когда уровень внутренних  процентных ставок превышает  среднемировой и имеется возможность  относительно стабилизировать валютный  курс.

         Если не удается поддержать  валютный курс относительно стабильным, то сокращение чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на национальную экономику: в экспортных и импортозамещающих отраслях снижаются занятость и выпуск, возрастает уровень безработицы.

          Внешнее финансирование бюджетного  дефицита оказывается менее инфляционным, чем его монетизация, так как предложение товаров на внутреннем рынке увеличивается в той мере, в какой внешние займы способствуют расширению импорта.

          Чем более открытой является  переходная экономика и чем  более жестким  ее валютный  курс, тем в меньшей степени  внешнее долговое финансирование  окажется инфляционным, но тем  сильнее будет его воздействие  на платежный баланс.

          Внутренне долговое финансирование. Если правительство выпускает в целях финансирования облигации государственных займов, то спрос на кредитные ресурсы возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных ставок процента. Если внутренние процентные ставки изменяются свободно, то их рост может быть достаточно большим для того, чтобы отвлечь банковские кредиты из частного сектора.

           Внутреннее долговое финансирование  оказывает более сильное негативное  воздействие на платежный баланс  при относительной стабильности  внутренних ставок процента, чем  при их повышении.

          Внутреннее долговое финансирование  нередко рассматривается как  антиинфляционная альтернатива  монетизации. Однако этот способ  финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

       Увеличение налогообложения. Этот способ финансирования дефицита не случайно выбран последним: дело в том, что современная экономическая наука сильно сомневается в его эффективности. Действительно, на первый взгляд кажется очевидным, что увеличение налогов – наиболее простой способ сокращения или ликвидации дефицитов федерального бюджета. Но есть некоторые обстоятельства, которые заставляют думать, что возросшие налоги могут вызвать лишь увеличение дефицитов.

     Другими словами, более высокие ставки налога ассоциируются с большими, а не  с меньшими дефицитами. Оказалось, что  увеличение налогов на 1 доллар приводит к росту правительственных расходов на 1,58 долларов, или увеличивает  дефицит на 0,58 долларов (при исследовании американской экономики).

          Этот парадокс объясняется тем,  что если правительство получает  больше финансовых ресурсов, законодатели  не только пойдут на расходование  всех дополнительных налоговых  поступлений, но и потратят  «чуть-чуть больше». Авторы исследований  считают, что рост налогов может  ухудшить, а не облегчить проблему [11].

     Глава 2. Бюджетный дефицит  в России

     2.1. Причины возникновения бюджетного  дефицита

     Под бюджетным дефицитом понимается превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Это не всегда так. Бюджеты очень многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты [5].

     Сокращать бюджетный дефицит достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

     Наличие крупного бюджетного дефицита было основной проблемой российской бюджетной системы в 90-х годах XX века в период активных экономических преобразований. Наибольший дефицит консолидированного бюджета России имел место в 1994 году. Он составлял 10,7% от валового внутреннего продукта, более 28% от расходов бюджетной системы (см. таблицу 1). Федеральный бюджет 1994 года был утвержден с дефицитом 70,0 трлн. руб., что составляло 36% от объема расходов.

     Таблица 1.Дефицит консолидированного бюджета Российской Федерации в 1992-2001 гг.(миллиардов рублей; до 1998 г. – трлн. руб.)

       
  1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Доходы 5,3 49,7 172,4 437 558,5 711,6 686,8 1213,6 2097,7 2683,7
Расходы 4 57,7 230,4 486,1 652,7 839,5 842,1 1258 1960,1 2419,4
Профицит, дефицит (-) -0,6 -7,9 -65,5 -49,1 -94,2 -127,9 -155,3 -44,4 137,6 264,3
в % от ВВП 3,2 4,6 10,7 3,2 4,4 5,2 5,7 0,9 1,9 2,9
в % от объема расходов 15 13,7 28,4 10,1 14,4 15,2 18,4 3,5 7 10,9
Справочно: объем ВВП 19 171,5 610,7 1540,5 2145,7 2478,6 2741,1 4766,8 7302,2 9040,8

Информация о работе Бюджетный дефицит России