Бюджетный дефицит и способы его финансирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 22:13, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы. Бюджетный дефицит возникает в результате несбалансированности экономики, снижения доходов и резкого роста расходов, вызванных бесхозяйственностью. Рыночная экономика не может ликвидировать дефицит бюджета, если мероприятия, касающиеся стабилизации экономики и выравнивания расходов с доходами, не будут осуществлены; под этим подразумевается жесткий режим экономии средств со стороны всех властных и управленческих структура.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Государственный бюджет……………………………………………………...5
Государственный бюджет и его функции………………………………..5
Бюджетная система и бюджетное устройство…………………………..7
Формирование и использование государственного бюджета……………..12
Принципы формирования государственного бюджета………………..12
Использование государственного бюджета……………………………16
Бюджетный дефицит………………………………………………………...23
Причины возникновения и социально-экономические последствия бюджетного дефицита…………………………………………………..23
Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….44

Файлы: 1 файл

ФИНАНСЫ.docx

— 100.70 Кб (Скачать)

Сокращать бюджетный дефицит  достаточно сложно в силу ряда причин. Объем обязательств по осуществлению  расходов, которые принимает на себя государство, очень велик. Эти обязательства  накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы влиятельных структур. Некоторые расходы носят чрезвычайный характер и могут внезапно увеличиваться. Находить же новые источники пополнения доходной части бюджета гораздо сложнее: рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует большему уклонению от налогообложения; приватизация государственной собственности дает лишь разовое поступление денег в казну и т.п. Именно поэтому даже в развитых странах бюджет чаще сводится с дефицитом, чем с профицитом.

Среди конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  назвать такие меры, которые, с  одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный  фонд страны, а с другой - способствовали сокращению государственных расходов, а именно:

-изменение направлений  инвестирования бюджетных средств  в отрасли народного хозяйства  с целью повышения эффективности  производства;

-более широкое использование  финансовых льгот и санкций,  позволяющих полнее учитывать  специфические условия хозяйствования  и стимулирующих экономический  рост;

-резкое сокращение сферы  государственной экономики и  государственного финансирования;

-снижение военных расходов;

-сохранение финансирования  лишь важнейших социальных программ, мораторий на принятие новых  социальных программ, требующих  значительного бюджетного финансирования;

-запрещение центральному  банку страны предоставлять кредиты  правительственным структурам любого  уровня без надлежащего оформления  задолженности государственными  ценными бумагами.

Помимо этого, в мировой  практике для снижения бюджетного дефицита широко используется система мер, стимулирующих  привлечение в страну иностранного капитала. При этом решается сразу  несколько задач как фискального, так и экономического характера. Сокращаются бюджетные расходы, предназначенные на финансирование капитальных вложений (а значит, уменьшается разрыв между доходами и расходами), расширяется база для производства товаров и услуг, появляется новый налогоплательщик, улучшается состояние платежного баланса.

Согласно законодательству, для финансирования дефицита бюджета  предусматриваются источники его  покрытия в виде внутренних и внешних  заимствований и другие средства

Поступления из источников финансирования дефицита бюджета субъекта РФ направляются только на финансирование инвестиционных расходов и не могут  быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение  долга субъекта РФ [17, С.290].

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной  власти. Согласно ст. 94. Главы 13 БК РФ:

1.В состав источников  внутреннего финансирования дефицита  федерального бюджета включаются:

-разница между средствами, поступившими от размещения государственных  ценных бумаг Российской Федерации,  номинальная стоимость которых  указана в валюте Российской  Федерации, и средствами, направленными  на их погашение;

-разница между полученными  и погашенными Российской Федерацией  в валюте Российской Федерации  бюджетными кредитами, предоставленными  федеральному бюджету другими  бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации;

-разница между полученными  и погашенными Российской Федерацией  в валюте Российской Федерации  кредитами кредитных организаций;

-разница между полученными  и погашенными Российской Федерацией  в валюте Российской Федерации  кредитами международных финансовых  организаций;

-изменение остатков средств  на счетах по учету средств  федерального бюджета в течение  соответствующего финансового года;

-иные источники внутреннего  финансирования дефицита федерального  бюджета.

2.В состав иных источников  внутреннего финансирования дефицита  федерального бюджета включаются:

-поступления от продажи  акций и иных форм участия  в капитале, находящихся в собственности  Российской Федерации;

-поступления от реализации  государственных запасов драгоценных  металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат  на их приобретение;

-курсовая разница по  средствам федерального бюджета;

-объем средств, направляемых  на исполнение государственных  гарантий Российской Федерации  в валюте Российской Федерации,  в случае, если исполнение гарантом  государственных гарантий Российской  Федерации ведет к возникновению  права регрессного требования  гаранта к принципалу либо  обусловлено уступкой гаранту  прав требования бенефициара  к принципалу;

-разница между средствами, полученными от возврата предоставленных  из федерального бюджета юридическим  лицам бюджетных кредитов, и суммой  предоставленных из федерального  бюджета юридическим лицам бюджетных  кредитов в валюте Российской  Федерации;

-разница между средствами, полученными от возврата предоставленных  из федерального бюджета другим  бюджетам бюджетной системы Российской  Федерации бюджетных кредитов, и  суммой предоставленных из федерального  бюджета другим бюджетам бюджетной  системы Российской Федерации  бюджетных кредитов в валюте  Российской Федерации;

-разница между суммой  средств, полученных от возврата  бюджетных кредитов за счет  средств целевых иностранных  кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

-разница между суммой  средств, полученных от возврата  предоставленных внутри страны  прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри  страны прочих бюджетных кредитов;

-прочие источники внутреннего  финансирования дефицита федерального  бюджета.

3.В состав источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета включаются:

-разница между средствами, поступившими от размещения государственных  займов, которые осуществляются  путем выпуска государственных  ценных бумаг от имени Российской  Федерации и номинальная стоимость  которых указана в иностранной  валюте, и средствами, направленными  на их погашение;

-разница между полученными  и погашенными Российской Федерацией  в иностранной валюте кредитами  иностранных государств, включая  целевые иностранные кредиты  (заимствования), с учетом средств,  перечисленных из федерального  бюджета российским поставщикам  товаров и (или) услуг на  экспорт в счет погашения государственного  внешнего долга Российской Федерации,  международных финансовых организаций,  иных субъектов международного  права и иностранных юридических  лиц;

-разница между полученными  и погашенными Российской Федерацией  в иностранной валюте кредитами  кредитных организаций.

4.В состав иных источников  внешнего финансирования дефицита  федерального бюджета включаются:

-объем средств, направляемых  на исполнение государственных  гарантий Российской Федерации  в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных  гарантий Российской Федерации  ведет к возникновению права  регрессного требования гаранта  к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

-разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет  в погашение основного долга  иностранных государств и (или)  иностранных юридических лиц  перед Российской Федерацией, и  средствами, направленными на предоставление  государственных финансовых и  государственных экспортных кредитов;

-прочие источники внешнего  финансирования дефицита федерального  бюджета.

5.Остатки средств федерального  бюджета на начало текущего  финансового года:

-в объеме неполного  использования бюджетных ассигнований  Инвестиционного фонда Российской  Федерации отчетного финансового  года направляются на реализацию  в текущем финансовом году  проектов за счет средств Инвестиционного  фонда Российской Федерации;

-в объеме не более  одной двенадцатой общего объема  расходов федерального бюджета  текущего финансового года направляются  на покрытие временных кассовых  разрывов, возникающих в ходе  исполнения федерального бюджета  в текущем финансовом году.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана  с тем, что Правительство РФ постоянно  увеличивает сроки заимствования  на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения  государственных ценных бумаг с  различными сроками погашения.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок. Улучшению структуры внешних  заимствований в значительной степени  способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены  с необходимостью поддержания такой  структуры платежного баланса, когда валютные поступления достаточны для своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются дополнительные сложности в регулировании валютного курса относительно российского рубля. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на следующих  аспектах:

1.Бюджетный дефицит - превышение  расходов бюджета над его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит  от большого количества макроэкономических  факторов, которые с разных сторон  характеризуют развитие экономики.  Дефицит бюджета не может рассматриваться  иначе, как в контексте макроэкономического  развития и экономической политики  государства в сфере доходов  и расходов государственного  бюджета.

2.Состояние бюджетной  системы можно назвать важнейшим  критерием экономической ситуации  в стране, а одной из важнейших  функций бюджета есть регулирование  экономики.

3.Бюджетный дефицит сам  по себе не является катастрофическим  явлениями, его увеличение может  вести к серьезным негативным  последствиям не только экономического, но и чисто политического характера.  Ведь доверие народа к бюджетной  системе, к бюджетному устройству  страны определяет доверие правительству,  доверие проводимым реформам. Это  доверие невозможно в условиях  несбалансированного бюджета - главного  финансового документа страны. И  это должно, наконец, привлечь  пристальное внимание правительства,  и проявиться в конкретных  результатах.

4.Дефицит государственного  бюджета может быть профинансирован  тремя способами:

1)за счет эмиссии денег;

2)за счет займа у  населения своей страны (внутренний  долг);

3)за счет займа у  других стран или международных  финансовых организаций (внешний  долг).

5.Решение проблемы дефицита  бюджета (или хотя бы уменьшение  его доли в бюджете государства)  зависит от правильности подхода  правительства к ее оценке  и введение цивилизованных мер  направленных на сокращение бюджетного дефицита. Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы:

  1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 1. от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция)
  2. Налоговый Кодекс Российской федерации (НК РФ) Часть 1. от 31.07.1998 N 146-ФЗ. (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (действующая редакция)
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. От 31 июля 1998 г. с изменениями, 2007. — 216 с.
  4. ФЗ №198 от 24 июля 2007 г. "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов"

Учебные пособия  и журналы:

  1. Александров И.М. /Бюджетная система Российской Федерации: //Учебник. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», -2007. - 486 с.
  2. Астапов К. /Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения - 2009 . - №2.
  3. Белова В.Л./ Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит//Социально-политический журнал. - 2010.- № 6.- С.15.
  4. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Т.М.Ковалева, С В. Барулин. М.: КНОРУС, -2009.-208 с.
  5. Бюджетное право и процесс: учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. - М.: Изд-во Эксмо, -2007. - 598 с.
  6. Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. - М.: //Формула права,- 2009. - 254 с.
  7. Врублевская О.В. и др./ Бюджетная система Российской Федерации: Учебник 3-е изд.,М.: Юрайт-Издат, -2003. - 838 с.
  8. Годин, А.М. Бюджетная система РФ / А.М. Годин, Н.С. Максимова. - М.: Дашков и К°,- 2008.
  9. Государственный бюджет: Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн:БГЭУ, -2006.
  10. Дмитриев М.Э./ Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления. Том II. - 2007. - №2 - 3.
  11. Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А/. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. - 2010. - №8 - С. 32 - 38.
  12. Илларионов А.М. /Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики.- 2009.- № 12.- С. 15.
  13. Крохина Ю.А. /Бюджетное право и российский федерализм. - М.,- 2007. - 378 с.
  14. Лобачёвой Е.Н. / Экономическая теория: учебник 2-е изд. – М.: Высшее образование, -2008.-с.515.
  15. Макроэкономика: учебник / С.Р. Моисеев. - М. : КНОРУС, -2008.- 320 с.
  16. Павлова А.А. /Источники финансирования бюджетного дефицита//Экономист.- 2010.- № 1.- С. 76-80.
  17. Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И./ Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, -2008. - 469 с.
  18. Пекарский С.Э. Нелинейные эффекты воздействия инфляции на бюджетный дефицит и государственный долг // Экономический журнал ВШЭ, 4,- № 3,- 2006.- С. 309-332.
  19. Поляк Г.Б./ Бюджетная система России.// Учебник для вузов. М.: Юнити, -2005г.-539 с..
  20. Романовский М.В., Врублевская О.В.// Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, -2009. - С. 539.
  21. Седова М.Л/. Некоторые вопросы организации исполнения бюджетов в Российской. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008. - № 1. - С.7-9.
  22. Сорокина Т. //Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса. [Электронный ресурс].
  23. Финансы: учебник // Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. - 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Экономист, -2008. - 682 с.
  24. Хадонов Е.Е. //О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2008.- № 4.- С.51-54.
  25. Хурсевич С.// Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит. [Электронный ресурс].
  26. Шапиро С.А., Марыганова Е.А./ /Макроэкономика. Экспресс-курс : учебное пособие. - М. : КНОРУС, -2008. - 304 с.
  27. Шишкин А.Г., Захаров М.А./ Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. - 2009. - №4. - С.8-10.

Информация о работе Бюджетный дефицит и способы его финансирования