Бюджет денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:37, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика динамична, отечественным организациям приходится работать в быстро меняющейся внешней среде, часто в условиях неопределенности. Расширяются масштабы рынка, меняются потребности, растут объемы покупательского спроса, усиливается конкуренция. В тоже время финансовые и материальные ресурсы все более ограничены.

Файлы: 1 файл

Финансы организаций.docx

— 625.84 Кб (Скачать)

Бюджет прямых материальных затрат и товароматериальных ценностей  по своему содержанию включает три  составные части:

● бюджет (смета) основных материалов (потребность);

● бюджет запасов материалов на начало и конец бюджетного периода;

● бюджет закупок материалов.

Они взаимосвязаны между  собой: смета потребности основных материалов служит основой плана  закупок материалов, запасы материалов являются составной частью плана закупок, все вместе используются для обоснования производственной программы.

Чтобы составить годовой  бюджет прямых материальных производственных затрат необходима следующая информация:

1) объем производства  в единицах (штуках, метрах, килограммах,  комплектах и т. п.);

2) количество материалов, требующихся для изготовления  единицы продукции (норма расхода);

3) стоимость единицы каждого  вида материалов.

С помощью этой информации определяются нормативные прямые материальные затраты на производство единицы  продукции, которые, в свою очередь, устанавливают бюджетный уровень  прямых материальных затрат и являются основой при разработке бюджета  закупок прямых (основных) материалов.

По данным условного примера  произведен расчет потребного количества основных материалов на производство мебели (таблица 7).

 

Таблица 7 Смета прямых затрат на материалы в 200Х г.

 

* Себестоимость материала  включает покупную цену и транспортно-заготовительные  расходы (ТЗР) 10 % к цене покупки.

 

При составлении бюджета (сметы) прямых материальных затрат исходят  из неизменности норм расхода материалов и цен на них. В случае изменения  этих параметров в течение бюджетного периода показатели сметы пересчитываются.

Иногда руководителям  необходимо знать конкретный объем  материалов с учетом возможных потерь. Включение в бюджет ожидаемых  потерь сырья и материалов позволяет  контролировать уровень реальных потерь, и, если он превышает бюджетный, оперативно принимать меры к недопущению  перерасхода.

Бюджет использования  материалов служит основой для составления  бюджета закупок материалов. Для  составления бюджета закупок  материалов необходимо предусмотреть образование переходящих запасов материалов на конец бюджетного периода, а при составлении бюджета делать поправку на уровень начальных запасов (то есть запасов на конец текущего периода).

Производственные запасы для целей планирования потребности  в материалах подразделяются на текущие, подготовительные и страховые (резервные).

Текущий запас необходим  для обеспечения производства материалами  на период между двумя очередными поставками (сроки и периодичность  поставок оговариваются в договоре с поставщиками сырья и материалов). Он определяется при равномерных  поставках как произведение среднедневного расхода материала на интервал времени  между двумя очередными поставками:

 

Подготовительный запас  создают на время разгрузки материалов, количественной и качественной приемки, подготовки к использованию. Его  величина определяется условиями производства, видами материалов, организацией складского хозяйства.

 

С учетом запасов материалов на начало и конец планового (бюджетного) периода между объемом закупок  материалов и его потребным (расходным) количеством существует балансовая зависимость:

 

Отсюда количество материалов, которое необходимо заготовить в  бюджетном периоде:

 

В условном примере бюджет прямых затрат на материалы представлен  в таблице 8.

При составлении бюджета  закупок необходимо учесть ряд факторов, такие, как увеличение цен, скидки, условия  коммерческого кредита, возможные  заменители материалов, валютные курсы  и т. д.

Иногда бюджеты использования  и закупок материалов можно составить  и в виде единого документа. Но если в производстве используются несколько  видов материалов (большая номенклатура материалов) бюджет теряет свою аналитичность, снижается эффективность контрольной функции бюджетирования.

Последовательность составления  бюджета прямых материальных затрат:

1. Определить наиболее  важные виды сырья и материалов, необходимых для производства  продукции.

2. Рассчитать нормы расхода  сырья и материалов на единицу  подлежащей изготовлению продукции,  или на весь объем продаж  в соответствии с долей прямых  материальных затрат.

3. Прогнозируемые изменения  в структуре прямых материальных  затрат (за счет изменения норм  расхода материалов, цен на какие-либо  виды сырья и материалов) необходимо  скорректировать в соответствующем  месяце бюджетного периода.

4. Прочие прямые затраты  на материалы определить с  помощью ставки в рублях на  единицу продукции и планируемого  объема продаж в каждом месяце  бюджетного периода.

В условном примере для  упрощения расчетов прочие прямые затраты  на материалы не предусматриваются.

 

Таблица 8 Бюджет прямых затрат на материалы на 200Х год

 

Примечание:

* данные взятые из сметы  на материалы с учетом 1 % инфляции  в месяц (таблица 7).

** составляют 50 % потребности  в материалах в следующем месяце.

*** равен конечному запасу в предыдущем месяце.

2.3.3. Бюджет прямых затрат  труда

Назначение бюджета прямых затрат на оплату труда – определить прямые (переменные) издержки на заработную плату в соответствии с составленным ранее бюджетом производства (производственной программой). В этом бюджете учитываются  издержки на оплату труда только производственных рабочих. Эти издержки считаются  переменными, так как в сумме  изменяются пропорционально изменению  объема производства. В бюджете прямых затрат труда учитывается также  заработная плата инженеров, начальников  участков, ремонтного (цехового) персонала, если они работают посменно. Их заработная плата связана с объемом производства. Однако заработная плата дежурного  персонала, обслуживающего все смены, независима от объемов производства, относится к условно-постоянным расходам и учитывается в бюджете общепроизводственных накладных расходов.

Бюджет прямых затрат труда  базируется на данных бюджета производства, который определяет общее время  использования труда основных рабочих. Величина затрат труда зависит от трудоемкости производимой продукции  и системы оплаты труда, принятой организацией.

Трудоемкость изготовления продукции определяется по каждому  виду продукции в часах или  человеко-часах на единицу продукции.

Оплата труда рабочих (заработная плата) рассчитывается в  д. е. на один час работы в зависимости  от принятых тарифных условий.

Сумма прямых затрат труда  рассчитывается по следующей схеме:

 

В соответствии с бюджетом производства и нормативами для  определения суммы прямых затрат на оплату труда, принятыми в условном примере, составлен бюджет прямых затрат на оплату труда в 200Х году.

 

Таблица 9 Смета прямых затрат на оплату труда в 200Х г.

 

Информация бюджета прямых затрат на оплату труда может быть представлена в виде плана графика, условный пример которого приведен в  таблице 10.

 

Таблица 10 Бюджет прямых затрат на оплату труда на 200Х год

Наряду с планом графиком прямых затрат труда должен быть составлен  график выплаты заработной платы  в соответствии с принятыми в  организации кассовыми днями, сроками  выдачи авансов и основной части  заработной платы.

Последовательность составления  бюджетов прямых затрат труда:

1. Установить наиболее  важные виды прямых производственных (операционных затрат) расходов на  оплату труда и категории персонала  чьи издержки на оплату труда  прямо пропорционально связаны  с объемом продаж и будут  изменяться в соответствии с  изменением объема продаж на  протяжении бюджетного периода.

2. Рассчитать (или уточнить) нормативы трудоемкости по видам  продукции в человеко-часах и  стоимость одного человека-часа, исходя из принятых в организации  тарифных условий. На основании  этих данных и объема производства  определить общую величину прямых  затрат труда на производство  продукции.

3. Отразить в бюджете  возможную индексацию оплаты  труда в течение бюджетного  периода и внести коррективы  в соответствующие периоды (месяцы) бюджета через изменения почасовой  ставки оплаты труда.

4. Составить бюджет прямых  затрат труда на планируемый  период и график выплаты заработной  платы в соответствии с принятыми  в организации кассовыми днями,  сроками выплаты авансов части  заработной платы.

2.3.4. Бюджет общепроизводственных  расходов

Назначение бюджета –  определить часть условно-постоянных издержек необходимых для производства запланированного объема продукции.

Общепроизводственные расходы  относятся к числу накладных  расходов, включающих в себя все  экономические элементы издержек производства.

Термин «накладные» расходы  указывает на то, что они, в отличие  от прямых расходов носят общий, собирательный  характер, их величина, изменение, зависят  от множества различных факторов.

По характеру отнесения  на себестоимость продукции они  являются косвенными, не могут быть отнесены прямо на изделие, если их выпускается два и более наименования.

Общепроизводственные расходы  неоднородны, методы их расчета различны, поэтому по каждому виду расходов составляется постатейная смета.

По экономическому содержанию большая часть общепроизводственных расходов состоит из затрат на содержание и обслуживание средств труда (главным образом оборудования). Другая часть представляет собой расходы по управлению и обслуживанию производства (цеховые расходы).

В состав общепроизводственных расходов входят:

расходы на содержание и  эксплуатацию оборудования;

амортизация основных средств  и иного имущества, используемого  в производстве;

расходы по страхованию имущества;

расходы на отопление, освещение  и содержание помещений;

арендная плата за помещения, машины, оборудование и др. используемые в производстве;

оплата труда работников, занятых обслуживанием производства;

другие, аналогичные по назначению управленческие расходы.

Составлению бюджета общепроизводственных расходов предшествуют классификация  их на постоянные и переменные в  зависимости от изменения объема выпускаемой продукции.

В соответствии с этим бюджет общепроизводственных расходов состоит  из двух частей: переменные накладные  расходы и постоянные накладные  расходы. Для формирования переменной части расходов определяются ставки, постоянная часть расходов планируется с помощью составления сметы.

Деление накладные расходов на переменные и постоянные в бюджете  общепроизводственных расходов важно  с точки зрения финансового контроля и управления. Переменные накладные  расходы нормируются, определяются ставки начисления их на один час труда  основных производственных рабочих. Они  относятся к контролируемым расходам.

Постоянные расходы, будучи выделенными, из общего состава производственных накладных расходов, хотя и считаются  неконтролируемыми, в условиях гибкого  бюджетирования в определенной степени  становятся управляемыми.

В таблице 11 приведена смета (бюджет) общепроизводственных расходов в соответствии с их классификацией. Смета рассчитывается на планируемую  деятельность, выраженную в человеко-часах  труда основных производственных рабочих.

 

Таблица 11 Смета (бюджет) общепроизводственных накладных расходов на 200Х г.

Сметные затраты по статьям  переменных накладных расходов определяются путем умножения сметного труда  основных производственных рабочих (см. Бюджет прямых затрат на оплату труда, таблица 10) по каждому участку в  человеко-час на сметную (нормативную) ставку начисления переменных накладных  расходов (д. е. на 1 человеко-час труда). Предполагается, что все переменные накладные расходы зависят от продолжительности труда основных производственных рабочих.

При составлении сметы  общепроизводственных расходов следует  из состава постоянных расходов выделять (в том числе) амортизацию. Экономически амортизация не вызывает оттока денежных средств как другие расходы. Амортизационные  отчисления представляют форму накопления средств для приобретения и восстановления окончательно износившихся средств труда.

Для того чтобы выделить (показать) общепроизводственные накладные  расходы по каждому подразделению  организации составляются дополнительные расчеты, результаты которых сводятся в отдельные сметы. Эти сметы позволяют руководителям подразделений сосредоточить внимание на контроле тех издержек, за которые они несут непосредственную (персональную) ответственность. В свою очередь сметы подразделений помогают руководителю производства при анализе исполнения оценивать деятельность каждого подразделения и его руководителя.

Последовательность составления  бюджета общепроизводственных накладных  расходов.

1. Определить виды накладных  расходов, которые должна понести  организация на содержание и  эксплуатацию средств труда (оборудования).

2. Определить накладные  расходы на содержание и обслуживание  цеха (общецеховые расходы).

3. Составить постатейные  сметы наиболее важных видов  общепроизводственных затрат (смета  затрат на ремонт оборудования, на ремонт и обслуживание цеховых  зданий и сооружений и др.).

4.Выделить в составе  общепроизводственных расходов  переменную часть и постоянную (условно-постоянную) части.

5.Определить сметные ставки  начисления цеховых общепроизводственных  расходов на один час или  человеко-час планируемых трудовых  затрат.

6. Для контроля и управления  общепроизводственными затратами  можно составить помесячный план-график (см. таблицу 12). Главным методом  контроля и регулирования общепроизводственных  расходов является анализ исполнения  сметы (бюджета), как средства  обратной связи.

Для этого достаточно контролировать исполнение постатейных смет затрат по местам их возникновения за которые  несет ответственность руководитель (менеджер) центра ответственности.

Информация о работе Бюджет денежных средств