Возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Составной частью философии Нового времени была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Нового времени явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической он

Файлы: 1 файл

Ж.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

Нравственность, согласно Руссо, укореняется в вере - лишь нравственный человек может  быть добродетельным.

Еще в  своей ранней работе "Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов" Руссо противопоставляет  нравственность науке. Он изображает два  различных пути развития человечества: один связан с наукой, на достижениях  которой вырастает промышленность и работает прогресс - все это  характеризует неистинную, бесчеловечную, развращенную цивилизацию. Люди здесь  оторваны от природы скучены в  огромную массу, здесь царят теснота, грязь, нищета, убожество. Другой путь - это мирная жизнь на лоне природы, в тишине и покое, без вечной погони за наживой, когда неприходящим богатством для человека остаются "нетленные  ценности" чистого воздуха, родниковой воды, запаха трав, радостного труда  на пользу себе и окружающим. Только на этом пути сохраняются доброта, сострадание, забота о других людях - сохраняется  нравственность.

Решая вопрос о природе души, Руссо в  духе христианского богословия признавал, что душа бессмертна, что в загробном  мире ее ждет другая жизнь и, чтобы  заслужить счастливую загробную  жизнь, люди должны вести добродетельный и честный образ жизни. Именно этот образ жизни Руссо и возводит в ранг религии: " Вот истинная религия, единственная, не допускающая  ни злоупотреблений, ни нечестия, ни фатализма... Пусть себе проповедуют еще более  возвышенные религии, - я не признаю  никакой другой " [Руссо Ж.-Ж., Избранные  сочинения.,т.1,с.581].

Но для  истинной религии, считает мыслитель, нет необходимости верить, что  человек от рождения испорчен, что  на нем якобы лежит проклятие  первородного греха. Поэтому человек  от природы должен быть добр и совершенен.

Таким образом, Руссо противопоставлял официальным  феодально-клерикальным догматам и  атеистическому мировоззрению новую  форму " гражданской религии" - религию общественного договора.

" Догматы  гражданской религии,- писал Руссо,- должны быть просты, немногочисленны,  выражены точно, без разъяснений  и комментариев. Существование Божества  могущественного, разумного, благодетельного,  предусмотрительного и заботливого;  загробная жизнь, счастье праведных,  наказание злых, святость общественного  договора и законов - вот догматы  положительные" (Руссо Ж.-Ж., Трактаты,с.254-255).

Настоящее служение богу - это служение ему  в сердце, и хороший священник - служитель добра. Не быть фанатиком, не требовать от других беспрекословного соблюдения нелепых обрядов, а реально  творить добро - вот что должно быть смыслом деятельности верующего  человека.

К догматам "гражданской религии" Руссо  сделал следующие дополнения: нет  религии одного народа, которая исключает  все остальные религии, следует  терпеть все религии, которые  не противоречат долгу гражданина.

Религиозные воззрения Руссо, однако, не были вполне определенными: он, то отходил от протестантизма к католичеству, то возвращался к  отвергнутому вероучению, что не способствовало повышению доверия к его идеям.

III. РУССО  И РУССКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ  XIX ВЕКА.

Общественные  идеалы Руссо оказали глубокое влияние  на демократические слои русского общества.

Так, А.Н. Радищев считал себя активным сторонником  и приверженцем Руссо . Он очень высоко ценил его теорию общественного  договора и пытался ею воспользоваться  для оправдания народных волнений и мятежей против помещичьей тирании, против "неправосудия государя" и олицетворяемого им жестокого крепостнического режима. Теория общественного договора получила отражение и в административных проектах Радищева. Он пытался конкретизировать теорию общественного договора, пропагандируя буржуазные общественные отношения, которые только зарождались в лоне российского крепостничества.

Революционно-демократические  идеалы Руссо были хорошо знакомы  и декабристам, среди которых  были широко распространены запрещенные  переводы его произведений.

Высоко  ценили демократические идеалы французских  просветителей Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, А.И.Герцен и другие. А.И.Герцен часто  подчеркивал то, как велико было влияние революционно-демократических  идей Руссо на его сознание и ранние взгляды:" Мы так же переживали Руссо  и Робеспьера, как французы" [ Герцен А.И., Собрание сочинений.,М.,1954г.,т.3,с.313]. В Руссо Герцен видел не только выдающегося демократического мыслителя, но и идеолога французской мелкой буржуазии, давшего якобинцам острое идейное оружие.

Г.В.Плеханов в своей статье " Жан-Жак Руссо  и его учение о происхождении  неравенства между людьми" отмечал  огромную теоретическую заслугу  Руссо в том, что он не довольствуясь  господствовавшим в XVIII веке идеалистическим  взглядом на ход развития просвещения, попытался взглянуть на этот ход  с точки зрения материалистического  положения, согласно которому не мышление определяет собой бытие, а бытие  определяет собою мышление.

Кроме того, многие не без основания полагали, что ,если бы не было Руссо, не было бы и  Великой французской революции 1789 - 1794 гг., что именно его "возмущенная  мысль" привела к переворотам  в социальной и политической жизни  Франции и возвестила о начале революционной эпохи в жизни  европейского общества.

Социально-политические идеи Руссо явились предтечей  тех реальных исторических событий, которые назывались Великой французской  революцией и нити от которых тянутся  к еще более роковому действию - к Великой Октябрьской революции.

Информация о работе Возрождение