Возрождение

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 20:40, реферат

Краткое описание

Составной частью философии Нового времени была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Нового времени явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической он

Файлы: 1 файл

Ж.docx

— 36.18 Кб (Скачать)

I. ОБЩИЙ  ОБЗОР ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Составной частью философии Нового времени была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Нового времени явилась "дейстская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли идеалистическую теорию врожденных идей, рационалистическую концепцию совпадения логического и реального следования, идеи субстанциональности души и некоторые положения агностицизма. Деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины мира, а "естественную религию" в качестве социального регулятора исторического процесса. Критика феодализма привела деистов к отрицанию теологического объяснения исторического процесса и утверждению рационалистической теории общественного договора (Руссо, Джефферсон, В.В. Попугаев).

Другая  историческая форма философии Нового времени - материализм XVIII века - формировалась путем философской критики теоретических основ деизма на базе материалистического естествознания. В решении основного вопроса философии материалисты эпохи Просвещения (Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев) отвергли субъективный идеализм Беркли и предприняли естественно-научное обоснование концепции материи как объективной реальности. Они считали жизнь и сознание функцией определенной организации материи, сформировавшейся в результате длительного исторического развития. В теории познания материалисты отвергли агностицизм, картезианскую концепцию врожденных идей, включая идею бога, и последовательно развивали основные положения материалистического сенсуализма, утверждавшего, что источники человеческого знания - это ощущения и восприятия.

В соответствии с разделением философских взглядов сформировалось два "поколения" французских  просветителей.

Идейными  вождями "старшего поколения" были Вольтер и Монтескье. Веря в исторический прогресс, они обычно не связывали  его с политическим развитием  масс, возлагая надежды на "просвещенного  монарха" (Вольтер) или пропагандируя  конституционную монархию по английскому  образцу и теорию "разделения властей" (Монтескье).

Деятели второго этапа французских просветителей - Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. - были в своем большинстве материалисты. Центральным событием этого этапа  можно считать выпуск "Энциклопедии или Толкового словаря наук,искусств и ремесел" в 1751-1780 годах. Эта работа давала людям некоторое общее  представление об окружающем мире, на основе котрого уже должна была формироваться самостоятельная  способность суждения у каждого  человека, делающая его суверенной личностью.

По мере приближения революции росло  влияние произведений, содержащих более  радикальную критику феодального  строя. Это, прежде всего, трактат Ж.Ж.Руссо "Об общественном договоре" (1762).

Важнейшие идеи Просвещения - идея знания, просвещения  и идея здравого смысла. С культом  здравого смысла, разума связано стремление просветителей подчинить идеальному началу и общественный строй, государственные  учреждения, которым, по их словам, надлежало  заботиться об "общем благе". Против феодально-абсолютистского государства  была направлена теория общественного  договора, согласно которой государство представляло собой институт, возникший путем заключения договора между людьми; эта теория давала право народу лишить власти государя, нарушевшего условия договора.

 Некоторые из просветителей возлагали надежды на " просвещенного монарха ", рассчитывая в дальнейшем на проведение необходимых реформ, - так возникла идея посвещенного абсолютизма.

Оружием борьбы с феодальным мировоззрением была для посветителей и история, которую они рассматривали как " школу морали и политики". Для просветительских взглядов на историю  наиболее характерно следующее: изгнание теологии из объяснения исторического  процесса, резко отрицательное отношение  к средним векам, преклонение  перед античностью, вера в прогресс, признание закономерного характера  развития, подчиненного определенным "естественным законам".

Деятели Просвещения противопоставляли  христианско-религиозной морали с  присущей ей идеей отрешения от мирских  благ идеи эмансипации личности, индивидуалистические теории "разумного эгоизма", мораль, основанную на здравом смысле. Но в  эту же эпоху, особенно накануне Великой  Французской революции, получили развитие и иные принципы - возникла идея новой  гражданственности, требовавшей самоограничения  личности. Благо государства, республики ставится выше блага отдельного человека.

Таким образом, Просвещение явилось не только этапом в истории европейской  философской мысли, но и заложило основы для формирования свободного человека Нового времени, провозгласило  новые идеалы в области искусства  и культуры.

II. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ  СИСТЕМА Ж.-Ж.РУССО

Мировоззренческая система Жан-Жака Руссо завоевала  огромную популярность еще при жизни, он был признанным властителем дум  большинства французов второй половины XVIII века. Его породила определенная историческая эпоха, но и он своими блестящими и оригинальными сочинениями  способствовал ее рождению.

Следует отметить своеобразие и неординарность взглядов Руссо, так как он не соглашается  с другими просветителями почти  по каждому пункту просветительской программы.

Прежде  чем перейти к характеристике системы взглядов Ж.-Ж.Руссо, необходимо упомянуть о его предшественниках, оказавших сильное влияние на формирование и развитие философских взглядов мыслителя.

1. Идейные  предшественники.

К числу  ближайших предшественников Руссо  в области общественно-политической мысли следует отнести Гуго Гроция (1583-1645), Томаса Гоббса (1588-1679), Джона  Локка (1632-1704), Ш.Л.Монтескье (1689-1755).

Кратко  рассмотрим суть учений каждого из мыслителей.

Гуго  Гроций, крупный нидерландский ученый-юрист, в 1625 году выпустил в свет свое главное  сочинение - "О праве войны и  мира", в котором утверждал, что  в условиях первобытных отношений  стихийно господствовало естественное право, коренящееся в самой природе  человека, и что нормы его неизменны, вечны. Затем главную роль в этих отношениях, по мнению Гроция, стала играть абсолютная верховная власть, возникшая якобы в результате добровольного отказа людей от своей естественной первобытной свободы. Отсюда следовало, что верховная власть представляла собой не продукт естественного права, а некий исторический факт.

Соглашаясь  с некоторыми выводами Гроция, Руссо  вместе с тем подвергал критическому разбору его учение о происхождении  верховной власти, подчеркивая враждебность этого учения интересам народа.

В "Общественном договоре" Руссо довольно часто  упоминает о политическом учении Т.Гоббса. Руссо резко критиковал антидемократические тенденции  во взглядах Гоббса, его "презрение  к свободе и равенству". Но это  не мешало ему видеть сильные стороны  учения английского философа-материалиста, а именно его антифеодальные взгляды  на церковную гегемонию. Руссо писал, что Гоббс впервые "...осмелился  предложить соединить обе головы орла (т.е. церковь и государство) и привести все к политическому единству, без которого ни Государство, ни Правление никогда не будут иметь хорошего устройства" (Руссо Ж.-Ж., Трактаты., М:Наука, 1969,с.250).

В "Общественном договоре" и других сочинениях Руссо  часто встречаются ссылки и на другого английского философа-материалиста - Джона Локка. Согласно системе обучения и воспитания Локка, изложенной в  трактате "Несколько мыслей о  воспитании", на детей следует  воздействовать главным образом  убеждением, обращаясь к их разуму. В этом вопросе Руссо расходился не только с Локком, но и со всеми  предшествующими ему авторитетами - Монтенем, Лабрюйером и др. В соответствии со своими морально-педагогическими  взглядами он утверждал, что самая  важная и первоначальная задача воспитания - это сделать детей восприимчивыми к тому, что им внушают."Сам  Локк, мудрый Локк, - писал Руссо в  романе "Юлия, или Новая Элоиза", - позабыл сию основу; он больше говорит  о том, что следует требовать  от детей , нежели о том, как этого  добиться от них" (Руссо Ж.-Ж., Избранные  сочинения.,т.2,с.489).

Большое влияние на Руссо оказал выдающийся французский социолог Ш.Л.Монтескье. Главное произведение Монтескье - "О  духе законов" (1748) - представляет собой  капитальное исследование об основных условиях и гарантиях политической свободы. Лучшей гарантией политической свободы Монтескье считал разделение и уравновешение властей: законодательной, исполнительной и судебной. Он утверждал, что подобное разделение явится не только гарантией полного осуществления политической свободы, но и решающим условием успешного устранения всевозможных государственных злоупотреблений.

2. Философские  и социально-политические идеи.

Философская система Ж.-Ж.Руссо сложна и многозначна. Его альтернативная концепция о  глубине человеческого существа и диалектике социальной жизни сыграла  важную роль в развитии философской  мысли.

Мировоззренческая система Ж.-Ж.Руссо представляет переплетение различных течений: дуализма, картезианства, сенсуализма, наконец, идеализма и фидеизма в области  религиозных воззрений. Но несомненно преобладание дуалистических взглядов, так как Руссо, признавал объективное  бытие материальной Вселенной, допуская существование в мире двух начал - духа и материи. Он развивал метафизический взгляд на материю как на мертвую  и косную субстанцию, которая сама по себе не имеет никакого движения и только в результате высшего  воздействия приобретает способность  к механистическому передвижению в  пространстве. Движение он понимал  не как изменение вообще, а как  перемещение в результате механистического воздействия. Вопрос об источнике движения Руссо решал, однако, не материалистически. "Некая воля - писал он - приводит в движение Вселенную и одушевляет природу... Я думаю, что мир управляется  могущественной и мудрой силой." (Руссо Ж.-Ж., Эмиль, или о воспитании,с.265-269).

Вопрос  о самопознании для Руссо столь  же философичен, сколь и актуален. Греческую мудрость он пытается соединить  с насущными вопросами современности  о свободе и равенстве.

Самым важным препятствием для человека является сам человек.Но нынешнее стремление к "объективному" познанию, освоение внешней предметности отдаляет человека от самого себя.

Как Декарт отделил мысль от чувственности, чтобы сделать предметом мысли  саму мысль, так Руссо берется  освободить чувствование от интеллектуальных привнесений, чтобы сосредоточиться  на нем же самом, чтобы "чувствовать  чувство". Но, если Декарт обращает мысль  на самое себя, для того, чтобы  достичь чистоты и ясности  интеллектуального познания, то Руссо  отрешает чувство от всякой внешней  предметности и ориентирует внутрь для достижения морального самопознания.

Принцип Декарта cogito (мышление) относится к  интеллектуальному и чувственному самосознанию, объединяя то и другое. Декарт начинает с первого, оставляя в тени второе. Руссо, напротив, отправляется от второго, т.е. от чувственного самопознания как основы самопознания рационального. Руссо выводит достоверность существования человека не из мысленного акта, как у Декарта: "Мыслю, следовательно существую", а из чувственного; но в обоих случаях акты рефлективны: там - самомышление, здесь - самочувствование, ощущение себя, своего собственного существования: "Существовать для нас значит чувствовать; наша чувственность бесспорно предшествует нашему разумению, и мы имеем чувства раньше идей" (Руссо Ж.-Ж., Эмиль, или о воспитании.,СПб.,1913,с.284). Признавая первым чувством человека "ощущения его бытия" , Руссо прилагает и развивает картезианский принцип не в интеллектуальной сфере,однако и не в противоречии с разумом, т.е. не выступает как антиинтеллектуалист: "..мое правило больше полагаться на чувство, чем на разум, сообразуется с самим разумом" (Руссо Ж.-Ж., Эмиль или о воспитании,СПб.,1913,с.203).

Но все  же специфическое отличие Руссо  от многих других просветителей - это  не столь поворот к сенсуализму, который не редкость в их среде, сколько  обращение к картезианской основе как рационализма, так и сенсуализма  и развитие из нее чувственной  рефлексии.

"Исповедь" Руссо не стоит совсем в  стороне от его своеобразного  философского начинания. В ее  программе прямо заявлено: "Отдаваясь  одновременно воспоминанию о  полученном впечатлении и чувству  настоящего момента, я буду  отнимать свое душевное состояние  как бы в двойне, т.е. в момент, когда произошло данное событие,  и в тот, когда я его описываю" (Руссо Ж.-Ж., Избранные сочинения.,т.3, с.672). Рефлективное отношение не  может оставаться чисто индивидуальным  и субъективным, оно должно обрести  общезначимость и объективность. 

Одной из главных проблем, которые исследует  Руссо, является проблема человека, его  истинной сущности.

Руссо усматривает в человеке два естественных начала, предшествующих разуму (рассудку):"... из них одно горячо заинтересовывает нас в нашем собственном благосостоянии и самосохранении, а другое выражает наше естественное отвращение при виде гибели и страданий всякого чувствующего существа и главным образом нам подобных" (Руссо Ж.-Ж.,Трактаты,с.43).

Гоббс, не задумываясь, сразу же переводил  стремление к самосохранению в самолюбие  и эгоизм, а Руссо раскрывает долгий исторический путь, ведущий к такому превращению, вернее один из путей, совсем не обязательный,- более естественен  другой: любовь к себе, еще прежде чем обернуться самолюбием, умеряется  жалостью к страданиям себе подобного, а лучше сказать, расширяется  до сострадания к несчастью других и часто переходит в это  второе чувство.

Информация о работе Возрождение