Возникновение и развитие марксисткой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Исторические условия возникновения марксистской философии, Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии, Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем

Оглавление

Введение 3

1. Исторические условия возникновения марксистской философии 4

2. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии 7

3. Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем 10

4. Марксизм и современность 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

      Впервые в истории мысли именно марксизм дал подлинно научное решение  вопроса о сущности человека как  совокупности всех общественных отношений. Рассматривая человека как величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Философия осуществляет целостный подход к человеку, понимает его в единстве производственной, революционно-преобразующей и духовной форм деятельности.

      Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный процесс, развёртывающийся на основе общественно-исторической практики - предпосылки, цели и одного из важнейших объектов философского познания. В этом смысле марксистская теория познания глубоко отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко индивидуальным подходом и антиисторизмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей философии разрыв между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в их единстве, но не в тождестве - отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и несущее на себе печать определенной специфичности сознания, его активного творческого характера.

      В противоположность идеализму марксистская Философия понимает сферу мышления не как сферу чистого духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира. Поэтому анализ мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой действительности, составляющей это содержание, а также практической деятельности людей.

      Философия марксизма-ленинизма * диалектический материализм и выступающий с ним в единстве исторический материализм. В состав философии марксизма-ленинизма также входят: философские вопросы естествознания, психологии, этика, эстетика, научный атеизм и история философии; они представляют собой результат применения диалектического материализма к явлениям нравственного сознания, к закономерностям развития искусства, к развитию естествознания, к истории развития философской мысли. Философия – не только теория объективной диалектики и логика научного познания, но и общесоциологическое, этическое и эстетическое учение. Развитие марксистской философии связано с появлением новых объектов исследования, неизвестных ранее проблем; это вызывает изменение предмета философии и усложнение её структуры.

      Первые  философские учения возникли 2500 лет  назад в Индии, Китае и Древней Греции. Ранние философские учения носили стихийно-материалистический и наивно-диалектический характер. Исторически первой формой диалектики явилась античная диалектика, крупнейшим представителем которой был Гераклит. Атомистический вариант материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у элеатов и пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как направление, противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма стал Платон, развивший идеалистическую диалектику понятий. Античная Философия достигла своей вершины у Аристотеля, учение которого, несмотря на его идеалистический характер, содержало глубокие материалистические и диалектические идеи.

      С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Западной Европе становится христианство. Первый этап средневековой христианской философии – патристика; на её основе в IX – XII вв. складывается схоластика, которая усматривала цель Философии в обосновании религиозных догматов. В XI - XIV вв. в споре между реализмом (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование вне человеческого ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (И. Росцелин, Иоанн Дунс Скот, У. Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё выражение борьба идеалистических и материалистических тенденций.

      Развитие материального производства, обострение классовой борьбы привели к необходимости революционной смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало освобождения науки от пут религиозно-идеалистического мировоззрения. Первый удар по религиозной картине мира нанесли мыслители эпохи Возрождения - Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей, М. Монтень, Т. Кампанелла и др.

      Идеи  мыслителей эпохи Возрождения были развиты философией нового времени. Развитие опытного знания, науки требовало  замены схоластического метода мышления новым методом познания, обращенным к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики; но материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.

      Родоначальником материализма нового времени был философ Бэкон, считавший высшей целью науки обеспечение господства человека над природой. Т. Гоббс явился создателем первой всесторонней системы механистического материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Р. Декарт, основоположник рационализма, стремился разработать универсальный метод для всех наук. Характерная черта учения Декарта - дуализм «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Б. Спиноза противопоставил дуализму Декарта материалистический монизм. Дж. Локк развил сенсуалистическую теорию познания. Идеи, противоположные материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Дж. Беркли и Д. Юм). Объективно-идеалистическое учение разработал Г. Лейбниц, высказавший ряд глубоких диалектических идей.  
 
 
 
 
 
 

4. Марксизм и современность 

      В 80-е и 90-е годы в России было опубликовано большое количество серьезных исследований, критически и прогностически, анализирующие уроки, достижения и провалы прошлого и настоящего развития социализма в СССР и других странах, его перспективы на будущее. Вышли как монографические, так и коллективные книги, сборники статей. В выходящих коммунистических, социалистических, левых журналах постоянно публиковались интересные аналитические, постановочные, полемические, дискуссионные статьи.

      Развернулись  острые дискуссии по кардинальнейшим  вопросам марксизма, социализма и коммунизма, проведенные, что очень важно, в  уважительной, товарищеской атмосфере  даже при самых альтернативных позициях их участников. Состоялись многие российские и международные конференции по современным актуальным проблемам развития человечества, цивилизации, общества, человека, по подытоживанию уроков развития XX века и определению перспектив и проблем в наступающем новом, XXI столетии.

      Такая же работа велась в других странах  СНГ, в бывших социалистических странах  Восточной и Центральной Европы. Марксизм снова приобрел упущенные  им в недавнем прошлом черты движения, остро бьющейся мысли, спора, дискуссионности, боевитости,                             энергичности, целеустремленности, новаторства, качественного подъема, революционности.

      Свежая  струя творческой научной мысли  подтвердила до этого значительно  поблекшие и заметно утраченные такие сущностные характеристики марксизма, как его жизнестойкость, единство преемственности и новаторства, творческая новация, выход на новые качественные рубежи обобщений и выводов, революционность, устремленность вперед.

      Огромные  новые и трудные, сложные теоретические и практические проблемы встали после насильственного развала и уничтожения внутренней контрреволюцией и внешней реакцией СССР, восточноевропейских социалистических стран перед оставшимися четырьмя из огромной до этого мировой социалистической системы социалистическими странами – тремя в Азии (Китай, Вьетнам, КНДР), одной в Америке (Куба).

      И они – и в теории, и на практике – за 90-е годы ХХ века убедительнейшим образом доказали великую способность социализма, несмотря на все трудности, находить эффективнейшие и революционные пути не только сохранения своих позиций перед мощнейшим всемирным империалистическим нажимом, натиском, угрозами и диктатом, но и великую способность, руководствуясь переводимыми на современную почву социалистическими концепциями, добиваться всего за один-два десятилетия колоссальных практических, экономических, социальных, духовных, культурных успехов, существенного подъема жизненного уровня народа, благосостояния трудящихся и их семей, в противоположность страшнейшей стагнации насильственно повернутой на капиталистический путь России и других стран СНГ. Особенно это относится к Китаю, ныне занявшему второе место в мире, после США, по валовому внутреннему продукту (ВВП), обогнав и Японию, и Германию, не говоря о других странах. Существенный рывок и подъем за последние годы сделал Вьетнам. Многого добилась социалистическая Куба.

      Большую роль в этом сыграли новые, новаторские  теоретические ориентации, базирующиеся на творческом применении марксизма, определившие эффективный практический курс экономических и социальных реформ, изменений, перемен на благо страны и народа. И здесь действительно выдающаяся и энергичная теоретическая и практическая роль в таком подъеме социализма принадлежит лидерам этих стран, а именно Дэн Сяопину в Китае, Фиделю Кастро на Кубе, руководству социалистического Вьетнама.

      Двадцатый век, при всех произошедших труднейших поворотах и трагедиях в развитии марксизма и социализма, закончился оптимальными тенденциями как теоретического роста, подъема марксизма, так и оптимально звучащими аккордами мощнейшего практического, реального прогресса крупных социалистических держав, на деле демонстрирующих преимущества социализма перед капитализмом, явную победную устремленность обновляющегося социализма к дальнейшему росту и прогрессу в приближающемся XXI столетии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Значение  марксистской философии в том, что  она ярко отразила идейные искания  своего времени, по-новому представила  причины социального неравенства  и его результаты. Ответ на вопрос «Что делать?» был дан Марксом в духе новых социальных идей Европы середины XIX столетия, но эти идеи, в отличие от социалистов-утопистов, были им переведены в практическое русло. Мысль об экономической обусловленности духовной жизни человека и о возможности радикально изменить первое через второе оказалась столь привлекательной, что определила ход экономического, а, в конечном счете, политического развития ряда стран на длительный срок.

      Сохраняя, при всем их развитии, изменении, совершенствовании, данные основополагающие положения марксистского учения, сам творчески развиваемый, осовремениваемый марксизм вполне может, по моему мнению, обозначаться, называться и ныне, и завтра классически как марксизм, так и как современный марксизм.

      Главное, чтобы изначально и постоянно присущие марксизму его существо, суть, живой дух, жизненная сила, великая энергия и убежденность, неуемная вера в силы и великие дела человека и народов, в их прекрасное предназначенье, оптимистическая устремленность вперед, в будущее неизменно сохранялись, лишь расширяясь и углубляясь. В этом надежность, незыблемость, перспективность и будущность творческого живого марксизма. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Алексеев  П.В., Панин А.Ф. Философия. 3-е изд.  М., 2007.

2. Греков А.М. Введение в философию. М., 2006.

3. Крылов  А.Г. Антология мировой философии.  М., 2008.

4. Кун  Т. Структуры научных революций.  М., 2006.

5. Никифоров  Л.А. Философия науки. Сбп., 2007.

Информация о работе Возникновение и развитие марксисткой философии