Возникновение и развитие марксисткой философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 16:03, контрольная работа

Краткое описание

Исторические условия возникновения марксистской философии, Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии, Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем

Оглавление

Введение 3

1. Исторические условия возникновения марксистской философии 4

2. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии 7

3. Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских систем 10

4. Марксизм и современность 14

Заключение 17

Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 79.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение            3

1. Исторические условия возникновения марксистской философии  4

2. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки         возникновения марксистской философии       7

3. Качественное отличие марксистской философии от предшествующих                                                                                                            философских  систем                 10

4. Марксизм и современность               14

Заключение                  17

Список  использованной литературы              18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Значительным  событием в истории философской  и общественной мысли XIX в. было появление  марксизма. Духовное наследие, оставленное  немецкими мыслителями Карлом Марксом  и Фридрихом Энгельсом, представляет собой не только систему философских взглядов, но также экономическую теорию и социально-политическое учение.

      Марксизм  вырос из предшествующих ему философских, экономических и социально-политических идей, созданных во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. Каждой из его составных частей соответствует свой источник. Источником философских построений марксизма является немецкая классическая философия в лице учений Гегеля и Фейербаха. У Гегеля основатели марксизма заимствовали диалектику, а у Фейербаха - материализм.

      Поэтому марксистская философия называется диалектическим материализмом или  материалистической диалектикой. Однако марксистская философия не исчерпывается  диалектическим материализмом, потому что его предметом является природа. Объяснению же общества и истории посвящена вторая часть марксистской философии, которая называется историческим материализмом.

      Источником  экономической теории марксизма  является английская классическая политэкономия  Адама Смита и Давида Рикардо, а источником социально-политического учения - французский социализм Анри Сен-Симона и Шарля Фурье - мыслителей, которые нарисовали проекты совершенного общественного устройства. Только их социализм Маркс и Энгельс называли утопическим (как и предшествующую ему социально-философскую традицию, начиная с учения Платона об идеальном обществе), то есть несбыточным, а свой - научным, то есть вполне осуществимым.  
 

1. Исторические условия возникновения марксистской философии 

      Возникновение марксизма было подготовлено всем ходом исторического развития. В 30-40-х годах XIX в. промышленный переворот охватил практически все страны Западной Европы и России. Это означало быстрое, но противоречивое развитие производительных сил, но одновременно проявлялась противоречивость этого процесса. Переход на машинное производство сопровождался удлинением рабочего дня, повышением интенсивности труда и превращением рабочего в придаток машины.

      Все больший размах приобретали периодические  экономические кризисы, вызывающие массовую безработицу и падение заработной платы трудящихся. Это сопровождалось нарастанием конфликта между пролетариатом и буржуазией, обострением классовой борьбы, возникновением и развитием рабочего движения в Англии, Франции, Германии. Новые процессы в экономике и общественной жизни капиталистических стран стали объектом всестороннего анализа К.Маркса и Ф.Энгельса.

      В ходе промышленного переворота рабочий  класс впервые выступил на историческую сцену как самостоятельная общественная сила. Это ярко проявилось в период восстания лионских ткачей во Франции в 1831 и 1834 г., чартистского движения 30-40-х годов в Англии, восстании силезских ткачей в 1844 г. в Германии.

      Наряду  с промышленным переворотом, революционными выступлениями рабочего класса важную роль в подготовке возникновения марксизма сыграли выказанные ранее идеи представителей немецкой классической философии (Гегель, Фейербах), классической английской политической экономии (Смит, Рикардо) и французского утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон)1.

      Марксизм  - это целостная система представлений о сущности и судьбах капиталистического способа производства и будущем развитии общества на базе общественной собственности на средства производства. Как теоретическая система он состоит из трех взаимосвязанных частей: диалектико-материалистической философии, исследующей универсальные законы развития природы, общества и человеческого мышления и разрабатывающей соответствующий метод исследования общественных процессов; политической экономии, базирующейся на применении диалектического материализма к исследованию производственных отношений капитализма; теории социализма, основанной на политической экономии марксизма и описывающей будущее развитии общества.

      Учение  «марксизм», получившее свое название по имени его основоположника, было создано вынужденным эмигрировать из Германии революционным политическим деятелем Карлом Генрихом Марксом                  (1818 - 1883 г.) при непосредственном участии его друга и соратника Фридриха Энгельса (1820 - 1895 г.).

      К. Маркс родился 5 мая 1818 г. в семье адвоката в г. Трире. Ф.Энгельс также был уроженцем Рейнской области. Он родился в семье фабриканта в г. Бремене 28 ноября 1820г. В 1835 г. Маркс поступил в Боннский университет, откуда вскоре перевелся в Берлинский университет, который окончил в 1841 году. Наряду с юриспруденцией большое внимание в университете К. Маркс уделял философии. Докторская диссертация, написанная им в период окончания университета, была посвящена философской теме.

      С экономической проблематикой К. Маркс столкнулся в 1842-1843 г., когда он как редактор «Рейнской газеты» вынужден был разбираться с вопросами, касающимися частной собственности на землю. В 1842 г. Карл Маркс познакомился с Ф. Энгельсом, который в отличие от Маркса не получил систематического образования. По настоянию отца, еще не закончив гимназию, он был вынужден заняться коммерцией. Будучи хорошо осведомленным в практических вопросах хозяйственной деятельности, Ф.Энгельс много занимался самообразованием и со временем стал прекрасным экономистом-теоретиком.

      Основные  положения нового учения с наибольшей полнотой изложены в знаменитой работе К.Маркса «Капитал». Первый том «Капитала» опубликован в 1867 г., второй и третий были подготовлены к изданию Энгельсом  уже после смерти К.Маркса (1885 и 1894г.), четвертый, оставшийся в набросках, был выпущен в свет под названием «Теории прибавочной стоимости» учеником Энгельса Карлом Каутским в начале ХХ века.

      Идеи  Маркса оказали мощное воздействие  на многие области обществознания - историю, социологию, политологию, политическую экономию. На основе этих идей формировались влиятельные политические партии и общественные движения, оказавшие заметное влияние на историю ХХ века. В Советском Союзе упрощенная версия марксизма использовалась в качестве основы государственной идеологии. Интерес к марксизму сохранялся и на Западе. Он не утрачен и в наше время, достаточно сказать, что сегодня в мире существует несколько школ экономической мысли марксистской ориентации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксистской философии 

      Чтобы создать научную идеологию рабочего класса и его философское мировоззрение, Маркс и Энгельс должны были, прежде всего, порвать с представлениями, господствовавшими в окружающей их среде, преодолеть те идеи, которые внушались им в семье, школе и т. д. Но одного разрыва с господствующей идеологией было недостаточно. Необходимо было теоретически осмыслить общественно-историческое развитие, классовую борьбу пролетариата, революционно критически переработать достижения предшествующей общественной мысли. Все это можно было сделать, лишь встав на позиции рабочего класса, принципиально враждебные буржуазной идеологии.

  В историческом процессе формирования философии марксизма следует отметить две основные стадии:

      1) переход Маркса и Энгельса  с позиций идеализма и революционного  демократизма на позиции диалектического  материализма и научного коммунизма, который завершается к началу 1844 г.,

      2) разработку основных положений  диалектического и исторического  материализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма - «Нищеты философии» (1847) и «Манифеста Коммунистической партии» (1848). Главной движущей силой этого сложного и многогранного процесса была страстная борьба Маркса и Энгельса за интересы трудящихся, против явных и скрытых сторонников угнетения и эксплуатации человека человеком.

      Первым  научным произведением молодого Маркса была его докторская диссертация  «Различие между натурфилософией  Демокрита и натурфилософией  Эпикура», защищенная в 1841 г. В этом труде Маркс стоит еще на идеалистически-гегельянской точке зрения. Он считает движущей силой истории человечества развитие человеческого самосознания. Но самый выбор диссертационной темы, т. е. интерес Маркса к материалистам античности, в особенности, же к эпикурейству, указывает на его расхождения с Гегелем.

      Маркс высоко оценивает роль Эпикура в  истории философии, подчеркивая  его борьбу против религии, против страха перед неведомыми, мифическими, потусторонними силами. Религия, утверждает Маркс, противоречит разумному взгляду на мир. Вот почему эпикурейская критика религиозного сознания образует первую необходимую предпосылку философии2.

      Исследование  Маркса, несмотря на свой специальный  характер, наполнено страстным политическим протестом против порабощающей личность социальной действительности. Этой действительности, особенно уродливо проявлявшейся в полуфеодальной Германии, молодой Маркс противопоставляет философию, которая должна, по его мнению, бороться против всех земных и небесных богов и подобно легендарному Прометею не склонять головы перед ними, а нести свет знания и свободы людям. «Прометей, - говорит Маркс, - самый благородный святой и мученик в философском календаре».

      Такое понимание смысла и задач философии  было чуждо Гегелю и другим философам-идеалистам, которые исходили из того, что мир сам по себе разумен, и превозносили философию за то, что она, так сказать, возвышается над бурным житейским морем. Против этой вековой философской традиции, поддерживавшейся всеми господствовавшими классами, выступил молодой Маркс, рассматривая философию как «философию действия», призванную не только удовлетворять человеческую любознательность, но и осуществлять разумное переустройство мира. С этой точки зрения Маркс приходит к выводу, что развитие философии неизбежно приводит к превращению мысли в дело, к практике.

      В то время как Гегель рассматривал современный ему период немецкой истории как высшую ступень развития абсолютного духа, когда дух приходит, наконец, к самопознанию, успокаивается и этим в основном завершается всемирно-исторический процесс, Маркс решительным образом отвергает гегелевскую идею примирения с якобы ставшей разумной действительностью. Для Маркса ясно, что борьба против неразумной действительности есть, прежде всего, борьба с существующими общественными и, в частности, государственными учреждениями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Качественное отличие марксистской философии от предшествующих философских  систем 

      Вместе  с тем марксистская философия существенно отличается от любой частной науки, прежде всего тем, что она является мировоззрением. В этом - главная специфика философии. В выработке и развитии подлинно научного мировоззрения и заключается историческая миссия марксистско-ленинской философии, которая включает в себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального мира, но и нравственные, эстетические идеи и убеждения.

      Отправной теоретический пункт всякого  философского учения - вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию». Что чем порождается - материальный мир сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром – такова первая сторона основного вопроса философии. Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение характера взаимоотношения между объектом и субъектом познания.

      Последовательно научное решение основного вопроса философии было дано марксизмом, который признаёт материю объективной реальностью, существующей вне, до и независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи, характеризует общественное сознание как отражение общественного бытия, т. е. прежде всего материальной жизни общества. Марксистская философия отстаивает и обосновывает принцип познаваемости мира, рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности. За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как целому, включающему в себя человека как свою одухотворённую часть.

Информация о работе Возникновение и развитие марксисткой философии