Вкус как эстетическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

Известно, что в процессе формирования эстетического вкуса вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к ним. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, которые выражают свободное развитие человека, то функции эстетического воспитания (формирование эстетическо-ценностной ориентации и развитие эстетико-творческих способностей) гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера.

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

 

Итак, сознание соотносится  с мировоззрением людей и существует в русле педагогических категорий, которые охватывают как наиболее общие понятия эстетического в жизни и искусстве, так и саму область эстетического сознания. Нас интересует, как те или иные вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека, ведь «формирование эстетического вкуса - одна из задач эстетического воспитания».

Отсюда следует, что  все эстетические категории, которые  мы рассмотрели как педагогические категории, оказывают существенное влияние на духовное развитие каждой личности, и их развитие будет зависеть от того, как осуществлять образовательный процесс эстетической деятельности и на что этот процесс направить.

Принимая за основу выводы И.А. Колесниковой и В.Н. Сагатовского о категориях, все категории эстетического сознания будут рассматриваться как необходимые педагогические категории, раскрывающие внутренние, существенные стороны процесса формирования эстетического вкуса.

Одним из определяющих элементов  эстетического сознания является эстетический идеал. «Идеал - есть конкретно - чувственное представление о высшей норме эстетического совершенства и пути его достижения». Категория эстетического идеала широко рассмотрена философами: Ю.Б. Боревым, Н.К. Гей, А.К. Дремовым, А.Т. Калиткиным, О.В. Ларминым, Б.Г. Лукьяновым, В.М. Мурианом, В.М. Пискуновым, И.Ф. Смольяниновым, Л.Н. Столовичем, С. В. Тумановым.

Наиболее распространенным толкованием идеала является отождествление его с другими эстетическими  категориями. Эстетический идеал - это «представление о должном, как о прекрасном». Это «высшая ступень прекрасного»; идеал - «прекрасное - типическое для настоящей действительности, взятое из нее, воспринятое эстетическим чувством, художественно обобщенное, возведение в норму, в образец», идеал -это «высшее проявление духовной красоты человека»; «идеал - это мечта, воодушевляющая к деятельности». «Идеал - это наиболее общее и цельное представление человека о прекрасном в природе, обществе и в самом человеке, которое воспринимается как цель».

Как элемент эстетического  сознания идеал требует рассмотрения в связи с личностью ребенка. Именно данное положение весьма актуально  при разработке программы формирования духовного развития личности. Здесь  уместно сослаться на известное  положение Н.Г. Чернышевского о том, на что должна опираться характеристика явления как прекрасного. Он указывает, что было бы ошибкой искать полностью идеальное явление, состоящее лишь из одних прекрасных качеств и свойств. «Важно, - отмечает он, - чтобы данное явление было в основном, в главном прекрасным, и чтобы не прекрасные его черты не портили общей эстетической характеристики явлений».

Иные взгляды высказывались  философами Х1Х в. П. Д. Юркевичем  и В.С. Соловьевым, которые стояли на позиции взаимодействия душевных переживаний с психоментальным творчеством. Они утверждали таинственность и сказочность духовного мира личности.

Поскольку эстетический идеал играет определяющую роль в  эстетическом сознании личности, то и  процесс эстетического воспитания необходимо подчинить формированию этого цельного взгляда на прекрасное в жизни и искусстве.

Эстетические чувства  выражают способность личности к  эстетическому восприятию и изменению  мира. Эстетическая потребность есть шаг к реализации этой способности, она понимается как потребность в определении эстетического наслаждения, как осознание необходимости определенных действий в той или иной конкретной сфере труда, общения с природой, взаимоотношении с другими людьми, художественного творчества с целью получения эстетической радости, эстетического удовлетворения.

Учеными установлено, что  на развитие процесса эстетического  восприятия существенное влияние оказывает  широта кругозора и мировоззрение  человека, но также и специальная  подготовка, предваряющая знакомство человека с тем или иным эстетическим явлением, умение чувствовать, осознавать и осваивать красоту. Эти возможности раскрывает категория - эстетическое чувство, раскрытию которой посвящены работы Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, Б.Г. Ананьева, Ю.Б. Борева, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова, П.М. Якобсона и других.

Русский демократ В.Г. Белинский  отводил чувствам особую роль. Без  них, считал он, идеи холодны, они светят, а не греют, лишены жизненности и  энергии, не способны перейти в дело. В.Г. Белинский ценит не вообще чувства людей, а только деятельное чувство. Только те люди имеют общественную ценность, у кого чувства связаны с делом.

Эстетическое чувство - это непосредственно эмоциональное  переживание человеком своего эстетического  отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех её видах, включая художественное творчество. Суть такого переживания - эмоционально- духовная и одновременно познавательная. «Эстетически эмоциональная реакция предполагает определенную гармонию чувств и мыслей субъекта. В процессе эстетического отражения эмоции через переживания перерастают в эстетическое чувство».

Таким образом, эстетическое чувство связано с переживанием, эмоциями (радостью, печалью, восторгом, удивлением, страхом, восхищением); следовательно, в нем наряду с объективным содержанием получают выражение субъективное отношение человека к миру, в решающей степени определяемое его общественной практикой. Значит, эстетическое чувство - продукт как целенаправленного, так и непреднамеренного эстетического воспитания, что очень важно в определении подходов к пробуждению эстетического чувства учащихся.

Чувственно-эмоциональное  восприятие действительности определяется как эстетическое восприятие (Ю.Б. Борев, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков и  др.). Исследования по вопросу эстетического восприятия были отражены в работах Л.В. Занкова, О.А. Куревиной, А.А. Люблинской, А.А. Мелик-Пашаева, З.И. Романовской, А. В. Запорожца, П. М. Якобсона. Восприятие - это процесс, чаще всего, непринужденный, совершающийся без произвольного давления извне. Значит от того, развита или не развита способность человека к эстетическому восприятию, зависит и сила эстетического воздействия на него и действительности, и искусства.

Чувство эстетическое закрепляется в эстетической потребности, которая, сформировавшись, находит выход в различные виды деятельности и отношения человека к действительности. В этом смысле А.В. Луначарский говорил, что «эстетическое чувство - это чувство наслаждения жизнью». Потребность эстетическая способствует самотворческому развитию личности, совершенствованию человека. В свою очередь потребность возникает не изнутри, не сама по себе, а при определенных внешних условиях. М. А. Верб, И.И. Джидарьян, В.С. Мерлин, В.М. Мясищев, П.М. Якобсон пишут о том, что эстетическая потребность сама изменяется в процессе деятельности в зависимости от того, как и чем человек удовлетворяет свои потребности.

Таким образом, эстетическая потребность выявляет заинтересованность человека в эстетических ценностях, исходный момент освоения и создания эстетического человеком в разнообразных формах деятельности, и прежде всего в деятельности художественной, в искусстве. Потребность эстетическая является как бы фундаментом, основанием, на котором строится эстетическая культура личности, и представляет собой первоначальный компонент в структуре эстетического сознания.

Итак, человек в большинстве  случаев в условиях, не способствующих развитию индивидуальности и творческих задатков, просто не может удовлетворить  и развить эту потребность. Он не имеет реальной возможности насладиться красотой. Таким образом, эстетическая потребность оказывает влияние на формирование эстетических вкусов и идеалов, отражается в конечном акте процесса эстетического познания - в эстетической оценке.

Эстетическая оценка - есть заключительное звено, итог процесса эстетического восприятия. Эстетическая оценка - способ установления эстетической ценности какого-либо объекта, осознаваемый результат эстетического восприятия. Значит, эстетическая оценка является формой отражения объективно существующего отношения. Если объективно дано отношение между человеком и действительностью, человек не может не давать оценки своей, человеческой точке зрения. Если объективно дано отношение между конкретной действительностью и конкретным человеком, то отразить его человек может не только с помощью логической оценки, но и с помощью эмоций, которые как раз и представляют специальный инструмент для непосредственного отражения характера отношений между человеком и средой.

Таким образом, эстетическая оценка - определение степени совершенства, эстетической значимости предметов и явлений действительности, а также произведений искусства. Воспитание всесторонне развитой, гармоничной личности предполагает формирование таких ценностных установок, которые выражали бы потребность в разносторонней и целостной оценке явлений действительной жизни и искусства.

Итак, все категории  эстетического сознания нами рассмотрены  как необходимые педагогические категории, раскрывающие внутренние, существенные стороны процесса формирования эстетического вкуса в образовательном процессе. Эстетический вкус - это обязательная составная часть эстетического сознания, которая в свою очередь является частью процесса эстетического воспитания.

Нужно отметить, что научная основа эстетического воспитания за последнее время развивается очень интенсивно (Ю.Б. Борев, А.И. Буров, Н.А. Дмитриева, А.К. Дремов, А.Я. Зись, Л.Ф. Каптерев, Е.В. Квятковский, В.И. Лейбсон, Б.Т. Лихачев, И. А. Масеев, А. Натеев, Б.М. В.А. Разумный, В.А. Стоюнин, Б.В. Сафронов и другие). К вопросу по эстетическому воспитанию в школе обращаемся к исследованиям Е.В. Квятковского, В.Д. Остроменского, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта и др.; в начальной школе Е.С. Ковалевой, Н.И. Фатеевой, Ш.А. Амогашвили и др.; в семье Л.Т. Бабий, Л.Ф. Спирина, П. М. Якобсона и др.. О связи эстетического воспитания и искусства - М.М. Бахтина, Б.А. Бекач, И.Ф. Гончарова, Ю.У.Фохт-Бабушкина и другие.

Известно, что в процессе формирования эстетического вкуса  вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к ним. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, которые выражают свободное развитие человека, то функции эстетического воспитания (формирование эстетическо-ценностной ориентации и развитие эстетико-творческих способностей) гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера.

Эстетическое воспитание оттачивает непосредственно-эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. В работах Б.В. Сафронова, И.А. Масеева цели и задачи эстетического воспитания состоят в формировании активной творческой личности, стремящихся к созданию прекрасного во всех сферах жизни - к свершению возвышенных дел и героических поступков, к созданию красивых вещей и высокохудожественных произведений искусства. Эти цели и задачи будут распространяться и на процесс формирования эстетического вкуса, как части эстетического воспитания.

Будучи важнейшим средством  передачи всего накопленного человечеством  эстетического опыта от поколения  к поколению, эстетический вкус выполняет свои специфические задачи. Во-первых, он начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Разносторонность и богатство знаний об эстетическом освоении человеком природы, о самом себе, о мире художественных ценностей - основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность. В непосредственном соединении эстетических знаний с жизнью человека мы видим один из необходимых путей всестороннего развития личности.

Во-вторых, задача формирования эстетического  вкуса состоит в накоплении и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально - психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими. Это задача развития чувственно - эмоциональной сферы жизни человека, которая обеспечивает широту и разнообразие чувственных контактов воспитуемого с внешним миром.

Третья задача формирования эстетического  вкуса связана с формированием  у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы воспитать, развить такие качества, потребности, способности и вкусы личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Итак, эстетический вкус находится  в диалектическом единстве с эстетическим идеалом, эстетическим восприятием, эстетическими  потребностями, эстетическими оценками, которые развиваются как в образовательном процессе, так и в постоянной деятельности человека. Эстетический вкус нельзя представить себе как что-то мертвое, неизменное, раз навсегда данное, значит, эстетический вкус - это процесс, который протекает в длительном промежутке времени. Если эстетический вкус - необходимая основа для выработки хорошего художественного вкуса, то в свою очередь сам процесс такого формирования эстетического вкуса, который длится всю жизнь человека, оказывает обратное влияние на эстетическое сознание человека, обогащает его. Такова дидактическая связь между категориями эстетического сознания и эстетическим вкусом.

И тогда под эстетическим вкусом надо подразумевать процесс длительного, систематического, целенаправленного  процесса развития всех категорий эстетического сознания, который будет способствовать формированию развития личности в образовательном процессе.

Информация о работе Вкус как эстетическая категория