Вкус как эстетическая категория

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 14:31, реферат

Краткое описание

Известно, что в процессе формирования эстетического вкуса вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, приобщение к ним. Если же предполагается формирование личности в духе подлинно эстетических ценностей - таких, которые выражают свободное развитие человека, то функции эстетического воспитания (формирование эстетическо-ценностной ориентации и развитие эстетико-творческих способностей) гармонически обусловливают друг друга. Ибо постижение эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не носить творческого характера.

Файлы: 1 файл

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

 

 

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА

 

Факультет журналистики

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

По предмету: «Эстетика»

 

на тему:

 

" Вкус как эстетическая категория"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вкус эстетический, способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Вкус (эстетический) представляет собой результат длительного исторического развития. В процессе общественной практической деятельности создаётся человеческий вкус к природе, «... музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, - такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Особое значение для воспитания Вкус (эстетический) имеет искусство
 
  В эстетике нового времени вплоть до 19 в. шли споры, какую природу имеет Вкус (эстетический): рациональную или иррациональную, основывается он на разуме или на чувстве, является прирождённой или воспитываемой способностью, имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение. Во Франции категория Вкус (эстетический) получила рационалистическое решение в сочинениях Н. Буало, Ш. Баттё, Ш. Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, находившегося под влиянием рационалистической философии Декарта, основой Вкус (эстетический) считается изучение произведений древности, а его главными признаками - правдоподобие, разумность, ясность. В английской эстетике 17-18 вв. понятие Вкус (эстетический) приобрело не только эстетический, но и нравственный смысл: согласно А. Шефтсбери и Г. Хому, истинный Вкус (эстетический) обусловлен не умом и знанием, а характером, гармонической уравновешенностью в человеке различных аффектов. Вкус (эстетический) проявляется не в следовании стеснительным правилам, а в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Английские философы Ф. Хатчесон, а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетического Вкус (эстетический), коренящуюся в общности психофизиологической организации всех людей. Д. Юм акцентировал субъективность вкуса («о вкусах не спорят»).

 

 

 

Рассмотрим проблему эстетического воспитания. Проблема эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в плане формирования духовной личности ребенка, в перспективе его развития. Эту проблему рассматривали классики отечественной философии: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и другие; и современной философии: Ш.М. Герман, Б.Т. Лихачев, И.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.А. Стоюнин и другие; так и зарубежные философы и просветители: Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и другие; эстетики: Г.З. Апресян, А.И. Борев, Ю.Б. Буров, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Ш.М. Герман и другие; психологи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и другие; классики отечественной педагоги: Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; современные педагоги Ш.А.Амонашвили, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и другие.

Проблема значения эстетического  воспитания для формирования духовного  облика человека постоянно интересовала исследователей. Её изучению посвящены работы античных мыслителей, философов, педагогов эпохи Возрождения и Просвещения. В эпоху Возрождения оно опиралось на материалистическую ветвь античной мысли (Аристотель).

Одним из самых существенных пороков идеалистической эстетики был отрыв эстетической культуры от материальных условий жизни общества, а эстетическое воспитание - от социальных предпосылок, при воздействии которого оно осуществляется и от которого оно зависит. Эстетическое чувство, эстетическое отношение человека к действительности и эстетические оценки рассматриваются идеалистической философией вне их социального, классового смысла, вне зависимости от общественной практики людей. Отсюда следует, что эстетическое воспитание (в домарксистской эстетике) само по себе способно переделать человека и даже окружающую его среду.

Только в эстетике русских демократов, был поставлен  вопрос об эстетическом воспитании как  составной части формирования духовного  облика «новых людей». От М.В. Ломоносова к революционным демократам В.Г. Белинскому, А.И. Герцену, Н.Г. Чернышевскому, Н.А. Добролюбову развивается и отстаивается традиция служения искусству народу, единства идейности и художественности.

Очевидно, что домарксистская материалистическая эстетика, и особенно эстетика революционеров-демократов, близко подходит к научному обоснованию теории и практики прогрессивного эстетического воспитания, но и она не была в состоянии раскрыть истинную природу эстетического отношения человека к действительности, включающую в эстетическое воспитание все сферы личности.

Таким образом, только в диалектико-материалистической эстетике были развиты лучшие идеи, которые совершили коренной переворот  во взглядах на эстетическое воспитание и показали его роль в жизни. Материалистическая эстетика опирается на диалектическое единство человека и окружающего его мира, включающего все подструктуры, влияющие на его формирование, в том числе и образование.

Содержание эстетической воспитательной деятельности в значительной степени  определяется также тем, какую трактовку  воспитания принимает педагог. В педагогических исследованиях существует следующее понимание воспитания: «воспитание» от слова «воспитать», значит вырастить (ребенка), воздействуя на духовное и физическое развитие, дав образование; «воспитание - это передача общественно - исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и производственному труду». Под влиянием среды и специально организованных условий происходит развитие духовных и физических сил детей, формируется их мировоззрение, и приобретаются ими знания, умения, навыки.

Таким образом, воспитание рассматривается  в широком социокультурном и  конкретном, практико-ориентированном  смысле. В любом случае, воспитание ребенка должно быть основано при  воздействии на духовное развитие, только тогда «эстетическое воспитание достигает формирования определенного эстетического отношения человека к действительности».

Задача эстетического воспитания сводится к формированию эстетического  отношения ребенка не только к  действительности, но и к такому искусству, где будет возможным духовное развитие личности, одним показателем которого является эстетическое сознание.

Проблема эстетического сознания рассматривалась учеными различных  направлений: философами, эстетиками, психологами. Рассмотрению проблем  эстетического сознания, отдельных его компонентов посвящены работы Г.З. Апресяна, Ю.Б. Борева, И.И. Джидарьяна, Ш.М. Германа, А.Т. Калиткина, О.В. Лармина, С.Х. Раппорта, Б.В. Сафронова, В.К. Скатерщикова и других.

Общим положением работ этих ученых является начальным - материальный мир, исходным этапом в развитии жизни - он первичен. Духовный же мир человека - следствие, производное от развития материального мира, - он вторичен. Основные положения этой теории сводятся к тому, что знания, которыми обладает человек, в основе своей строятся на фундаменте его чувственного познания, а не принесены его душой в готовом виде из небытия. Другими словами, представления и понятия приобретены человеком в ходе его жизни, в процессе взаимодействия с миром вещей, природы и общения с миром людей.

Вместе с тем, научно доказано, что  внешний мир существует объективно, независимо от того, воспринимает его  человек или нет, и независимо от того, с какой глубиной и достоверностью он отражает окружающее. Однако это  не значит, что люди вполне точно и совсем одинаково отражают действующие на них предметы внешнего мира. Ведь распустившийся за ночь бутон георгина привлечёт внимание десятки людей, но многие пройдут мимо, не заметив перемен; очевидно, одни и те же ребята получат разные впечатления от прочтения произведений.

Одной из форм сознания является эстетическая форма сознания, включающая в себя эстетические чувства, эстетические потребности, эстетические вкусы и взгляды, эстетические идеалы. К эстетическому сознанию применимы все положения диалектического материализма о структуре общественного сознания, законах его развития, его вторичности по отношению к общественному бытию и его социальной активности, способности обратно воздействовать на породившую его действительность, содействовать её изменению.

Эти эстетические категории всегда выступают в определенной взаимосвязи  друг с другом, образуя исторически  изменчивую, но для каждого конкретно-исторического  периода иерархически упорядоченную  систему.

Формирование эстетического вкуса - проблема не только эстетическая, поэтому проблему рассмотрения категории эстетического вкуса исследовали философы: Ш.М. Герман, Л.Н. Коган, О.В. Лармин, И.А. Масеев, Г.Н. Поспелов, Г.В. Плеханов, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович и другие; психологи: Л.С. Выготский, В.А. Разумный, С.Л. Рубинштейн, А.С. Молчанова, Б.Г. Ананьев и другие; педагоги: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие. Как отмечают исследования данных ученых, это проблема эстетического воспитания в целом.

Если бы эстетический вкус был чем-то инертным или нейтральным; если бы «в нем и через него и благодаря  ему не сказывались определенные духовные интересы», - пишет Г.З.Апресян, то о таких вкусах не спорили бы. Правда, И. Кант с глубоким убеждением отстаивал сформулированное им положение о том, что о вкусах не спорят. Их он рассматривал исключительно в субъективном плане и безотносительно к социальным условиям и интересам. Кант отказывался признавать правомерность каких-либо законов и правил, на основе которых можно было бы доказать, что одни вкусы хорошие, а другие плохие. Философ-идеалист рекомендовал принимать эстетические вкусы такими, какими они проявляются и не затевать никаких споров о них.

Кант утверждал, что  эстетический вкус - это явление не только индивидуальное, но и по своей природе общественное. Эта природа и есть постоянный источник не утихающих споров об эстетических вкусах: симпатиях и антипатиях, тяги к одним явлениям и предметам, при полном равнодушии или даже неприязни к другим. Споры об эстетических вкусах никогда не исчезнут, ибо весьма устойчива индивидуальность, субъективность любых вкусов, а тем более, эстетических. Острота не утихающих и горячих споров отражает тот идеологический аспект, который всегда в той или иной форме выражается в эстетических вкусах. Эта острота определяется и тем, что сфера эстетического всегда задевает людей «за живое», порождая глубокие переживания.

Установлению связи между эстетическим вкусом и категориями (эстетический идеал, эстетическое чувство, эстетическая потребность, эстетическое восприятие, эстетическая оценка) большое внимание уделяли философы-материалисты. Вопреки идеалистам, считающим эстетический вкус либо врожденной, либо чисто субъективной интуитивной способностью личности, марксистская эстетика рассматривает эстетический вкус исторически, как продукт общественных отношений, созидательной деятельности людей. «Эстетический вкус представляет собой диалектическое единство общего, особенного и единичного, общественного и личного, коллективного и индивидуального».

Опосредованно эстетический вкус воздействует и на интеллектуальную жизнь субъекта. «Только вкус, - отмечал Ф.Шиллер, - вносит гармонию в общество, так  как он создает гармонию в индивиде. Все другие формы представления  разделяют человека, ибо они основываются или исключительно на чувственной, или на духовной части его существа. Именно через эту гармонию эстетический вкус раскрепощает чувственные и умственные силы человека, действительное проявление которых осуществляется в творчестве.

Таким образом, эстетическое - это  лишь категория, через которую личность наполняется внутренним содержанием  и проявляется во всем своем многообразии. Для нас эстетический вкус, как  одна из категорий эстетического, - это проблема педагогического воздействия на личность, и как результат этого воздействия - развитие личности, которая решается индивидуально через аспекты воспитательной деятельности со стороны образовательного процесса.

 

 

С точки зрения педагогики под категорией понимается форма логического мышления, в которой раскрываются внутренние, существенные стороны и отношения исследуемого процесса формирования эстетического вкуса. Тогда, строя свое утверждение, исходя из исследований И.А. Колесниковой и В.Н. Сагатовского, рассматриваем эстетический вкус, эстетический идеал, эстетическое восприятие, эстетическую потребность и эстетическую оценку как педагогические категории. В исследованиях В.Н. Сагатовского и И.А. Колесниковой подчеркивается, что «педагогическое понятие может претендовать на название категории при условии, если оно обладает такими характеристиками, как: универсальность, то есть возможность соотнесения с разными смысловыми контекстами; мировоззренческая значимость; способность выполнять методическую функцию по отношению к данной области знания». В ходе исследования нами будут раскрыты характеристики эстетического вкуса, которые и подтвердят принадлежность к понятию категория.

Чрезвычайно широко эстетический вкус проявляется в процессе эстетического  восприятия и деятельности. Об этом пишут Л. Н. Коган, Е. П. Крупник, Ю.А. Лукин, И.Л. Маца, А.С. Молчанова, В.А. Разумный, В.К. Скатерщиков, Л. Н. Столович. Критерием хорошего или дурного вкуса, как верно отмечает Л.Н. Столович, выступает отношение вкусовой оценки к объективной ценности, соответствие или несоответствие её с этой ценностью.

Чем большую возможность предоставляют  мировоззренческая позиция человека, его эстетический опыт, его индивидуальное развитие для того, чтобы эстетически  вкусовая оценка могла основываться на правильном отражении эстетического объекта, тем полнее в субъективном выражается объективное. А значит, и более высоким, истинным и прогрессивным является эстетический вкус.

Эстетический вкус - это  способность чувствования, понимания  и оценки эстетических явлений. Он есть диалектическое единство и взаимодействие разума и чувств, опирающееся на определенные представления об искусстве и мире, исходящее из соответствующего общественно - эстетического идеала. Значит, чем более верны эти представления, тем вернее и объективнее вытекающие из них приговоры вкуса.

Воспитательная деятельность существует в процессе педагогической деятельности образовательного процесса, значит, эстетический вкус будет формироваться в процессе образовательной деятельности. Понятие «образовательная деятельность» рассматривается как педагогическая категория, которая будет так же обладать такими характеристиками, как: универсальность, мировоззренческая значимость; способность выполнять методическую функцию по отношению к области эстетического воспитания.

Информация о работе Вкус как эстетическая категория