Вклад восточной культуры в развитие науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 03:33, реферат

Краткое описание

Изучение наследия мыслителей древнего и средневекового Востока до настоящего времени не занимает должного внимания исследователей. В то же время, их достижения обогатили культуру многих народов, в частности народов средневековой Европы, и составили выдающийся вклад в мировую культуру. Это относится, прежде всего, к развитию философии, медицины, математики, астрономии, географических знаний, филологических и исторических дисциплин, химии, минералогии. Замечательными памятниками отмечено развитие материальной культуры и искусства (архитектура, художественной ремесло).

Файлы: 1 файл

Вклад восточной культуры в развитие науки.docx

— 51.99 Кб (Скачать)

Историческая  наука. Арабская (арабоязычная) историография как самостоятельная дисциплина выделилась на рубеже 8-9 вв. Первые записи исторического содержания относятся к концу 7 в. Материалом для ранних памятников исторической литературы на арабском языке послужили историко-генеалогические предания арабских племён, полулегендарные сообщения о доисламских государствах в Юж. Аравии и об арабских княжествах в Сирии (Гассаниды) и в Ираке (Лахмиды), а также религиозно-исторические предания о возникновении и распространении ислама, особенно о деятельности Мухаммеда и его сподвижников. Принятая в арабской историографии схема всемирной истории сложилась под влиянием коранического представления о прошлом, как о последовательном ряде пророческих миссий, и построений мусульманских генеалогов и экзегетов 7-8 вв., связавших генеалогическое дерево арабов с библейской «таблицей народов». Значительную роль в создании историографии сыграли развитие астрономических знаний (установление хронологии всемирной истории) и использование материалов иранского историко-эпического предания (переводы «Книги царей» сасанидского Ирана), а также апокрифических иудейско-христианских преданий. Средневековая арабская историография исходит из теологического истолкования хода всемирной истории как осуществления божественного замысла в отношении человеческого рода. В то же время она признаёт ответственность человека за свои поступки и видит задачу историка в поучении историческим опытом. Идею о дидактической ценности истории, принятую большинством мусульманских историков, особенно четко сформулировал Ибн Мискавайх (умер 1030). Арабские историки не пошли дальше повествовательной истории, и только Ибн Хальдун сделал попытку перейти к изложению исторических событий в их причинной связи, разработав оригинальное учение об общих законах развития человеческого общества.

 

  Предшественниками профессиональных  арабских историков были знатоки  и собиратели родословий и  устных племенных преданий. Эти  материалы были систематизированы  Мухаммедом аль-Кальби (умер 763), дополнены  и записаны его сыном Хишамом  (умер около 819). Кроме монументального свода генеалогий арабов Хишама аль-Кальби, аналогичные своды составили Муарриджас-Садуси (умер 811), Сухайм ибн Хафс (умер 806), Мусаб аз-Зубайри (умер 851), Зубайр ибн Баккар (умер 870), Ибн Хазм (умер 1030), аль-Калькашанди (1355-1418) и др. Крупнейшей фигурой начального периода арабской историографии был Мухаммед аз-Зухри (умер 741/42), сочетавший собирание родословий и племенных преданий с интересом к политической истории Халифата. Ему принадлежит одна из первых записей преданий о военных походах Мухаммеда (т. н. магази). Первое большое историческое сочинение на арабском языке (история древних пророков и жизнеописание Мухаммеда) Ибн Исхака (около 704-768 или 767) послужило образцом для последующих сочинений на эту тему. Наиболее значительны труды аль-Вакиди (747-823), Ибн Сада (умер 845), поздние компиляции Ибн Сайд ан-Наса, Нураддина аль-Халаби и др. К ним примыкает популярная в средние века агиографическая литература, большей частью фантастические рассказы о пророках и мусульманских святых.

Для 2-й половины 8 - середины 9 вв. характерно преобладание исторических трудов, посвященных отдельным событиям главным образом из истории арабских завоеваний и гражданских войн в  Халифате 7 - начале 8 вв. [Абу Михнаф (умер 774), Абу Убайда (умер около 824) и  особенно аль-Мадаини (умер около середины 9 в.)]. Центром арабской историографии  надолго стал Ирак. Со 2-й половины 9 в. появляются сочинения, объединяющие накопленный материал в связное  историческое повествование. Наиболее значительными были труды аль-Белазури (около 820 - около 892); Абу Ханифы ад-Динавери (умер около 895) и аль-Якуби по всеобщей истории, ставшей ведущим жанром историографии периода её расцвета (9 - 1-я половина 11 вв.). Составленные чаще в форме анналов, они содержали  обзор всемирной истории от сотворения мира, начальную историю мусульманской  общины, описание арабских завоеваний и политическую историю Халифата (правление династий Омейядов и Аббасидов). Самое крупное сочинение этого  жанра - многотомная «История пророков и царей» ат-Табари (838 или 839-923). Известность получили также всеобщая история аль-Масуди (умер 956 или 957), Хамзы аль-Исфахани (умер во 2-й половине 10 в.), Ибн Мискавайха, а позднее Ибн аль-Асира (1160-1233 или 1234), Ибн Хальдуна и др. Историков 9-10 вв. отличает широта кругозора, отражающая энциклопедический характер их интересов и знаний (особенно Якуби и Масуди, собравших материал по истории и культуре народов за пределами мусульманских стран).

В связи с формированием  местного политического самосознания в государствах, сложившихся на территории Аббасидского халифата, в историографии  со 2-й половины 10 в. преобладают династийная  и местная хроники, авторами которых становятся главным образом придворные историографы (обычно чиновники-секретари, везиры и т.п.), а не историки-учёные. Получили развитие биографические хроники, посвященные истории секретарей, везиров (например, аль-Ажахшийари, умер 943; Хилаль ас-Саби. 969-1056), судей (Ваки аль-Кади, умер 918; аль-Кинди, умер 961; аль-Хушани, умер 971). Местную историографию представляют труды по истории отдельных городов, областей и провинций, например истории Мекки - аль-Азраки (умер около 858), Багдада - Ибн Абу Тахира Тайфура (819/20 - 893), Египта - Ибн Абд аль-Хакама (около 798-871), мусульманской Испании - Абд аль-Малика ибн Хабиба (около 796-853). Особого внимания заслуживает историческая энциклопедия йеменского историка аль-Хамдани (умер во 2-й половине 10 в.), в которой собраны сведения по генеалогии, истории, археологии, географии и литературе Юж. Аравии. В более позднее время в сочинениях такого рода главное внимание отведено биографиям местных политических и религиозных деятелей и деятелей культуры, причём для многих из этих биографических сочинений характерно соединение анналов с политической биографией. Таковы история Багдада - аль-Хатиба аль-Багдади (1002-71), Дамаска - аль-Каланиси (умер 1160) и Ибн Асакира (1105-1176), Халеба (Алеппо) - Ибн аль-Адима (1192-1262), Гранады - Ибн аль-Хатиба (1313-1374). Династийная история, начатая трудами Ибрахима ас-Саби (умер 994) по истории Буидов и аль-Утби (961-1022, по другим данным умер 1036 или 1040) по истории Газневидов, получила особенное развитие в 12-13 вв., главным образом в Сирии, куда переместился центр исторической науки. Местные династии Зенгидов и Айюбидов нашли своих историографов в лице Имад-ад-дина аль-Исфахани (1125-1201), Ибн Шаддада (1145-1234), Абу Шамы (1203-1268) и особенно Ибн Васила (1207-1298). Здесь же создавались и всеобщие истории (Абу-ль-Фида, 1273-1331; аз-Захаби, 1274-1353 или 1347; Ибн Касир, около 1300-1373 и др.). В 15-16 вв. ведущее место в арабской историографии занимали египетской историки, авторы трудов по истории мамлюков, исторических энциклопедий (ан-Нувайри, 1279-1332) и всеобщих хроник (Ибн аль-Фурат, 1334-1405) и особенно плеяда историков-полигисторов, таких, как алъ-Макризи (1364-1442), аль-Айни (1361-1451), Абу-ль-Махасин Ибн Тагриберди (1409 или 1410-1470) и ас-Суюти (1445-1505), оставивших многотомные сочинения по политической, социально-экономической и культурной истории Египта.

Одно из главных мест в  арабской историографии занимает собственно биографическая литература: общие биографические словари Якута, Ибн Халликана (1211-1282) и ас-Сафади (1296/97 - 1363), своды биографий  деятелей в области философии, медицины и естественных наук Ибн аль-Кифти (1172-1248) и Ибн Абу Усайби (1203-1270) и др. Исторические сочинения на арабском языке писали не только в арабских, но и в других странах мусульманского Востока, в том числе в Индии, Иране, Турции и в Вост. Африке. Эпоха турецкого господства (16 - начало 20 вв.) представлена главным образом эпигонскими компиляциями по общей и местной истории, биографическим и историко-библиографическим сводами. Наибольшую ценность представляют история Андалусии аль-Маккари (1591/92 - 1632) и биографическое сочинение египетского историка аль-Хафаджи (умер 1659).

 

  1. Знаменитые деятели Восточной культуры и их вклад в развитие науки.

 

    1. Джабир ибн Хайян (Гебер) – основоположник экспериментальной Химии.

 

Самым одаренным и прославленным  алхимиком этого периода считается Абу Абдуллах Джабир ибн Хайян, который родился в 721 г. в семье аптекаря, в г. Куфе (нынешний Мешхед, Иран), и умер в 815 г. Позднее он стал известен в Европе под именем Гебер. Гебер жил во времена наивысшего расцвета исламского халифата при правлении Харуна ал–Рашида. Одним из его консультантов в искусстве превращения металлов был имам Джафар, а предшественником Джабира в области алхимии был принц Омейда Халид.

Следует отметить, что ученые исламского мира заложили основы химии только через экспериментальные исследования, в то время как греки имели философский подход к научным знаниям. Именно такой подход мусульманских химиков к значению результатов практических опытов позволил внести весомый вклад в развитие этой науки. Именно в этот период были сделаны ряд замечательных открытий в области получения новых веществ, а также разработана соответствующая аппаратура и оборудование для их производства или очистки.

Джабиру ибн Хайяну приписывают  следующие сочинения: «Сумма совершенства», «Книга о печах», «Книга королей», «Книга о царстве», «Книга о весе», «Книга о ртути», «Книга ста двенадцати», а также еще две книги, найденные в библиотеках Каира и Стамбула лишь в XX в.: «Книга семидесяти» и «Книга о ядах». Первая книга посвящена химии и содержит описания свойств семи металлов и минералов. Она была известна на латинском языке средневековой Европы. В ней было описано также изготовление стекла. Теория «стихий–качеств» и «ртуть–серная» ее вариация являются фундаментальными основами алхимика Джабира ибн Хайяна.

Им были открыты такие  важные химические процессы, как различные превращения металлов, предотвращение коррозии, окраска кожи, волос и техника приготовления ряда полезных продуктов. Он уже имел определенные представления об органических и неорганических кислотах. Путем перегонки уксуса он получил уксусную кислоту.

Им был предложен рецепт приготовления свинцовых белил  с использованием свинцового глета, уксуса и соды. Он разработал способ получения нашатыря из волос, крови, мочи и других отбросов животных. Ему впервые удалось получить разбавленный раствор азотной кислоты, нитрата серебра, хлорида ртути, он описал способ получения нашатырного спирта.

Таким образом, Джабир ибн  Хайян был выдающимся химиком арабского Востока, основоположником химической науки, основанной на экспериментах. Его труды дали мощный толчок последующему развитию химии и химической технологии.

 

    1. Абурайхан Беруни – выдающийся мыслитель арабского Востока.

 

Среди великих мыслителей арабского Востока почетное место  занимает имя выдающегося хорезмского ученого Абу Райхана Мухаммада ибн Ахмада ал–Беруни (973–1048 гг.), составившего целую эпоху в истории мировой науки. Его перу принадлежит более 150 сочинений, относящихся почти ко всем отраслям знаний, существующим в то время, большинство из которых не сохранились до настоящего времени.

Из числа сохранившихся  до настоящего времени научных трудов этого ученого–энциклопедиста пять изданы в арабском оригинале и в переводах на других языках. Это «Хронология», «Индия», «Геодезия», «Минералогия» и «Тафхим» (астрология). Главный труд – по астрономии, математике и географии – «Канон Маъсуда» опубликован в арабском оригинале, и осуществлены его переводы на русский и узбекский языки.

Среди сочинений Беруни самым  значительным по содержанию и объему является его последний труд «Китаб ас–сайдана фи–т–тиб» «Книга

фармакогнозии в медицине»). С целью изучения образа жизни, культурных и научных ценностей народов Индии, Беруни вместе с войсками султана Махмуда Газнави несколько раз побывал в этой стране и изучил язык санскрита. В 1030 г. им было завершено знаменитое сочинение об Индии «Моли–л–Хинди».

Еще раньше, в 1025 г. им был  закончен другой не менее известный  труд – «Геодезия». Он написал капитальный труд по минералогии и в конце своей жизни сочинил «Сайдану». Знание греческого языка позволило Беруни глубоко усвоить труды Фалеса, Пифагора, Галена и Гиппократа, Эвклида и Пталомея, Платона и Аристотеля.

Согласно Беруни, в проведении исследования надо исходить от известного к неизвестному, от близкого к далекому. Большое значение придавал Беруни познанию далекого прошлого путем изучения истории объекта исследования, тщательно проанализировав при этом различные предания и свидетельство различных народов и людей.

По ряду решающих проблем  науки Беруни шел на полтысячелетия, а то и больше впереди своего времени. Им был выдвинут тезис о «равноправии» геоцентрической и гелиоцентрической систем мира.

Им впервые была высказана  мысль о впадении реки Амударьи в  былые времена в Каспийское море.

Беруни с величайшей точностью  подсчитал окружность Земли (41550 км по современной системе мер). Эту величину не поколебали существенно последующие многочисленные измерения, в том числе с помощью космической техники (различие составляет 110 км).

Весьма важными для  науки являются учения Беруни о движении материков, горообразовании и перемешевании рек, озер и морей. Исследуя природные богатства Средней Азии, Беруни делает выводы о наличии значительных запасов золота в горах Каратегина и Шугнана, драгоценных камней в Бадахшане, ртути и серебра в Зерафшане и крупных месторождений нефти в Ферганской долине. Предсказания Беруни впоследствии были подтверждены полностью.

В диссертации приведена  научная полемика между Беруни и Авиценной, результаты которой способствовали выявлению истины в рассматриваемых проблемах и позволили в определенной степени продвижению науки вперед.

Подвергая сомнению утверждение  Аристотеля о шарообразности небесных тел, Беруни предполагает возможность существования их в виде эллипсоидной формы. И в действительности, современная наука утверждает, что форма Земли является не идеально шарообразной, а несколько сплюснутой.

В фундаментальном сочинении  «Сайдана» Беруни собрал и систематизировал около 4500 арабских, греческих, тюркских, сирийских, персидских, индийских, согдийских, хорезмских и других названий растений, животных, минералов и продуктов, получаемых из них, и таким образом внес неоценимый вклад в дело упорядочения лекарственной терминологии своей эпохи. Для написания «Сайданы» Беруни использовал сочинения более 250 мыслителей, созданные до него в течение почти полутора тысяч лет по различным направлениям науки.

Беруни систематизировал названия лекарственных средств, их синонимов и отличительные свойства в единую номенклатуру, которая использовалась на огромной территории арабского Востока и устранила все затруднения и путаницу, существующую среди разноязычных народов этой части света. Эта номенклатура действует и в настоящее время среди народных целителей Востока.

Информация о работе Вклад восточной культуры в развитие науки