В.И. Вернадский: проект ноосферной цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

Владимир Иванович Вернадский – основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Автор учения о ноосфере – сфере разума, к которой приводит эволюция биосферы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ВЕРНАДСКИЙ В.И. – ЛОМОНОСОВ ХХ СТОЛЕТИЯ…………………....4
2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ…………………….6
2.1 Единство биосферы и человека……………………………………………..6
2.2 Наука как основной фактор ноосферы……………………………………..8
2.3 Задачи по созиданию ноосферы…………………………………………...10
3 НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОГНОЗ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ…….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат по Вернадскому.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Научное творчество человека – сила, изменяющая биосферу.
  2. Это изменение биосферы – неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.
  3. Но это изменение биосферы – стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.
  4. Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения – человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.
  5. Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.

Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.

В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.

 

2.3 Задачи по созиданию  ноосферы

 

Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в  себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского.

Некрушимость цивилизации  Вернадский обосновывает следующими тезисами:

  1. Человечество стоит на пути создания в ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.
  2. Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.
  3. Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.
  4. Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

Вернадский писал: «Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания». [7]

Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

Одной из важнейших проблем  формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавало бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это – «вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы»; идея о государственном объединении усилий человечества [7].

Поражает созвучность  идей Вернадского нашему времени. Постановка задач сознательного регулирования процесса созидания ноосферы чрезвычайно актуальна для сегодняшнего дня. К этим задачам Вернадский также относил искоренение войн из жизни человечества. Он большое внимание уделял решению задач демократических форм организации научной работы, образования, распространения знаний среди народных масс.

 

 

3 НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОГНОЗ  ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ

 

Вернадский, анализируя геологическую историю Земли, утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние – в ноосферу под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства.

Поскольку ноосфера создается трудом и мыслью «человека разумного» - сегодня принято полагать так: сегодня разум стал по могуществу геологическим и космическим фактором – и значит, во власти и воле человека организовать мир хорошо, справедливо, гуманно, комфортно, безопасно, чтоб человеку и человечеству было как можно лучше. Это надо понять – и так поступать. А то иначе можно нанести себе и планете непоправимый вред. Иными словами, сегодня жизнь человечества и планеты во власти человека и его разума – а будет еще полнее в его власти.

Считается, что  наивная и печальная ошибочность такого упрощенного подхода к понятию «ноосфера» повторяет «механистический рационализм» античной этики. Если знаешь, как вести себя хорошо – то и надо вести себя хорошо, ибо добродетель есть благо, а к благу человек и должен стремиться. А человек продолжал идти мимо добродетели, хотя знал, в чем она, и мудрецы приходили в отчаянье.

Ошибочность «ноосферного подхода» в том, что:

  • разум должен сам себя направлять и контролировать;
  • цель эволюции – благо человечества в понимании самого человечества. То есть – антропоцентризм и рациоцентризм [8].

Цивилизация не делает людей  счастливее – она делает их лишь энергетически активнее и материально  изощреннее. Цивилизация – это комплекс искусственных объектов, излишних для выживания человека как индивида.

Разум не есть направляющая сила. Разум подчинен чувствам –  превращать стремление к ощущениям  в действия – и давать больший  диапазон ощущений от действий.

В настоящее время человек энергоизбыточен, человеку всегда мало, человек всегда имеет идеал, превышающий действительность на величину желания: а вот желание это неизменно. Человеку необходимо не «вот столько», а «ЕЩЕ вот столько».

Прогноз Вернадского оказался, по меньшей мере, преждевременным Он мечтал о прекрасной ноосфере, где произойдет новый расцвет жизни и разума, творческого гения человечества. Сейчас, в начале XXI века, на планете и в околоземном космосе безраздельно господствует техническая цивилизация. Ноосфера остается мечтой, техносфера стала реальностью.

С другой точки зрения, процесс образования ноосферы постепенный, и, вероятно, никогда нельзя будет точно указать год или даже десятилетие, с которого переход биосферы в ноосферу можно будет считать завершённым. Но, конечно, мнения по этому вопросу могут быть разные.

Сам Вернадский, замечая  нежелательные, разрушительные последствия хозяйствования человека на Земле, считал их некоторыми издержками. Он верил в человеческий разум, гуманизм научной деятельности, торжество добра и красоты. Что-то он гениально предвидел, в чём-то, возможно, он ошибался. Ноосферу следует принимать как символ веры, как идеал разумного человеческого вмешательства в биосферные процессы под влиянием научных достижений. Надо в неё верить, надеяться на её пришествие, предпринимать соответствующие меры.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Идеи Вернадского намного  опережали то время, в котором  он творил. В полной мере это относится  к учению о биосфере и ее переходе в ноосферу. Только сейчас, в условиях необычайного обострения глобальных проблем современности, становятся ясны пророческие слова Вернадского о необходимости мыслить и действовать в планетном – биосферном – аспекте. Судьба нашей планеты и судьба человечества – это единая судьба.

Необходимо иметь в  виду, что задача созидания ноосферы – это задача сегодняшнего дня. Ее решение связано с объединением усилий всего человечества, с утверждением новых ценностей сотрудничества и взаимосвязи всех народов мира. Народовластие, демократические принципы общественной жизни, возрождение культуры, науки и народной жизни, коренной пересмотр ведомственного подхода к природопользованию и т. п. – все это и есть слагаемые ноосферы.

Таким образом, устремленность в будущее – характерная черта ноосферного учения, которое в современных условиях необходимо развивать со всех его сторон.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК

 

1. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. – Москва: Центр, 2000. – 304 с.

2. Культурология для технических вузов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.

3. Культурология: Учебное  пособие для студентов высших  учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 608 с.

4. ЛОМОНОСОВ ХХ ВЕКА (К 140-летию В.И. Вернадского) <http://www.ntb.tsure.ru>.

5. Владимир Иванович Вернадский < http://zarealie.by.ru>.

6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.

7. В.И.Вернадский. Философские мысли натуралиста. - М., 1988.

8. ВЕРНАДСКИЙ И НООСФЕРА < http://www.go-up.ru >.


Информация о работе В.И. Вернадский: проект ноосферной цивилизации