В.И. Вернадский: проект ноосферной цивилизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:01, реферат

Краткое описание

Владимир Иванович Вернадский – основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Автор учения о ноосфере – сфере разума, к которой приводит эволюция биосферы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1 ВЕРНАДСКИЙ В.И. – ЛОМОНОСОВ ХХ СТОЛЕТИЯ…………………....4
2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ…………………….6
2.1 Единство биосферы и человека……………………………………………..6
2.2 Наука как основной фактор ноосферы……………………………………..8
2.3 Задачи по созиданию ноосферы…………………………………………...10
3 НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОГНОЗ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ…….12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Реферат по Вернадскому.doc

— 87.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ                                                                    

 

 

 

Кафедра культурологи и  политических наук

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: В.И. Вернадский: проект ноосферной цивилизации

 

                                                          

 

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

 

 

 

Донецк – 2007

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

1 Вернадский В.И. – Ломоносов ХХ столетия…………………....4

2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ О НООСФЕРЕ…………………….6

2.1 Единство биосферы  и человека……………………………………………..6

2.2 Наука как основной  фактор ноосферы……………………………………..8

2.3 Задачи по созиданию  ноосферы…………………………………………...10

3 НООСФЕРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ПРОГНОЗ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ…….12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...14

ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК………………………………………………………….15

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) – основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии и др. Автор учения о ноосфере (1937) – сфере разума, к которой приводит эволюция биосферы.

Учение о ноосфере – это итог раздумий Вернадского о будущем человечества. Это первый во всей мировой литературе опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В нем научная мысль рассматривается и анализируется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты.

«Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического прошлого в некоторых своих аспектах». Так писал в свое время великий ученый.

Идеалы ноосферы имеют  в виду примат духовных ценностей  над материальными, свободу личности, прежде всего от экономического гнета и несправедливого социального устройства общества.

Однако в настоящее  время человечество расходится с  идеалами великого ученого.

Таким образом, учение о ноосфере является актуальным для сегодняшних поколений.

Целью данной работы является изучение и анализ основных положений  учения Вернадского о ноосферной цивилизации.

 

1 Вернадский В.И.  – Ломоносов ХХ столетия

 

«Стык веков» оказался благоприятной  основой периода, называемого «серебряным  веком» русской культуры. Период «переходных» культур всегда драматичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой и формирующейся культурой нового типа [1].

Россия являлась одной  из участниц мировой научной революции. Открытие электрона, радиоактивности, рентгеновского излучения, достижения в области квантовой физики, оптики, биологии изменили направления дальнейших исследований. К концу XIX века появляются науки, развивающиеся на стыке нескольких направлений: биохимия, геохимия, радиобиология, биогеохимия, радиогеология, биофизика [2].

Во второй половине XIX века появилось течение русского космизма, которое окончательно сформировалось в начале XX века. Приверженцами этого течения были писатели, ученые, философы (Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, В.И. Вернадский). Их объединяло убеждение в том, что развитие человечества все более приобретает формы некой общепланетарной общности. Космос и человек, природа и человек оказываются неотделимы, и надо уметь изучать вместе будущее человека и будущее природы [3].

Ученый, мыслитель и  гуманист, Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) по праву занимает одно из самых  почетных мест в мировой науке, с  его именем связана целая эпоха  в развитии современного представления о мире. Можно смело утверждать, не опасаясь впасть в преувеличение, что В.И. Вернадский – это Ломоносов ХХ столетия.

Люди по праву называют гением ученого, свершившего великое  открытие. Вернадский же, подобно Ломоносову, покорял одну научную вершину за другой, прокладывая в науке еще неизведанные пути. Он заложил основы целого комплекса новых бурно прогрессирующих научных направлений и концепций: генетической минералогии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе, биосфере и ноосфере. В.И. Вернадский – выдающийся ученый-энциклопедист, оригинальный мыслитель, был не только родоначальником новых наук и исследовательских направлений. Не менее известна его научно-организаторская деятельность. Он стал создателем Комиссии по изучению естественных производительных сил России, Радиевого института, десятков других исследовательских учреждений, первым президентом Академии наук Украины [4].

Параллельно с изучением  влияния человеческой деятельности на изменение природы Земли Вернадский еще в 1914-1916 гг. начал разрабатывать учение о биосфере – той оболочке Земли, в которой сосредоточено «живое вещество».

В 1922-1926 гг. во время  своей длительной зарубежной командировки Вернадский читал в Коллеж де Франс  в Париже лекции по биогеохимии и развитию биосферы, а в 1927 г. французский математик Эдуард Леруа развил идеи Вернадского и в своих лекциях в Коллеж де Франс ввел понятие «ноосферы» как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом.

Это понятие  было использовано Вернадским как ключевое в работах «Научная мысль как планетное явление» (1937-1938), «Несколько слов о ноосфере» (1944) и ряде других. Учение о ноосфере – это итог раздумий Вернадского о будущем человечества. Это первый во всей мировой литературе опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В нем научная мысль рассматривается и анализируется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты [5].

Когда осмысливаешь все сделанное Вернадским, поневоле удивляешься, как много могла вместить одна, хотя и продолжительная, человеческая жизнь. Всю энергию В.И. Вернадский направил на научную работу, организацию новых научных центров [4].

 

2 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ  О НООСФЕРЕ

 

Вершиной научного достижения в творчестве В.И. Вернадского стало  его учение о ноосфере, очень актуальное в наши дни. Согласно этому учению, человечество постепенно становится основной силой, определяющей своей деятельностью эволюцию Земли, и на определенной стадии оно должно будет принять на себя ответственность за будущее биосферы для сохранения возможности своего существования и дальнейшего развития. Биосфера должна превращаться в ноосферу, то есть в сферу разума [3].

 

2.1 Единство биосферы  и человека

 

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих  работах раскрывает корни этого  единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека.

С геохимических позиций  подошел Вернадский к познанию не только земной коры и живого вещества, но и человечества. И это было настоящим творческим подходом (данную тему он разрабатывал совместно со своим другом и учеником, замечательным  ученым и мыслителем А.Е. Ферсманом, автором понятий «биогенез» и «техногенез»). Об этом он впервые написал в 1913 году: «В последние века появился новый фактор, который увеличивает количество свободных химических элементов, преимущественно газов и металлов, на земной поверхности. Фактором этим является деятельность человека».

Позже ученый развил данную тему: «Земная поверхность превращается в города и культурную землю и  резко меняет свои химические свойства. Изменяя характер химических процессов  и химических продуктов, человек совершает работу космического характера. Она является с каждым годом все более значительным фактором в минеральных процессах земной коры и мало-помалу меняет их направление» [6].

В 1938 году Вернадский писал:

«Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого в ней по мощности... Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства – человеком... Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу... Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история... Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает, по существу, новое в истории Земли, а не только в истории человечества» [6].

Для Вернадского человек  был, прежде всего, носителем разума. Он верил, что преобразование природы  будет вестись предусмотрительно, без ущерба людям и природе. Хотя на собственном опыте, пережив две  мировые войны и одну гражданскую, он мог бы убедиться, что в действительности все происходит совсем не так. В своей деятельности человек слишком часто использует дарованный природой разум для порабощения и уничтожения себе подобных, для разрушения биосферы. Им движет не столько разум, сколько воля, желания, вера, потребности, предрассудки, невежество, психические «комплексы»…

Впрочем, Вернадский сознавал, что человек «отчуждается» от создавшей его природы. По его  словам: «Благодаря условностям цивилизации  эта неразрываемая и кровная связь всего человечества с остальным живым миром забывается, и человек пытается рассматривать отдельно от живого мира бытие цивилизованного человечества [6].

 

2.2 Наука как основной  фактор ноосферы

 

Науку Вернадский воспринимал как важнейшую часть современной культуры. Этим убеждением проникнута его работа «Научная мысль как планетное явление». В ней он неоднократно подчеркивает: «Биосфера XX столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества».

По его мнению, научное  знание является геологической силой, создающей ноосферу. И как всякое природное явление, научная мысль  – не случайна, она проявляется  стихийно и закономерно; корни ее уходят в глубины геологической истории, обнаруживаются в процессе цефализации – развития нервной системы и головного мозга животных [6].

Роль науки Вернадский описывал следующим образом:

«Основной геологической силой, создающей ноосферу, является рост научного знания... Научная мысль – научное творчество – научное знание идут в гуще жизни, с которой они неразрывно связаны, и самим существованием своим они возбуждают в среде жизни активные проявления, которые сами по себе являются не только распространителями научного знания, но и создают его бесчисленные формы выявления, вызывают бесчисленный крупный и мелкий источник роста научного знания. Далеко не всегда, таким образом, человеческая личность, даже в наше время организованности науки, является творцом научной идеи и научного познания; ученый-исследователь, живущий чисто научной работой, крупный и мелкий, является одним из создателей научного знания. Наряду с ним из гущи жизни выдвигаются отдельные люди, случайно, т.е. жизненно-бытовым образом, связывающиеся с научно важным и из соображений, часто науке чуждых, вскрывающие научные факты и научные обобщения, иногда основные и решающие, гипотезы и теории, наукой широко используемые. Такое научное творчество и научное искание, исходящее из действий, лежащих вне научной, сознательно организованной работы человечества, являются активно-научным проявлением жизни мыслящей человеческой среды данного времени, проявлением ее научной среды. По массе нового в этой форме научной мысли, вносимого в науку, и по его важности в историческом итоге эта часть научно построяемого сравнима, мне кажется, с тем, что вносится в науку сознательно над ней работающим ученым, что вскрывается сознательной организованностью научной работы» [5].

С таких позиций Вернадский по-новому взглянул на историю науки. По его словам: «История научной  мысли, научного знания, его исторического хода проявляется с новой стороны, которая до сих пор не была достаточно осознана. Ее нельзя рассматривать только как историю одной из гуманитарных наук. Эта история есть одновременно история создания в биосфере новой геологической силы – научной мысли, раньше в биосфере отсутствовавшей» [6].

Информация о работе В.И. Вернадский: проект ноосферной цивилизации