В поисках философского камня: алхимия в культуре европейского средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:30, реферат

Краткое описание

В реферате использована литература, в которой алхимия рассматривается и как этап в развитии химии, и как особое мировоззрение, особое отношение к жизни.

В данной работе кратко изложены основные этапы развития алхимии, ее существование вместе с религией в Средние века и главные цели алхимиков.

Оглавление

Введение……………………………………………………….....................3

Алхимия: начало «великого искусства»……………………………….4
Принципы алхимии и поиски философского камня…………………..6
Феномен средневековой культуры……………………………………10
Закат алхимии…………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………...15

Список использованных источников и литературы…………………….16

Файлы: 1 файл

алхимия.docx

— 38.03 Кб (Скачать)

   Чудо  христианской троицы тоже переговаривают на алхимический лад. Претендуя на всесилие тайной науки, адепты считают, что алхимия  в состоянии сформировать знание обо все сущем. Взору алхимика открыты три мира: материальный, человеческий и божественный. В первом сера, меркурий и соль составляют начала всех вещей, погружаясь в единую материю. Во втором, человеческом, тело дух и душа (микрокосмос) соединяются в человеке. И, наконец, в мире божественном три лица Троицы в едином боге.

   Можно продолжать аналогии алхимического  искусства с христианским учением, но этого довольно, чтобы увидеть, что связи эти есть и что они не случайны. Движение алхимической мысли в первом приближении совпадает с движением мысли средневекового христианина, озабоченного поисками абсолюта, совершенной субстанции, - словом, всего того, что причастно таинству причащения, восхождения по ‹‹лествице››, отделения плевел от ржи, агенцев от козлищ.9

   И все-таки думается, что алхимия не тождественна средневековой культуре. Алхимическая деятельность древнее ее средневековой жизни. В ее основе лежит нечто, независимое от той культуры, с которой алхимия соприкоснулась, а соприкоснувшись, осталась в ней жить. Не исключено, что алхимия стала своеобразной ‹‹модой›› Средневековья. Алхимический поиск неоформленной ‹‹сущности›› для средневекового сознания – бессмыслица. В самом деле, Средневековье сторонится беспредельного. Бог вполне конкретен, чувственно воспринимаем. Но, может быть, сам характер несовпадения и есть особенность данной культуры.

   Складывается  представление об алхимии как  едва ли не выпавшей из Средневековья, странно противостоящей ему. Еще  один образ алхимического дела: алхимия  – внесредневековая деятельность; образ, не выдерживающий критики, хотя бы перед обстоятельной завершенностью первого ее образа (алхимия – деятельность Средневековья). Алхимия парадоксально пребывает вне средневековых пространств, хотя и в средневековых временах; вне средневековых времен, хотя и в средневековых пространствах. На межкультурном, межвременном пограничье.10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКАТ АЛХИМИИ

   Заключительная  стадия развития алхимии началась в  Европе в конце XVI в. и продолжалось до конца XVIII в. Это был период упадка и вырождения алхимии.

   Уже в XVII в. прогрессивно мыслящие химики искали способы, с помощью которых можно было бы объединить химические знания в науку. Прежде всего, они стремились освободиться от того, что, по их мнению, не соответствовало рациональному духу и направлению настоящей науки: ‹‹Златоделие›› и связанные с ним мистика, астрология, вера в духов и заклинания были чужды теории и практике зарождающейся химической науки. Поэтому химики вначале отреклись от алхимиков, затем полностью отделились от них и наконец начали с ними решительную борьбу.

   Одни  исследователи считают, что в это время на смену алхимии пришла иатрохимия (медицинская химия) и поэтому ‹‹златоделие›› потеряло свое значение. Другие же, напротив, утверждают, что алхимия была широко распространена, и объясняют это ‹‹корыстолюбием›› и авантюристическим желанием аристократов сделать алхимию ‹‹скаковой лошадью››, которая помогла бы им наполнить карманы золотом.11

   Переоценка  роли денег характерна для раннего  капитализма. В этот период в качестве источников обогащения были популярны  не только разработка месторождений  благородных металлов, торговля или  разбой, но и деятельность алхимиков. Поэтому дворы владетельных князей оказались тогда основной силой в обществе, поддерживающей алхимию. Развитие товарного хозяйства, расходы на многочисленные войны, содержание солдат-наемников, поддержание роскоши двора требовали от властителей все больше и больше денег. Их не хватало, несмотря на обложение высокими налогами ремесленников, купцов, крестьян. Тем более заманчивыми казались правителям опыты алхимиков. Несмотря на все неудачи алхимиков, а иногда и на проявления их заведомой нечестности, аристократы выделяли все новые средства на их ‹‹многообещающие опыты››.

   В середине XVIII в. капиталистические общественные отношения в Германии развивались быстрыми темпами. Как химики, так и владельцы мануфактур все яснее осознавали необходимость расширенного применения химии в производстве. Алхимики со своими эмпирическими и умозрительными обобщениями, тратившие массу сил и средств на недостижимые цели, тормозили прогресс науки. Представления алхимиков противоречили духу Просвещения в Германии. Магия, астрология, вера в призраков и чудеса уступали место научному анализу материального и духовного мира.12

   В 1785 г. французский химик Лавуазье сделал открытие, которое перевернуло  всю химию: он сформулировал свою ныне всемирно известную систему  химии на основе открытых им закономерностей протекания процессов окисления. Впервые за всю историю химии была достаточно четко определена природа химического элемента. Таким образом, антиалхимические воззрения получили надежное подтверждение и началось интенсивное развитие новой научной химии.13 
 
 
 
 
 
 

   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Алхимия – это явление, которое осталось феноменом и загадкой, просуществовав около 2000 лет.

   В Средние века происходила встреча  античного наследия и христианского  религиозного фактора. Алхимия – это место встречи логики и озарения. Средневековая культура не отрицала античность, а адаптировала ее для своих нужд. Вместе с тем алхимия существовала отдельно от эпохи, вневремени и внепространства.

   В эпоху Просвещения все ученые понимали алхимию только как ‹‹златоделие›› и считали, что эмпирические и умозрительные обобщения мешают развитию прогрессивной науки. В конечном итоге алхимия стала этапом развития химии.

   Если  алхимия просуществовала столько времени, то значит, были легенды о том, что Философский камень найден, и люди в это верили. Может, Философский камень действительно был найден, но рецептов не сохранилось и подтверждений нет.

   По  моему мнению, алхимия содержала  в себе серьезные противоречия. Адепты пытались достигнуть недостижимого. Люди не готовы к такого рода открытиям, человек еще не совершенен и не может приравнять себя к богу, но постоянно ищет пути к всевозможности.

   Если  человек будет пытаться сделать золото из железа ради корыстных целей, то ничего не получится. Люди смогут сделать золото из неблагородных металлов только тогда, когда им будет это не нужно. 
 
 
 
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

   Лазарев Е. Вечная загадка алхимии // Наука и религия. 2005. № 1.        С. 48-52.

   Рабинович В. Л. Образ мира в зеркале алхимии: От стихий и атомов древних до элементов Бойля. М.: Энергоиздат, 1981. 152 с.

   Штрубе  В. Пути развития химии: в 2-х томах. Т. 1. М.: Мир, 1984.      239 с. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе В поисках философского камня: алхимия в культуре европейского средневековья