В поисках философского камня: алхимия в культуре европейского средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 16:30, реферат

Краткое описание

В реферате использована литература, в которой алхимия рассматривается и как этап в развитии химии, и как особое мировоззрение, особое отношение к жизни.

В данной работе кратко изложены основные этапы развития алхимии, ее существование вместе с религией в Средние века и главные цели алхимиков.

Оглавление

Введение……………………………………………………….....................3

Алхимия: начало «великого искусства»……………………………….4
Принципы алхимии и поиски философского камня…………………..6
Феномен средневековой культуры……………………………………10
Закат алхимии…………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………...15

Список использованных источников и литературы…………………….16

Файлы: 1 файл

алхимия.docx

— 38.03 Кб (Скачать)

   Федеральное агентство по образованию 
Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет 
 
Кафедра истории 
 
 
       
Дисциплина: Культурология 
 
 
 
 
 
Реферат 
 
в поисках философского камня:

  алхимия в культуре  европейского средневековья 
 
 
                                                           Студент группы:  
                                           
                                            Руководитель: 
 
 
 

    
 
 
Санкт-Петербург 
2008
 

   ОГЛАВЛЕНИЕ

   Введение……………………………………………………….....................3

  1. Алхимия: начало «великого искусства»……………………………….4
  2. Принципы алхимии и поиски философского камня…………………..6
  3. Феномен средневековой культуры……………………………………10
  4. Закат алхимии…………………………………………………………..13

    Заключение………………………………………………………………...15

    Список  использованных источников и литературы…………………….16 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

   ВВЕДЕНИЕ

   Выбор темы реферата обусловлен личным интересом. Для меня важно определить свое отношение  к процессу превращения неблагородных  металлов в золото и серебро, настолько  же материальному, насколько и духовному.

   Алхимия – это вечная загадка. Это явление  осталось феноменом Средневековья.

   В реферате использована литература, в которой алхимия рассматривается и как этап в развитии химии, и как особое мировоззрение, особое отношение к жизни.

   В данной работе кратко изложены основные этапы развития алхимии, ее существование вместе с религией в Средние века и главные цели алхимиков.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   АЛХИМИЯ: НАЧАЛО ‹‹ВЕЛИКОГО ИСКУССТВА››

   Сначала совершим путешествие в этимологию слова ‹‹алхимия››.

   Chymeia – наливание, настаивание. Здесь слышится дальний отголосок древней практики восточных врачевателей-фармацевтов, извлекающих соки лекарственных растений. Согласно другому мнению, корень в слове алхимия – khem или khame, chemi или chuma, что означает и чернозем, и Черную страну. Так называли Древний Египет, а с Египтом связывали искусство жрецов, металлургов, золотых дел мастеров. Из древнегреческого языка: хюмос – сок, хюма – литье, поток, река, а химевсис – смешивание. А древнекитайское ким означает золото. Тогда алхимию можно толковать как златоделие. Именно это значение закрепилось за алхимией не только в обыденной речи, но и в сочинениях по истории химии.1

   В первые века нашей эры появляется уже целый ряд алхимических трактатов. Некоторые из них приписываются  Клеопатре Египетской. Клеопатру  считают автором сборника рецептов получения золота (‹‹Хризопея››). С 350 по 420 г. в Александрии жил алхимик Зосима, христианин из Египта. Сохранились фрагменты его энциклопедического труда, обобщающего знания древних о природе. Они написаны в виде посланий, адресованных женщине. Часть их объединена в трактат ‹‹О силе››.

   После походов Александра Македонского (с 323 г. до н.э.) начался оживленный обмен  материальными и духовными ценностями между греческой, египетской, персидской, вавилонской, индийской и, вероятно, даже китайской культурами. Разностороннее взаимопроникновение и переработка культурных ценностей в различных районах земного шара – сложная историческая проблема. В наши дни установлены взаимосвязи натурфилософских представлений об элементах и их взаимных превращениях с древним вавилонским учением о воздействии звезд на жизнь человека, с древнегреческими мифами о божественном происхождении светил, с халдейскими преданиями о семи небесах и семи богах – повелителях планет, где возникают семь разных по цвету металлов.

   Авторы  трактатов о превращениях веществ, для того чтобы придать большую  значимость своему ‹‹искусству››, писали в книгах, что основателями и первыми  учителями алхимиков были мифические персонажи. Начало же этого ‹‹великого искусства›› они относили к временам, когда на земле были только боги, ангелы и демоны.2

   Древнее и священное писание рассказывает, что некоторые ангелы, увлеченные любовью к женщинам, сошли на Землю  и научили их тайнам природы. Родилось племя великанов. За это ангелы были осуждены на вечное изгнание. Книга, по которой они учились искусству, называлась ‹‹Хема››. Отсюда и корень в слове алхимия.3

   Алхимический  ‹‹дар›› приписывался и богам  Древнего Египта. Так, например, в письме своему сыну Гору властительница Египта Изис открыла тайну получения золота. Мудрый Химес был первым химиком, по имени которого и названа наука. Часто его отождествляли с богом солнца Древнего Египта Аммоном-Ра и называли ‹‹величайшим, прславленным, известным всему миру Химесом››.4 
 
 
 

ПРИНЦИПЫ  АЛХИМИИ И ПОИСКИ ФИЛОСОВСКОГО КАМНЯ

   Алхимия – это особое мировоззрение, особое отношение к жизни, совокупность религиозных, научных и нравственных принципов, облеченных в аллегорические формы. Нарочитая сложность алхимических текстов обусловливается тем, что  в основе алхимии лежит спектр эзотерических духовных знаний, передаваемых из поколения в поколение посвященными (жрецами, истинными адептами, позднее  – членами ряда эзотерических  обществ).

   Алхимию никогда не преподавали в университетах, в отличии, скажем, от астрологии, именно потому, что ‹‹обучить›› алхимии  в обычном смысле слова нельзя – требуется огромная индивидуальная работа каждого, кто стремится постичь  ее тайны. Считается, что каждый компонент Великого Делания адепт должен найти самостоятельно. Универсальных рецептов в алхимии просто не существует – к цели можно прийти многими путями. Каждый адепт обретает свой Философский Камень, ведь одной из составляющих Великого Делания является душа самого алхимика. Кстати, при современных исследованиях в области психологии был отмечен любопытный факт – на ход физических экспериментов оказывает влияние психологическое состояние и личность экспериментатора.

   Алхимия обычно рассматривалась как стремление осознать Основные законы Творения, учитывая при этом действующие причины  и силы Творения, и в конечном итоге – умение управлять как  этими силами, так и самим собой.5

   Надо  сказать, что если  человек, ничего не знающий об алхимии, будет читать алхимический трактат, он, вероятно, неминуемо  натолкнется на туманные описания весьма странных опытов, которые вполне можно  принять за ритуалы черной магии. Не говоря уже о кощунственном  на первый взгляд изображении змеи, распятой на кресте. Мало кому придет в голову, что змея здесь олицетворяет ‹‹низкую материю на кресте духа››, то есть утверждает отказ от материального мира в пользу мира духовного. Зная, что означают основные алхимические аллегории, можно увидеть первый пласт многоплановой целой картины.

   Если  упростить и свести, насколько  возможно, к минимуму основные принципы лабораторной алхимии, то окажется, что  в ее основе лежит поиск изначальной  первоматерии, из которой ‹‹все  было рождено›› и которая присутствует абсолютно во всех формах материи. В  зависимости от состояния первоматерия может быть представлена четырьмя первоэлементами – воздухом, водой, землей и огнем. Следует помнить, что в алхимической теории эти понятия обозначают не стихии, а именно состояние и свойство материи. Вещества имеют четыре состояния – сухое, влажное, теплое и холодное. Так, ‹‹воздух›› обозначает холодное газообразное вещество, ‹‹вода›› - любую жидкость, ‹‹земля›› - твердое вещество, а ‹‹огонь›› - теплый газ, природный жар. Кроме воздуха, воды, земли и огня, алхимия признает и пятый элемент, названный квинтэссенцией (от лат. quinta essentia – пятая сущность) – эфир, небесная сущность, Божественный дух, основа.

   Алхимики  считали, что можно добиться очищения и облагораживания любой материи, постепенно переводя одно вещество в другое. Единая природа вещества и всеобщая его превращаемость – один из основных постулатов алхимии.6

   Алхимики  рассматривают металлы как живые  организмы на основании того, что  сама планета Земля – Мыслящее Существо, наделенное бессмертной душой. Работая с металлами, алхимики старались  выделить первоматерию, разложить ее на элементы, а затем из этих элементов  создать новые ‹‹смеси››. В частности, металлы ‹‹вылечиваются››, превращаясь в золото, иными словами – достигая совершенства. Золото считалось совершенным, потому что этот металл не подвергался коррозии и не растворим в кислотах. Золото – самый ‹‹здоровый›› металл, тогда как остальные металлы ‹‹больны››, они еще не достигли ‹‹выздоровления››, то есть не превратились в золото, не достигли совершенства.

   Процесс постижения внутренней природы Космоса  и человека, а также получения  Философского Камня включал в  себя двенадцать этапов, связанных  с астрологическими символами. Весь процесс, в свою очередь, делится на три основных стадии: ‹‹Делание в черном››, или ‹‹нигредо›› (nigredo), конечный продукт этой стадии – вещество черного цвета; ‹‹Делание в белом››, или ‹‹альбедо›› (albedo), конечный продукт – вещество белого цвета; ‹‹Делание в красном››, или ‹‹рубедо›› (rubedo), в результате которого получают вещество цвета киновари или пурпура – непосредственно сам Философский камень.

   Для начала процесса Великого Делания приготовлялся  исходный материал – соединение ‹‹серы››, полученной из первоматерии золота, олицетворяющего  мужское начало, и ‹‹меркурия››, полученного из первоматерии серебра, олицетворяющего женское начало. Их соединяли при помощи ртути - ‹‹соли›› через операцию, именуемую ‹‹Химической свадьбой››. Именно полученное соединение, символическим изображением которого служил андрогин (или гермафродит) и которое называли ‹‹ребис››, представляет собой материал, помещаемый алхимиками в ‹‹Философское Яйцо›› для дальнейшей трансформации. Именно из него в процессе Великого Делания должен был быть получен Философский Камень.

   Большинство алхимических трактатов описывает  Философский Камень как красноватый порошок, которому приписывали свойства излечивать болезни, возвращать молодость и силу. Но бессмертие Философский Камень отнюдь не гарантировал – только избавление от всех болезней, что, разумеется, существенно продлевало срок человеческой жизни. Для избавления от болезней Философский Камень следовало определенным образом растворить, чтобы получить ‹‹золотой напиток››. Отсюда еще одно название Философского Камня - ‹‹Великая панацея››.7 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ФЕНОМЕН СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

   Алхимия – культурно-историческая реальность, включившая в себя многообразные  проявления творческой деятельности средневекового человека. Деятельность алхимика многозначна. Он – ставящий опыт теоретик и ремесленник-эмпирик, философ и теолог, художник и поэт, правоверный христианин и маг-чернокнижник. Алхимия, стало быть, - не столько предшественница химии Нового времени, сколько явление средневековой культуры в широком смысле этого понятия. Алхимия – своеобразный микрокосмос средневековой культуры, запечатлевший не только официальное, но и неофициальное (чернокнижно-языческое) Средневековье.

   Историческая  жизнь алхимии – это причудливое  и вместе с тем естественное переплетение линий монотеистических (иудаиз, католичество, ислам) и политеистических (египетская, ассиро-вавилонская, культовая обрядность варварского язычества). Деятельность же реального алхимика в ее многогранности – наиболее универсальная из всех видов средневековой деятельности.8

   Основной  проблемой этой темы является вопрос о соотношении христианства, как официальной религии и алхимии.

   Исходный  материал алхимиков – неблагородный, несовершенный металл. Все железо целиком преображается в золото. Посредничество в деле преобразования осуществляется философским камнем, наделенным мощью божества. Причащение – фундаментальное христианское таинство – внешне аналогично основному алхимическому постулату, по которому целое, переходящее в целое рукотворным, но и чудодейственным образом, выявляет свое совершенство, таимое первоначально. Несовершенный металл – больное, греховное золото. Алхимик – искупитель и спаситель сразу. Он врачует больное золото, даруя греховному золоту новую душу силою философского камня. Тогда алхимическое превращение может быть понято как аналог причащения и крещения.

Информация о работе В поисках философского камня: алхимия в культуре европейского средневековья