Стоюнин как методист

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

В 1846 году Стоюнин окончил гимназию, и поступил на историко-филологическое отделение философского факультета по разряду восточной словесности. Свой необычный выбор он мотивировал желанием избежать традиционной чиновничьей карьеры. Но вскоре Стоюнин разочаровывается в избранной специальности. Профессора восточных языков или вовсе отсутствовали в университете, или, подобно преподавателю персидского языка, были совершенно невежественными в области своего предмета. С наибольшим интересом Стоюнин работает у профессоров Плетнева и Никитенко. Под руководством последнего он пишет очерк «О влиянии христианства и язычества на искусство и науку», который помещает в журнале. Это первая печатная работа Стоюнина.

Файлы: 1 файл

Стоюнин Курсовая новый вариант.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

В его работах последовательно проводится идея патриотического и нравственного воспитания средствами литературы, особенно сильно воздействующей на эстетические чувства учащихся.

Рассмотрение педагогической и методической теории Стоюнина уместно дополнить характеристикой его как учителя-практика. Стоюнин не принадлежал к числу «блестящих» учителей. По словам его учеников и биографов, это был сдержанный, строгий и внешне суховатый человек, не очень разговорчивый и красноречивый. Но за этой внешней сдержанностью и уравновешенностью скрывался характер и темперамент подлинного педагога, смотрящего на свою деятельность как на высокую просветительскую миссию, горячо любящего школу и учительское дело. 
В центре внимания Стоюнина как преподавателя всегда стоял ученик. «Мы все знаем, что нужно почитать стариков... но не все знают, что молодость должно уважать», - эти слова Пирогова охотно цитировал Стоюнин18. И действительно, во всех работах методиста ученик рассматривается как полноценная личность, достойная уважения и тщательной заботы.

Глава II. Стоюнин как литературовед

В теоретико-литературных воззрениях Стоюнина, как и в его педагогических высказываниях, просветитель-демократ борется с либералом. Но если в поздних работах Стоюнина (особенно в книге «А. С. Шишков») его либерализм выражается в совершенно очевидной форме, то в ранних статьях и книгах (в том числе и в пособии «О преподавании русской литературы») точка зрения просветителя - защитника народа обычно берет верх над точкой зрения либерала. Художественную литературу Стоюнин рассматривает в этих своих сочинениях как могучее орудие просвещения народа и борьбы за его свободу и счастье. Мысль о том, что литература тесно связана с жизнью и отражает ее, проходит красной нитью через все работы Стоюнина. Науки отражают внешнюю жизнь людей. Обязательным условием их полноценности является полная точность и верность воспроизведения реальных жизненных явлений. Искусство отражает внутреннюю жизнь человека - его мечты, стремления, идеалы - безотносительно к тому, осуществились ли они в реальной жизни людей или нет. Документальная точность здесь не обязательна. Отдельные события и лица, изображаемые в произведении, могут быть вымышлены писателем. От него требуется только, чтобы картина, им нарисованная, воспроизводила общий характер эпохи и изображала идеал в типичных формах его воплощения.

Таким образом, особенность литературы по сравнению с наукой заключается в том, что в ней отражается по преимуществу духовная жизнь и «идеальные стремления» человека. Рассматривая характер и направленность общественных идеалов, Стоюнин отмечает в них два важнейших элемента: «общечеловеческий» и «национальный». С одной стороны, утверждает он, в идеалах находят свое выражение, с большей или меньшей полнотой, нравственные устои, выработанные на протяжении веков человечеством. Это - «общечеловеческий элемент» в идеале. Вместе с тем, развиваясь в конкретных исторических условиях, общественные идеалы неизбежно связаны с условиями жизни и психологией народа, в недрах которого они существуют. Это - «национальный элемент» в идеале. В истинно художественном произведении обе стороны идеала - общечеловеческая и национальная - сливаются друг с другом, по выражению Стоюнина, «как душа с телом»19. Наоборот, разрыв «общечеловеческого» и «национального» или отсутствие одного из этих элементов разрушает идейную и художественную ценность произведения. «Общечеловеческий идеал», не воплощенный с достаточной полнотой в национальные и исторические формы, делает произведение схематичным и абстрактным. «Национальный идеал», не заключающий в себе элемента общечеловеческого, придает произведению групповую или сословную ограниченность, снижает и даже вовсе уничтожает его общественную ценность.

Наиболее полно и глубоко сочетается «общечеловеческое» и «национальное» в народных произведениях. В народной литературе Стоюнин отмечает три обязательных, по его мнению, признака: 1) она близка народу (нации) по своей тематике и образам; 2) она выражает стремление лучшей, наиболее сознательной и передовой части народа; 3) она противостоит ненародной, сословной, аристократической литературе20. Таким образом, народная литература понимается Стоюниным как литература «общенародная», антифеодальная, пропагандирующая «естественные» законы человеческого общежития.

В качестве одной из составных частей просвещения искусство призвано вести за собой людей и учить их. Стоюнин отвергает теорию «искусства для искусства». Художник, по его мнению, является не только творчески деятельной личностью. Он активен и в общественном отношении. Изображая новое в жизни, писатель, поскольку он сочувствует изображаемому, акцентирует наиболее ценные его качества: всей системой художественных средств он подчеркивает привлекательность нарисованных им образов. В этом случае тенденциозность писателя проявляется в скрытой форме: он не противопоставляет себя как личность изображаемому миру, его личный идеал сливается с пропагандируемой им идеей. Писатель является проводником новых идеалов и просветителем общества. 
Идеи, воплощенные в произведениях, оказывают большое влияние на общественную жизнь. В соответствии со своими литературно-теоретическими воззрениями Стоюнин формулирует и свое понимание сущности и задач истории литературы. Несмотря на высокую оценку Стоюниным эстетического элемента в литературном творчестве, он полагает, что все же не этот критерий должен быть положен в основу определения истории литературы. История литературы должна охватить, по мнению Стоюнина, все произведения слова, воплощающие в себе общественные идеалы и, следовательно, вносящие в общество новые духовные запросы и интересы. Разумеется, среди этих произведений наиболее крупное место будут занимать такие, в которых идеалы выражены в художественно совершенной форме; но и в этих произведениях наибольшее внимание должно быть уделено не форме, а идейному содержанию. 
Важнейшую задачу истории литературы Стоюнин видит в том, чтобы рассмотреть на материале литературных произведений исторически изменяющиеся «идеалы» общества, оценивая «степень их общечеловеческого и национального достоинства»21. Он считает, далее, необходимым для истории литературы установить закономерность развития общественных идей, их эволюцию. Он настаивает на том, чтобы литературные факты изучались на широком историческом фоне и связывались с историей страны и народа. Но самая важная задача истории литературы заключается в том, чтобы показать, как развитие идеалов прошлого закономерно приводит к идеалам настоящего.

Теоретико-литературные воззрения Стоюнина тесно связаны с его взглядами на историческое развитие русской литературы. В систематической форме его взгляды нашли свое выражение в книге «О преподавании русской литературы».

В древней русской литературе Стоюнин отмечает три общественные силы и соответствующие им три «идеала» - духовный, дружинно-княжеский и народный. Идеи духовенства, утверждает Стоюнин, в течение нескольких столетий после официального крещения Руси были совершенно чужды народу.

Русский былинный эпос Стоюнин рассматривает как выражения народных представлений о прошлом России. Былинные богатыри - это идеализированные народные герои. Стоюнин особо подчеркивает образовательное и воспитательное значение народных былин. Но наряду с ними Стоюнин рассматривает в своей книге едва ли не все жанры фольклора: исторические песни, сказки, духовные стихи, легенды, старинные и новые песни. Интересен у Стоюнина анализ сказки. В ней он также видит выражение народной психологии. «Для нас, конечно, очень важно заметить,- пишет он,- что народное сочувствие всегда на стороне слабого, народная мысль всегда о несчастном - это никак не показывает испорченности массы»22. Стоюнин положительно расценивает «разбойничьи» песни, в которых находит проявление безграничная свобода, безотчетный разгул, буйная жизнь - «крайность, вызванная крайностью». Главное внимание при анализе должно быть обращено на общечеловеческое в произведении. Основной задачей анализа В. Я. Стоюнин считал раскрытие идеи, воплощенной в образной форме. Он дал в своей книге блестящие образцы конкретных разборов, отправной точкой которых он часто выбирал композицию или сопоставление образов. В. Я. Стоюнин, хотя и оставлял нередко в стороне эстетическую сторону анализа, учил понимать единство формы и содержания, органическую связь частей с целым, не терять «общей нити произведения»23.

В своих работах Стоюнин пытается применить принцип социологического изучения литературы. Признавая воздействие общественной жизни на литературу, он рассматривает художественные произведения в связи с исторической обстановкой. Анализируя общественную обусловленность литературы, Стоюнин, как правило, ограничивается рассмотрением религиозных, нравственных, научных и, далеко не всегда, политических влияний. Он замыкает литературу в круг идеологических надстроек и только в пределах этого круга изучает взаимоотношение литературы и других «факторов».

Воспитанию эстетического чувства и эстетического восприятия Стоюнин действительно уделял большое внимание не только в практическом преподавании, но и в своих теоретических построениях в области методики. 
Исходя из своего понимания педагогического значения литературы в школе, Стоюнин прежде всего ставит вопрос о содержании и направленности школьного литературного курса. Что изучать в школе - литературную науку или самое литературу, художественные произведения? - спрашивает Стоюнин и решает эту проблему в пользу литературы. «Для нас,- заявляет он,- словесность не наука, а литература, то есть, материал ее составляют литературные произведения, которые подлежат изучению и разбору»24. Не следует думать, что Стоюнин вообще отказывается от изучения литературной науки. Наоборот, он всячески стремится сообщить учащимся основательные знания по своему предмету.

В качестве основного принципа методики Стоюнин выдвигает принцип сознательно критического, активного изучения литературы. Он отвергает догматизм не только в усвоении фактических знаний, но и догматическую рутину в литературных оценках. Школа должна воспитать в учащихся твердые и вместе с тем сознательные убеждения. Задача преподавателя-словесника заключается в том, чтобы не только внедрить в сознание учащихся передовые идеалы, воплощенные в художественных произведениях, но и в том, чтобы добиться осмысленного восприятия этих идеалов и, далее, приучить школьников самостоятельно находить их в произведении. Отсюда Стоюнин выводит свое требование критического анализа художественного текста. Обосновывая эти свои взгляды, Стоюнин исходит из просветительского тезиса о могуществе человеческого разума и о необходимости его всемерного развития.

Перед преподаванием литературы Стоюнин ставит три задачи. «Каждый преподаватель должен найти в своем учебном предмете три живые силы, которые бы благодетельно действовали на учащихся: он должен сообщать им истинные познания, касающиеся природы и человека, развивать их и приучать к труду. Материал, передача и восприятие его и разумная работа над ним - вот те три силы, которые должны соединяться в преподавании, чтобы дать ему педагогическое или воспитательное значение»25. 
Первая задача должна осуществляться путем рационального отбора литературных произведений для изучения в школе; вторая задача - путем правильной системы и направленности анализа. Третья - главным образом путем применения соответствующих методов и методических приемов. Вместе с тем эти три задачи должны быть, по мнению Стоюнина, органически связаны.

В свете своих общих методических принципов Стоюнин подходит к решению программного вопроса. Выступая в защиту конкретного и аналитического изучения литературы, он требует серьезного сокращения литературного материала в существующих программах и учебных пособиях.

По сравнению с традиционными программами курс Стоюнина освобожден от множества малозначительных сочинений, в нем резко уменьшено количество памятников религиозно-дидактического содержания. Преимущественное внимание Стоюнин уделяет произведениям, отражающим важнейшие события русской истории.

Анализ художественного произведения занимает в системе Стоюнина центральное место. Говоря о значении эстетического воздействия литературы в школе, Стоюнин оговаривается. «Мы никак не хотим ограничиться одной эстетикой, чтобы носиться в заоблачном мире безусловно и вечно прекрасного и восхищаться одними возвышенными идеалами»26.

Школьный курс литературы Стоюнин подразделяет на три части: преподавание литературы в IV, V-VI и VII классах. (Дать соответствие современным ступеням образования) План анализа произведения в IV классе формулируется им в следующих словах: «Главная цель здесь должна состоять в том, чтобы приучить их (учеников) ясно понимать поэтический язык, рассматривать поэтические образы в отношении мысли и формы, видеть логическое развитие идеи, внутреннюю связь между частями, вникать в построение сочинения в зависимости от основной мысли»27. Примером литературного разбора в IV классе может служить анализ «Песни о вещем Олеге». Основная задача в этом разборе - раскрыть внутреннюю логику произведения, показать художественную целесообразность и целеустремленность всех его деталей. Сравнивая стихотворение с летописным рассказом Нестора и выяснив различие в целях поэта и летописца, Стоюнин раскрывает своеобразие поэтического изображения. По его словам, Пушкину как художнику «нужно было представить событие так, чтобы оно казалось правдоподобным; ему нужно было дать всему такую обстановку, чтобы изобразить и нравы, и обычаи, и понятия, и верования той невежественной эпохи; словом, ему нужно было нарисовать полную живую картину и подействовать на воображение, чего не мог иметь в виду Нестор»28.

В V и VI классах разбор носит более сложный характер. И здесь еще произведения изучаются отдельно одно от другого. Но на этой ступени они рассматриваются уже в связи с личностью и биографией писателя, их создавшего. Вместе с усложнением литературного материала усложняются и приемы анализа. Так как в программе этих классов имеются произведения, которые заключают в себе «идеалы», не принимаемые писателем, то задача разбора заключается еще и в том, чтобы показать, как относится писатель к изображаемому, в каких художественных формах - идиллических или юмористических, трагических или комических - он выражает свое отношение к нему. Таким образом, в этих классах значительное место занимает вопрос о художественной манере писателя, о поэтических средствах, им применяемых, а в связи с этим и эстетическая оценка произведения. Иллюстрацией может служить разбор повести Гоголя «Шинель». Разбор произведения становится средством разоблачения невежества и пропаганды просвещения.

Литературный анализ в VII классе проводится Стоюниным не менее обстоятельно, чем в предыдущих классах. Разбору предпосылается историко-литературное введение. Серьезное значение Стоюнин придает изучению биографии писателя, особенно в старших классах. Его интересует главным образом общественная биография писателя.

Большое внимание в методике литературного анализа Стоюнин уделяет проблеме историзма. Относя преподавание историко-литературного курса в последний класс гимназии, он требует, чтобы к этому времени учащиеся имели серьезную историческую подготовку. История литературы, подчеркивает Стоюнин, есть история постепенного и закономерного развития общественных идей. Чтобы понять их происхождение, сущность и место в современной жизни, нужно рассмотреть их в той конкретно-исторической обстановке, в какой они возникли. Тогда будет очевидна и степень их исторической прогрессивности и та роль, какую эти идеи могут еще играть в современных условиях.

Исторический фон в литературных разборах Стоюнина действительно дается довольно полно, и не только в историко-литературной части курса, но и в предшествующих ей разделах программы.

Весьма поучителен подход методиста и к анализу формы и содержания произведения. Художественная форма является, по мнению Стоюнина, специфическим средством выражения идеи, она тесно связана с содержанием и обусловливается им. Поэтому разбор содержания и формы неразрывны у Стоюнина: анализ произведения он часто начинает с разбора композиционного взаимоотношения частей в произведении или с рассмотрения речи персонажа. При этом он в полной мере учитывает, что содержание определяет форму29.

Информация о работе Стоюнин как методист