Стоюнин как методист

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2015 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

В 1846 году Стоюнин окончил гимназию, и поступил на историко-филологическое отделение философского факультета по разряду восточной словесности. Свой необычный выбор он мотивировал желанием избежать традиционной чиновничьей карьеры. Но вскоре Стоюнин разочаровывается в избранной специальности. Профессора восточных языков или вовсе отсутствовали в университете, или, подобно преподавателю персидского языка, были совершенно невежественными в области своего предмета. С наибольшим интересом Стоюнин работает у профессоров Плетнева и Никитенко. Под руководством последнего он пишет очерк «О влиянии христианства и язычества на искусство и науку», который помещает в журнале. Это первая печатная работа Стоюнина.

Файлы: 1 файл

Стоюнин Курсовая новый вариант.docx

— 59.20 Кб (Скачать)

Введение

В истории развития методической мысли в России В. Я. Стоюнин занимает большое и почетное место. Талантливый учитель-словесник, он на протяжении всей своей жизни сочетал практическую деятельность в школе с разработкой вопросов теории и истории педагогики, с работой в области методики преподавания русского языка и словесности, с занятиями литературного критика.

Владимир Яковлевич Стоюнин родился 16 декабря 1826 года. Его отец, происходивший из крестьян Костромской губернии, вел в Костроме крупную торговлю. Уже после рождения Владимира Яковлевича отец разорился и переехал в Петербург, где перешёл в мещанское сословие. Детство будущего педагога протекало в суровой материальной обстановке. Нелегко жилось Стоюнину и позднее, когда его взял к себе дядя - богатый торговец обувью.

Свое ученье он начал в Анненском немецком училище, которое считалось в то время одной из лучших частных школ в Петербурге. Однако хороших воспоминаний эта школа у него не оставила. В своих воспоминаниях Стоюнин рассказывает об «образцовом» педантизме этого учебного заведения, которое гордилось своими «немецкими порядками»1.  
После двух лет ученья в Анненском училище Стоюнин поступает во II класс 3-й петербургской гимназии, где остается до конца курса. Эта гимназия, которая, по словам Стоюнина, «считалась лучшею, и в самом деле в некоторых отношениях была лучше многих других», тоже не удовлетворяла пытливого юношу. Школа давала ученикам очень скудную умственную пищу, - ее приходилось дополнять самостоятельным чтением. Большую роль в этом смысле сыграла Публичная библиотека: посещая ее урывками, в обеденные перерывы, Стоюнин, по его свидетельству, перечитал немало книг, особенно по истории.

Будучи учеником VII класса, Стоюнин первый в гимназии выступил на литературной беседе с сочинением «Беглый взгляд на историю образования». «Во всем сочинении, - гласил официальный отзыв об этой работе, - заметны нетвердость, неопытность автора: нигде не видно, что собственно разумеет он под образованием. Есть, впрочем, замечания основательные. Выбор темы, кажется, не по силам автору, но может служить доказательством его любомудрия и наблюдательности»2.

В 1846 году Стоюнин окончил гимназию, и поступил на историко-филологическое отделение философского факультета по разряду восточной словесности. Свой необычный выбор он мотивировал желанием избежать традиционной чиновничьей карьеры. Но вскоре Стоюнин разочаровывается в избранной специальности. Профессора восточных языков или вовсе отсутствовали в университете, или, подобно преподавателю персидского языка, были совершенно невежественными в области своего предмета. С наибольшим интересом Стоюнин работает у профессоров Плетнева и Никитенко. Под руководством последнего он пишет очерк «О влиянии христианства и язычества на искусство и науку», который помещает в журнале. Это первая печатная работа Стоюнина.

По окончании университета Стоюнин первое время дает частные уроки и занимается литературной работой. Среди других его статей этого периода выделяются два больших исследования - о Я. Б. Княжине и А. В. Кольцове. В 1852 году он получает должность старшего учителя в 3-й петербургской гимназии, где остается на протяжении почти двадцати лет. 
В первые годы учительской деятельности методический стиль Стоюнина еще немногим отличается от обычного в то время уровня преподавания.

В 1862 году в своем отзыве о проекте школьного устава Стоюнин выступает с зрелой и прогрессивной системой методических взглядов. Он осуждает тех учителей, которые заботятся об «исключительно умственном развитии» или о «филологической специальности», или об «увеличении числа голых фактов». Главная задача преподавания заключается в воспитании ученика, но каждая школьная дисциплина по-своему участвует в выполнении этой задачи. Особенность литературы заключается в том, что она действует на эстетическое чувство: «развивая эстетическое чувство, мы через то самое действуем и на развитие умственных, равно как нравственных сил»3. 
В этих высказываниях четко сформулированы важнейшие принципы, положенные в дальнейшем Стоюниным в основу его педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Стоюнин как методист

Формирование методических позиций Стоюнина тесно связано с развитием его общественных взглядов. Крымская война раскрывает перед ним гнилостность бюрократических порядков царской России, эгоизм и своекорыстие дворянства и буржуазии. Подлинный патриотизм он видит только в среде обездоленного крепостного крестьянства, и естественно, что к крестьянину всего чаще обращается его мысль. В 1S59-1860 годах Стоюнин редактирует газету «Русский мир». В годы революционной ситуации он ведет по отношению к правительству резко оппозиционную линию. Большое значение имела газета для Стоюнина в плане формирования его методических взглядов. Многие мысли, нашедшие позднее отражение в книге «О преподавании русской литературы», были впервые изложены в «Русском мире»4.

Начало 60-х годов - период напряженных творческих исканий Стоюнина. Все его работы этой поры: педагогические, литературно-критические и другие - направлены к одной цели - к созданию целостной методической системы.

Еще в 1855 году Стоюнин издает свой первый учебник - «Высший курс грамматики»5. При ряде неоспоримых достоинств это пособие в методическом отношении следовало по уже проторенному пути, - оно было построено на основе филологического метода Буслаева.

В 1859 году выходит первое пособие Стоюнина по литературе - хрестоматия по лирической поэзии. В этой книге методист делает попытку отобрать из новейшей русской поэзии наиболее яркие и воспитательно ценные произведения. Тесно связана с методическими исканиями Стоюнина его педагогическая статья «Новая программа журнала Министерства народного просвещения», явившаяся откликом на программу нового редактора этого журнала К. Д. Ушинского6. Приветствуя позицию Ушинского, Стоюнин подчеркивает в ней наиболее близкие ему идеи: требование народности школы и независимости ее от «чужих теорий», стремление приблизить школу к жизни, высокую оценку труда.

Новый курс министерства, избравший своей первой жертвой В. И. Водовозова, тяжело отразился и на Стоюнине. В поисках нового поприща Стоюнин переезжает в Москву, где определяется инспектором Николаевского сиротского института. Руководство учебной работой в этом большом институте, готовившем девушек-сирот к педагогической деятельности, увлекает Стоюнина.

Вскоре Стоюнин вновь возвращается в Петербург. Лишенный педагогической работы, Стоюнин обращается к учебно-литературной деятельности. Еще в 1869-1870 годах, он издает два учебных пособия - по истории и теории литературы. К последнему он в 1879 году присоединяет хрестоматию. К концу 70-х годов относятся две монографии Стоюнина - об А. С. Пушкине и А. С. Шишкове «Не смотря на то, что Карамзин и Шишков были литературные враги, между ними можно найти и черты сходные: и тот, и другой неприязненно относились к новым государственным порядкам, предпочитая порядки екатерининского царствования, оба считали преждевременным затрагивать вопрос о крепостном праве, оба были пламенные патриоты, оба искусно владели литературным языком…».7

  Среди этих работ лучшей является его монография о Пушкине.

« … Пушкин мог только чувствовать по своим собственным стремлениям, но не объяснять их теоретически. Только по последующим произведениям нашего поэта мы можем угадать, что с романтизмом он соединил вполне свободное художественное творчество, не стесняемое никакими односторонними взглядами и теориями». 8

Книга о Пушкине - это прежде всего биография великого поэта. Но автор не отказывается и от литературного анализа. Его разбор «Цыган» и «Бориса Годунова», суждения о романтизме Пушкина, о его переходе от романтизма к реализму имели в свое время значение как новое, свежее слово в литературе о Пушкине9.

В жизни и творчестве Пушкина Стоюнин подчеркивает три основные черты: глубокий патриотизм, но не официальный, не государственный, а народный; соединение в его литературной деятельности поэзии и общественного служения; возвышение над сословными интересами до интересов народных. Основную черту творчества поэта он видит в народности. «В «Борисе Годунове», - пишет он, - в самом деле главной действующей силой представляется народ в широком значении слова. Хотя он всей своей массой редко появляется на сцену, но его беспокойный, тревожный, иногда бурливый голос слышится повсюду»10. 
На протяжении всей книги Стоюнин воссоздает трагический образ поэта-жертвы дворянско-монархической среды. Он рисует притеснения и унижения, испытанные Пушкиным, жесточайшую травлю, которая привела поэта к гибели.

В 1881 году Стоюнин возобновляет свою педагогическую деятельность в качестве инспектора и учителя во вновь открытой женской гимназии М. Н. Стоюниной. Под руководством талантливого методиста эта гимназия вскоре становится одним из лучших женских учебных заведений. На этом поприще Стоюнин остается до конца жизни.

Методическая система Стоюнина тесно связана с его педагогическими взглядами. Педагогические воззрения Стоюнина изменялись вместе с изменением его политической позиции. В этих работах, педагогических и методических, в наибольшей мере обнаруживаются просветительские тенденции его деятельности. В качестве просветителя Стоюнин подчеркивал в первую очередь воспитательные задачи школы. Дворянская школа, рассуждал Стоюнин, имевшая своей основой крепостное право и сословные привилегии, воспитывала помещиков, чиновников, офицеров. Но она не воспитывала людей сознательных, с широким кругозором и критической мыслью. Такие люди и не нужны были в век бесправия, произвола, отсутствия общественного мнения, голой субординации и автоматической дисциплины. Нужен был человек-автомат, - его с успехом фабриковали «казенные заведения»11.

Необходимо воспитывать человека, утверждал Стоюнин. «Воспитывайте человека, а не чиновника, и все пойдет хорошо»12. Воспитывать человека - значит, по мнению Стоюнина, развивать его природные способности, пробудить в нем сознательную мысль, привить ему передовые гражданские идеалы. «Каждая образовательная школа, задавшись целью воспитать вообще человека, воспитывает его и как гражданина известной земли, согласно с требованиями реальными и идеальными своего времени»13.

Воспитать человека - это значит воспитать гражданина своей страны, верного патриота своей родины. Уже в ранних своих работах Стоюнин выдвинул идею создания национальной школы. Принцип национальной школы Стоюнин противопоставлял как безжизненному классицизму казенных гимназий, так и беспринципному космополитизму буржуазных лженоваторов, готовых перенести в школу любую теорию, идущую с Запада. Стоюнин ратовал за создание такой школы, которая давала бы учащимся широкое, «общечеловеческое» развитие. Но он совершенно справедливо указывал, что основное место в школе должно занимать изучение родной страны, истории своего народа, своей литературы. Изучая историю русской школы, Стоюнин неизменно подчеркивал ее благородные национальные традиции и сурово осуждал некритическое подражание модным заграничным теориям. Упорно защищая идею национального воспитания, Стоюнин, помимо своей главной задачи, - воспитания патриота, знающего и любящего свою страну, имел в виду: а) оградить школу от некритического подражания западным образцам; б) привлечь внимание педагогической молодежи к изучению опыта русской школы; в) стимулировать развитие педагогической науки в России14.

В своей педагогической и методической системе Стоюнин стремится тесно связать задачи образования и воспитания. В ряде высказываний он подчеркивает, что формирование убеждений должно быть неразрывно связано с сообщением прочных знаний. Характеризуя «идеальную» гимназию, он писал в 1860 году: «Она гармонически развивает все способности своих питомцев, сообщает им прочные знания, старается, чтобы они осознали человеческое достоинство в себе и других, приучалась бы уважать личность, поняли бы значение гражданина, полюбили бы труд, правду, исполнение долга»15.

Признавая большую воспитательную ценность обучения, Стоюнин требует, чтобы школа давала детям доброкачественные научные знания, чтобы учитель свободно и в совершенстве владел материалом, который он излагает, чтобы учебные предметы сознательно воспринимались детьми.

С мыслями Стоюнина о перестройке школы тесно связаны его высказывания о педагогическом значении труда. Умение и желание трудиться должно стать неотъемлемой чертой поведения человека-гражданина, утверждает он. Школа должна, прежде всего, выработать у учащихся сознание необходимости трудиться, быть полезным деятелем общества. Она призвана, далее, воспитать потребность в труде, трудолюбие, «чтобы ученик увидел, наконец, в труде нравственную пользу, независимо от материальной».

Трудовое начало в воспитании должно осуществляться, по мысли Стоюнина, путем раскрытия в процессе обучения общественного значения труда и путем практического воспитания у учащихся трудовых навыков. Решающую роль должно здесь сыграть применение учителем активных, «трудовых» методов преподавания.

Другое педагогическое требование Стоюнина - воспитание воли. Если систематический труд должен привить учащимся способность к деятельности, то воспитание воли должно выработать твердый характер, умение осуществлять свои планы, доводить до конца задуманное дело, не останавливаться перед препятствиями. Основными методическими средствами воспитания воли является четкое преподавание, принципиальное и выдержанное поведение учителя, его личный пример настойчивости, волевой целеустремленности, трудолюбия, последовательности и твердости.

Исходя из своего понимания задач воспитания, Стоюнин предложил в одной из своих ранних статей  следующие принципы организации средней школы. Необходимо создать единый тип всесословной (вернее, бессословной) гимназии. Основой филологической, подготовки в ней должен служить русский язык, и только после того, как ученик усвоит русское правописание и несколько познакомится с грамматикой, можно переходить к изучению других языков16. Признавая воспитательное значение за всеми предметами школьного курса, Стоюнин особо подчеркивает роль гуманитарных дисциплин - литературы и истории, которые знакомят учащихся с жизнью общества. Таким образом, в первый, наиболее прогрессивный период деятельности Стоюнина социально-политической предпосылкой его педагогических взглядов является убеждение в необходимости уничтожить крепостничество и перестроить общество на новых, исторически прогрессивных основах. Важнейшим фактором этой перестройки должна стать школа. Но для этого она должна отказаться от господствующих в ней узкокорыстных сословных принципов. 
«Задачи русского воспитания,- пишет Стоюнин,- сблизить, породнить то, что в прошлом было насильственно разрознено, привести в сознательную нравственную связь обе части равно сильные - одна своей интеллигенцией, которая до сих пор не могла направиться на общую пользу, другая - своей тысячелетней историей, своею крепкою связью с землею, своею способностью к бесконечному труду, который до сих пор недостаточно направлялся к общей пользе»17.

Информация о работе Стоюнин как методист