Шеллинг вслед за Кантом развивает
диалектическое понимание процессов
природы. Вершиной в развитии домарксистской
диалектики была идеалистическая диалектика
Гегеля, Гегель «впервые представил весь
природный, исторический и духовный мир
в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении,
изменении, преобразовании и развитии,
и сделал попытку раскрыть внутреннюю
связь этого движения и развития». В отличие
от абстрактных определений рассудка
диалектика, по Гегелю, есть такой переход
одного определения в другой, в котором
обнаруживается, что эти определения односторонни
и ограниченны, т. е. содержат отрицание
самих себя. Поэтому диалектика есть, согласно
Гегелю, «движущая душа всякого научного
развертывания мысли и представляет собой
единственный принцип, который вносит
в содержание науки имманентную связь
и необходимость...». Результат диалектика
Гегеля далеко превзошел то значение,
которое ей отвел он сам. Гегель полагал, что
философия отличается от других наук тем,
что она призвана дать законченное, абсолютное
знание действительности. Положения других
наук основаны на наблюдениях, экспериментах,
доказательствах, которые всегда могут
быть дополнены, изменены или даже опровергнуты.
Философия же имеет дело не с фактами,
а с понятием (составляющим, согласно его
учению, всеобщую сущность всего существующего);
поэтому только философия есть наука об
абсолютном, она дает систему абсолютного
знания. Гегель создавал свою философию
как «науку наук», т. е. как систему абсолютных
истин, противопоставляя естествознанию
философию природы, истории как науке
— философию истории, правоведению —
философию права и т. д.
Отсюда не следует, будто Гегель
вовсе отвергал содержание положительных
наук, считал, что философия не
должна с ними считаться. Он
неоднократно подчеркивал, что
философское обобщение действительности
«не есть дело произвола, капризное
желание пройтись для перемены
разочек на голове, после того
как долго ходили на ногах...».
Но противопоставление идеалистической
философии материалистической науке
о природе неизбежно вело к
извращению естественнонаучных
знаний в угоду предвзятой
идеалистической конструкции.
Претензия Гегеля на создание
всеохватывающей философской системы
абсолютных знаний, системы, которая
не только подытоживает данные
других наук, но и принципиально
предвосхищает все возможное
в будущем развитие научного
познания, была совершенно несостоятельной.
То, что науки о природе и
обществе не дают системы абсолютного
знания, не есть их недостаток.
Напротив, в этом положительная
сторона науки, которая не успокаивается
на достигнутом и сознает возможность
и необходимость идти к новым
открытиям, к познанию новых
закономерностей. И философия
как наука также не должна
абсолютизировать достигнутые ею
результаты и выдавать их за
абсолютные истины в последней
инстанции.
Когда Гегель говорил о предшествующих
ему философских системах, он
отмечал их историческую ограниченность,
доказывая, что философское знание,
как и знание вообще, развивается,
обогащается; свою же философскую
систему он ставил в исключительное
положение, рассматривая ее как
завершение процесса познания
«абсолютной идеей» своего собственного
содержания, как последнюю ступень
развития мирового разума. В учении
Гегеля о необходимости, с какой все приходит
к своему отрицанию, заключалось революционизирующее
жизнь и мысль начало, в силу которого
передовые мыслители видели в диалектике
Гегеля «алгебру революции» (Герцен) Истинно
научное понимание диалектики было создано
только Марксом и Энгельсом. Отбросив
идеалистическое содержание философии
Гегеля, они построили диалектику на основе
материалистического понимания исторического
процесса и развития познания, обобщения
реальных процессов, происходящих в природе,
обществе и мышлении. В научной диалектики
органически сочетаются законы развития
как бытия, так и познания, ибо они по своему
содержанию тождественны, отличаясь только
по форме. Поэтому материалистическая
диалектика не только «онтологическое»,
но и гносеологическое учение, логика,
рассматривающая мышление и познание
равным образом в становлении и развитии,
поскольку вещи и явления есть то, чем
они становятся в процессе развития и
в них, как тенденция, заложено их будущее,
то, чем они станут. В этом смысле и теория
познания рассматривается материалистической
диалектики как обобщенная история познания
и каждое понятие, каждая категория, не
смотря на свой предельно общий характер,
отмечены печатью историчности. Главной
категорией материалистической диалектики
является противоречие. В учении о противоречиях
она вскрывает движущую силу и источник
всякого развития; в нем содержится ключ
ко всем остальным категориям и принципам
диалектического развития: развитие путем
перехода количественных изменений в
качественные, перерыв постепенности,
скачки, отрицание исходного момента развития
и отрицание самого этого отрицания, повторение
на высшей основе некоторых сторон, черт
первоначального состояния. Именно такое
понимание отличает диалектику от всякого
рода вульгарно-эволюционистских взглядов,
которые характерны для современных буржуазных
и реформистских теорий. Материалистическая
диалектика представляет собой философский
метод исследования природы и общества.
Только с позиций диалектики можно понять
сложный, полный противоречий путь становления
объективной истины, связь на каждой ступени
развития науки элементов абсолютного
и относительного, устойчивого и изменчивого,
переходы от одних форм обобщения к другим,
более глубоким. Революционное существо
материалистической диалектики, не мирящейся
ни с каким застоем и неподвижностью, делает
ее орудием практического преобразования
общества, помогающим объективно учитывать
исторические потребности общественного
развития, несоответствие старых форм
новому содержанию, необходимость перехода
к высшим формам, способствующим прогрессу
человечества. Стратегия и тактика борьбы
за коммунизм строится в полном соответствии
с диалектико-материалистическим миросозерцанием
(Диалектическая логика).
Список литературы:
- Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия: учебник. –
М.: Проспект, 1999. –567 с.
- Губин В.Д.
Основы философии: учебное пособие для
студентов средних специальных учебных
заведений. – М.: Остожье, 1999. –383 с.
- Гуревич П.С.
Основы философии: учебное пособие для
студентов средних специальных учебных
заведений. – М.: Гардарики, 2000. –436 с.
- Радугин А.А.
Философия: курс лекций. – М.: Центр,2001.
–271 с.
Спиркин А.Г. Философия: учебное пособие
для вузов.– М.: Гардарики,
5.
Мусский И.А. Сто великих мыслителей. –
М.:Вече, 2000. –687 с.