Диалектика как теория и метод познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа

Краткое описание

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.

Оглавление

Философия, ее предмет, функции, особенности и место в системе знаний.
Время, место и причины возникновения философии.
Круг проблем, решением которых занимается философия. Почему проблемы, решаемые философией, относятся к разряду «вечных»?
Функции философии:
Мировоззренческая
Методологическая
Гуманистическая
Отличительные особенности философии: философия и религия, философия и наука.
Назначение философии.

Философия Нового времени.
Отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии.
Проблема метода познания.
Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания.
Рационализм Р. Декарта.
Учение Б. Спинозы о субстанции.
Философская система И. Канта.

Диалектика как теория и метод познания.
Значение слова «диалектика».
Гегелевское учение о диалектике.
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

     В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.

     Мировоззренческая функция философии состоит в  ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.

     Методологическая  функция философии состоит в  определении способов достижения какой-либо цели, например эффективного конструирования  научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узколокальным значением. Одним  из таких методов является исторический метод: чем бы вы не занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. В философии многое делается в плане прояснения содержания основных принципов науки, искусства, практики.

     Гуманистическая функция философии также проявляется  очень ярко, реализуется она в  предельно внимательном отношении  к человеку. Хорошая философия  насквозь проникнута любовью к людям, человеческому достоинству. В этой связи показательно, что философия  не ограничивает себя научным подходом, а наряду с ним культивирует эстетический и этический подходы.

     Практическая  функция философии состоит, как  уже отмечалось, прежде всего в  ее моральности, заботе о благе людей. 

     Найдена была своя предметно-методологическая ниша и для научного познания. Наука  и мифология относятся к философии  как бы прямо противоположным  образом. По характеру мышления наука  схожа с философией. Ее представления  имеют довольно высокую степень  отвлечения, лишены конкретных и личностных моментов, указывают на причины исследуемых  явлений. Наука требует личного  присутствия, доказательности, ясности  и очевидности теоретических  положений, отсутствия двусмысленности  и аллегоричности. Предметная же область  у науки существенно иная. Научное  познание — чисто рассудочное  и не требует участия разума, его  не интересует абсолютное и его связь  с конечным. Специфика научного подхода  состоит в исследовании взаимосвязи  конечных объектов с конечными же объектами. На передаем плане у науки  стоят множественность и части, именно в них она видит причину  и из них стремиться вывести единство и целое как результат деятельности первых. Один и тот же объект может  быть рассмотрен наукой и философией, но как бы с разных точек зрения: последняя будет рассматривать  его сквозь призму абсолютного, всеобъемлющей  целостности, всеохватного единства, наука  же сознательно отвлекается от абсолютного  и строит модель объекта так, как  если бы ничего абсолютного вообще не было.  

     Философия порой понимается как некое абстрактное  знание, предельно

удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от

истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые

серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится

главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных

понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений,- в

конечном  счете не более чем средства для  уразумения жизненных реальностей  в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине и противоречивости. При этом важно иметь ввиду, что с точки зрения научной философии уразуметь действительность вовсе не значит просто примирится и во всем согласиться с нею. Философия предполагает критическое отношение к действительности, к тому, что устаревает и отживает, и одновременно - поиск в самой реальной действительности, в ее противоречиях, а не в мышлении о ней, возможностей, средств и направлений ее изменения и развития. Преобразование реальности, практика, и являются той сферой, где только и могут получить разрешение философские проблемы, где выявляется действительность и мощь человеческого мышления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Философия Нового времени.

    1. Отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии.
    2. Проблема метода познания.
    1. Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания.
    1. Рационализм Р. Декарта.
  1. Учение Б. Спинозы о субстанции.
  1. Философская система И. Канта.
 
 

  Условно философию Нового времени можно  разделить на три периода:

        1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.

         2-й период: философия эпохи Просвещения  18 века.

         3-й период: Немецкая классическая  философия.

  Каждый  период имеет свои особенности,  которые обусловлены состоянием

общества  на тот исторический этап.

     А) Эмпиризм и рационализм 17 века:

                        Исторические условия:

        1) Замена феодального общества  буржуазным (революция в Н Англии).

        2) Ослабление духовной диктатуры  церкви (развитие протестантизма).

        3) Соединение науки с практикой  материального производства.

        -Торричелли - ртутный барометр, воздушный  насос;

        -Ньютон - сформулировал основные  законы механики;

        -Бойль - применил механику в  химии.

Исторические  условия привели к изменению  общественного сознания:

          1. Западная Европа из двух путей  исторического развития

             цивилизации (духовный или научно-технический  прогресс)

             выбирает путь НТП.

          2. Выработано новое понимание  задач науки и философии - не  «наука

             для науки», а наука для увеличения  власти человека над

             природой.

          3. Активизированы поиски новых  методов познания для:

-систематизации  огромного количества фактов;

-создания  целостной картины мира;

-установление  причинно-следственных связей между  явлениями природы.

Поэтому, Главным в философии этого  периода становятся проблемы теории

познания (гносеологии):

-что  значит знать?

-что  пролагает дорогу к истине: ощущение или разум; интуиция или логика.

-аналитическим  или синтетическим должно быть  познание.

  Возникает  идея «чистого разума», т.е.  свободного от «идолов» разума,

который проникает в сущность явлений.

   Философы активно ищут истинный, главный метод познания, который  приведёт к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.

   Основу нового метода ищут:

           1) в чувственном опыте, выдвигая  идею сверх значимости

              эмпирического индуктивного знания (Бэкон, Гоббс, Локк).

           2) в интеллекте, дающем логическое  дедуктивно-математическое

              знание не сводящееся к человеческому  опыту (Декарт, Спиноза,

              Лейбниц).

     Наиболее  значительными были философские  системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.

1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс,  Джон Локк) считали что:

*единственный  источник знания - это опыт связан  с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту.

    *в душе и разуме человека  нет никаких врождённых знаний, представлений или идей, душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».

    *поскольку ощущения нас могут  обмануть, мы их проверяем посредством

эксперимента, который корректирует данные органов  чувств.

    *знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.

  А)  Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер  Англии, виконт.

   Труд: «Новый органон» - проблемы  развития науки и анализ научного

                                               познания.

     Идеи:

   1. Практическая значимость философии  и всей науки. «Знание - сила»  - его

      изречение.

   2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и

      эксперимент. «Наша мысль движется  от знаний единичных фактов  к

      знаниям целого класса предметов  и процессов».

   3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен

      соответственно организован и  подчинён определённой цели.

   4. Факты, на которые опирается  наука, можно классифицировать, используя

      его метод (индукции). Люди, считал  он, не должны уподобляться:

-паукам, которые ткут нить из самих  себя (т.е. выводят истину из  «чистого

сознания» как такового);

-муравьям, которые просто собирают (т.е.  постой сбор фактов);

Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).

   1. Критикуя рационализм, предостерегал  человечество от четырёх «идолов», т.е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки:

-«идолы  рода» - т.е. ориентации, свойственные  человеческому роду (в

частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);

-«идолы  пещеры» - личные суеверия, присущие  отдельному исследователю;

-«идолы  рынка» - использование в языке  дурных слов, влияющих на наш  ум;

-«идолы  театра» - те, что связанны с  общепринятыми системами мышления

(научные,  философские, религиозные).

Б) В  лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона

нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а

отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество.

В отличии  от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её

несовместимой с наукой. В общественной жизни  место религии - как средство «обуздания масс».

В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.

Информация о работе Диалектика как теория и метод познания