Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 10:33, контрольная работа
Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека, определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к самым разнообразным областям жизни и знания.
Философия, ее предмет, функции, особенности и место в системе знаний.
Время, место и причины возникновения философии.
Круг проблем, решением которых занимается философия. Почему проблемы, решаемые философией, относятся к разряду «вечных»?
Функции философии:
Мировоззренческая
Методологическая
Гуманистическая
Отличительные особенности философии: философия и религия, философия и наука.
Назначение философии.
Философия Нового времени.
Отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии.
Проблема метода познания.
Эмпиризм Ф. Бэкона. Индуктивный метод познания.
Рационализм Р. Декарта.
Учение Б. Спинозы о субстанции.
Философская система И. Канта.
Диалектика как теория и метод познания.
Значение слова «диалектика».
Гегелевское учение о диалектике.
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.
В чем состоит значимость философии, какие функции она реализует? Таких функций очень много, мы назовем четыре главные.
Мировоззренческая функция философии состоит в ее способности давать картину мира в целом, объединять данные наук, искусств, практик.
Методологическая
функция философии состоит в
определении способов достижения какой-либо
цели, например эффективного конструирования
научного познания, эстетического творчества,
социальной практики. В соответствии
со спецификой философии речь идет
о таких методах, принципах действия,
которые обладают фундаментальным,
а не узколокальным значением. Одним
из таких методов является исторический
метод: чем бы вы не занимались, есть
резон учитывать историю
Гуманистическая
функция философии также
Практическая
функция философии состоит, как
уже отмечалось, прежде всего в
ее моральности, заботе о благе людей.
Найдена
была своя предметно-методологическая
ниша и для научного познания. Наука
и мифология относятся к
Философия порой понимается как некое абстрактное знание, предельно
удаленное от реальностей повседневной жизни. Нет ничего более далекого от
истины, чем такое суждение. Напротив, именно в жизни берут начало самые
серьезные, самые глубокие проблемы философии, именно здесь находится
главное поле ее интересов; все же остальное, вплоть до самых отвлеченных
понятий и категорий, до самых хитроумных мыслительных построений,- в
конечном
счете не более чем средства для
уразумения жизненных реальностей
в их взаимосвязи, во всей полноте, глубине
и противоречивости. При этом важно иметь
ввиду, что с точки зрения научной философии
уразуметь действительность вовсе не
значит просто примирится и во всем согласиться
с нею. Философия предполагает критическое
отношение к действительности, к тому,
что устаревает и отживает, и одновременно
- поиск в самой реальной действительности,
в ее противоречиях, а не в мышлении о ней,
возможностей, средств и направлений ее
изменения и развития. Преобразование
реальности, практика, и являются той сферой,
где только и могут получить разрешение
философские проблемы, где выявляется
действительность и мощь человеческого
мышления.
2 Философия Нового времени.
Условно философию Нового времени можно разделить на три периода:
1-й период: эмпиризм и рационализм 17 века.
2-й период: философия эпохи Просвещения 18 века.
3-й период: Немецкая классическая философия.
Каждый
период имеет свои особенности,
общества на тот исторический этап.
А) Эмпиризм и рационализм 17 века:
Исторические условия:
1) Замена феодального общества буржуазным (революция в Н Англии).
2) Ослабление духовной диктатуры церкви (развитие протестантизма).
3) Соединение науки с практикой материального производства.
-Торричелли - ртутный барометр, воздушный насос;
-Ньютон - сформулировал основные законы механики;
-Бойль - применил механику в химии.
Исторические условия привели к изменению общественного сознания:
1. Западная Европа из двух путей исторического развития
цивилизации (духовный или
выбирает путь НТП.
2. Выработано новое понимание задач науки и философии - не «наука
для науки», а наука для увеличения власти человека над
природой.
3. Активизированы поиски новых методов познания для:
-систематизации огромного количества фактов;
-создания целостной картины мира;
-установление
причинно-следственных связей
Поэтому, Главным в философии этого периода становятся проблемы теории
познания (гносеологии):
-что значит знать?
-что пролагает дорогу к истине: ощущение или разум; интуиция или логика.
-аналитическим или синтетическим должно быть познание.
Возникает идея «чистого разума», т.е. свободного от «идолов» разума,
который проникает в сущность явлений.
Философы активно ищут
Основу нового метода ищут:
1) в чувственном опыте, выдвигая идею сверх значимости
эмпирического индуктивного
2) в интеллекте, дающем логическое дедуктивно-математическое
знание не сводящееся к
Лейбниц).
Наиболее значительными были философские системы эмпириков: Ф. Бекона, Т. Гоббса, рационалистов: Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница.
1.Эмпирики (Френсис Бекон, Томас Гоббс, Джон Локк) считали что:
*единственный источник знания - это опыт связан с нашей чувственностью, с ощущениями, восприятиями, представлениями; содержание всех знаний человека и человечества в конечном счёте сводится к опыту.
*в душе и разуме человека нет никаких врождённых знаний, представлений или идей, душа и ум человека первоначально чисты, как восковая табличка, а уже ощущения и восприятия «пишут» на этой табличке свои «письмена».
*поскольку ощущения нас могут обмануть, мы их проверяем посредством
эксперимента, который корректирует данные органов чувств.
*знание должно идти от чистого, опытного (экспериментального) к обобщениям и выдвижению теорий, это - индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом - и есть истинный метод в философии и всех науках.
А) Фрэнсис Бекон (1561-1626) - лорд - канцлер Англии, виконт.
Труд: «Новый органон» - проблемы
развития науки и анализ
Идеи:
1. Практическая значимость
изречение.
2. Основной метод познания - индукция, опирающаяся на опыт и
эксперимент. «Наша мысль
знаниям целого класса
3. Фундамент всякого познания - опыт (эмпирио), который должен
соответственно организован и подчинён определённой цели.
4. Факты, на которые опирается наука, можно классифицировать, используя
его метод (индукции). Люди, считал он, не должны уподобляться:
-паукам, которые ткут нить из самих себя (т.е. выводят истину из «чистого
сознания» как такового);
-муравьям, которые просто собирают (т.е. постой сбор фактов);
Они должны быть подобны пчёлам, которые собирают и упорядычевают (т.е. это подъём от эмпирии к теории).
1. Критикуя рационализм,
-«идолы рода» - т.е. ориентации, свойственные человеческому роду (в
частности - ожидание большего порядка, чем существующий в вещах);
-«идолы пещеры» - личные суеверия, присущие отдельному исследователю;
-«идолы рынка» - использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум;
-«идолы
театра» - те, что связанны с
общепринятыми системами
(научные, философские, религиозные).
Б) В лице английского философа Т. Гоббса (1588-1679) материализм Бэкона
нашёл своего защитника и продолжателя. Материя по Гоббсу, вечная, а
отдельные тела временны. Движение материи он рассматривал как перемещение тел в пространстве, т.е. как механическое движение, и уподоблял механизму не только все тела природы, но и человека и общество.
В отличии от Бэкона, Гоббс решительней отвергал религию и считал её
несовместимой с наукой. В общественной жизни место религии - как средство «обуздания масс».
В) Английский философ Дж. Локк (1632-1704) развивал учение об ощущениях как источнике наших знаний. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорождённого - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знания. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущениях, таков основной тезис Локка. Наметив диалектику врождённого и социального, Локк во многом определил развитие педагогики и психологии.