Диалектика Гегеля

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:30, курсовая работа

Краткое описание

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. Гегель пошёл значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии.
Для понимания сущности философии права Гегеля важно понимание методов, применяемых им в исследованиях. Философия права по Гегелю не имеет своих методов исследования, т. е. методы эти сродни общефилософским. прежде всего он опирается на диалектику.

Оглавление

Введение
1. Биография Гегеля
2. Основные понятия философии Гегеля
3. Основные принципы гегелевской философии
4. Главное в философии Гегеля
5. Диалектический метод
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Далектика Гегеля Итог!! 1.docx

— 47.96 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Заочное отделение

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ФИЛОСОФИИ

 

ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ.

 

 

Выполнила: студентка  группы МУ-15

Русских Ольга  Владимировна

Проверил: Казаковцев И.Н.

 

 

 

 

 

Кирово-Чепецк

2012г.

Содержание.

   

    Введение

1. Биография Гегеля

2. Основные понятия философии Гегеля

3. Основные принципы гегелевской философии

4. Главное в философии Гегеля

5. Диалектический метод

   Заключение

   Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Так как истинная философия  не берет своего содержание  извне, а оно само в ней  создается диалектическим процессом,  то, очевидно, началом должно быть  совершенно бессодержательное. Таково  понятие чистого бытия. Но понятие  чистого бытия, т. е. лишенного  всяких признаков и определений,  нисколько не отличается от  понятия чистого ничто; так  как это не есть бытие чего-нибудь (ибо тогда оно не было бы  чистым бытием), то это есть  бытие ничего. Первое и самое  общее рассудочное понятие не  может быть удержано в своей  особенности и косности, — оно  неудержимо переходит в свое  противоположное. Бытие становится  ничем; но, с другой стороны,  и ничто, поскольку оно мыслится, не есть уже чистое ничто:  как предмет мышления, оно становится  бытием (мыслимым). Таким образом,  истина остается не за тем  и не за другим из двух  противоположных терминов, а за  тем, что обще обоим и что  их соединяет именно за понятием  перехода, процесса, “становление”  или “бывание” (das Werden).

 Это есть первое синтетическое  или умозрительное понятие, остающееся  душою всего дальнейшего развития. И оно не может остаться  в своей первоначальной отвлеченности.  Истина не в неподвижном бытии,  или ничто, а в процессе. Но  процесс есть процесс чего-нибудь: что-нибудь из бытия переходит  в ничто, т. е. исчезает, из ничто переходит в бытие, т. е. возникает. Значит, и понятие процесса, чтобы быть истинным, должно пройти через самоотрицание; оно требует своего противоположного — определенного бытия, или “тут-бытия” В отличие от чистого бытия, как такого, определенное бытие понимается как качество. И эта категория, посредством новых логических звеньев [нечто и другое, конечное и бесконечное, для себя бытие и бытие для кого-нибудь, единое и многое], переходит в категории количества, из которого развивается понятие меры, как синтеза количества и качества. Мера оказывается сущностью вещей, и, таким образом, из ряда категорий бытия мы переходим в новый ряд категорий сущности. Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части Гегелевой логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии (в широком смысле), или логика субъективная, куда включаются и основные категории обыкновенной формальной логики (понятие, суждение, умозаключение). Как эти формальные категории, так и вся “субъективная” логика имеют здесь формальный и субъективный характер далеко не в общепринятом смысле. По Гегелю основные формы нашего мышления суть вместе с тем и основные формы мыслимого. Всякий предмет определяется сначала в своей общности (понятие), затем различается на множественность своих моментов (суждение) и, наконец, через это саморазличение замыкается в себе как целое (заключение).

 На дальнейшей (более конкретной) ступени своего осуществления  эти три момента выражаются  как механизм, химизм и телеология (показать логический смысл этих  главных степеней мирового бытия  было одной из заслуг Гегеля, но отнесение их именно в  третью, субъективную часть логики  несвободно от произвольности  и искусственности). Из этой своей  (относительной) объективации понятие,  возвращаясь к своей внутренней, обогащенной теперь содержанием  действительности, определяется как  идея на трех ступенях жизни,  познавания и абсолютной идеи. Достигши, таким образом, своей  внутренней полноты, идея должна  в этой своей осуществленной  логической цельности подвергнуться  общему закону самоотрицания,  чтобы оправдать неограниченную  силу своей истины. Абсолютная  идея должна пройти через свое  инобытие (Andersseyn), через внешность или распадение своих моментов в природном материальном бытии, чтобы и здесь обнаружить свою скрытую силу и вернуться к себе в самосознающем духе.

 Абсолютная идея по внутренней  необходимости полагает, или, как  выражается Гегель, отпускает от  себя внешнюю природу, — логика  переходит в философию природы,  состоящую из трех наук: механики, физики и органики, из которых  каждая разделяется на три,  соответственно общей гегельянской  трихотомии. В механике математической  дело идет о пространстве, времени,  движении и материи; конечная  механика, или учение о тяжести,  рассматривает инерцию, удар и  падение тел, а механика абсолютная (или астрономия) имеет своим предметом  всемирное тяготение, законы движение  небесных тел и солнечную систему  как целое. В механике вообще  преобладает материальная сторона  природы; в физике выступает  на первый план формирующее  начало природных явлений. “Физика всеобщей индивидуальности” имеет предметом свет, четыре стихии (в смысле древних) и “метеорологический процесс”; “физика особенной индивидуальности” рассматривает удельный вес, звук и теплоту, а “физика цельной индивидуальности” занимается, во-первых, магнетизмом и кристаллизацией, во-вторых, такими свойствами тел, как электричество, и, в-третьих, “химическим процессом”; здесь в изменчивости вещества и превращении тела окончательно обнаруживается относительный и неустойчивый характер природных сущностей и безусловное значение формы, которое и реализуется в органическом процессе, составляющем предмет третьей главной естественной науки — органики.

 В этой высшей, самой конкретной  и содержательной области природы  форма и материя совершенно  друг друга проникают и внутренне  уравновешивают; цельный и устойчивый  образ не есть здесь случайность  или произведение внешних сил  (как в механике), а есть адекватное  воплощение самозиждительной и самоподдерживающейся жизни. Пристрастие к трихотомии наставило Гегеля отнести к “органике” и минеральное царство, под именем геологического организма, наряду с организмом растительным и животным; впрочем, в конкретной природе нет безусловной границы между неорганическим и органическим, и на кристаллизацию можно смотреть как на зачаточную организацию.

 В настоящих организмах растительном  и животном разум природы или  живущая в ней идея проявляется  в образовании множества органических  видов, по общим типам и степеням  совершенства; далее — в способности  каждого организма непрерывно  воспроизводить форму своих частей  и своего целого через уподобление  внешних веществ (Assimilations-process); затем — в способности бесконечного воспроизведения рода через ряды поколений, пребывающих в той же форме (Gattungsprocess), и, наконец (у животных), — в субъективном (психическом) единстве, делающем из членов органического тела одно самочувствующее и самодвижущееся существо.

 Но и на этой высшей  степени органического мира и  всей природы разум или идея  не достигают своего действительно  адекватного выражения. Отношение  родового к индивидуальному (общего к единичному) остается здесь внешним и односторонним. Род, как целое, воплощается лишь во внебытии принадлежащих к нему, неопределенно множественных особей, раздельных в пространстве и времени; и особь имеет родовое вне себя, полагая его как потомство. Эта несостоятельность природы выражается в смерти. Только в разумном мышлении индивидуальное существо имеет в себе самом родовое или всеобщее. Такое внутренне обладающее своим смыслом индивидуальное существо есть человеческий дух. В нем абсолютная идея из своего внебытия, представляемого природой, возвращается в себя, обогащенная всей полнотой приобретенных в космическом процессе реально-конкретных определений.

 Третья главная часть Гегелевой системы — философия духа — сама троится соответственно различению духа в его субъективности, в его объективации и в его абсолютности. Субъективный дух, во-первых, рассматривается в своем непосредственном определении, как существенно зависящий от природы в характере, темпераменте, различиях пола, возраста, сна и бдения и т. п.; всем этим занимается антропология. Во-вторых, субъективный дух представляется в своем постепенном восхождении от чувственной уверенности через восприятие, рассудок и самосознание к разуму. Этот внутренний процесс человеческого сознания рассматривается в феноменологии духа, которая в смысле подготовки ума к пониманию Гегелевой точки зрения может служить введением во всю его систему, а потому и была им изложена в вышеупомянутом особом сочинении, раньше его логики и энциклопедии философских наук, в которые она потом вошла в сжатом виде. Последняя из трех наук субъективного духа, психология, по содержанию своему приблизительно совпадает с главными частями обыкновенной психологии, но только это содержание располагается не в своих эмпирических частностях, а в своем общем смысле, как внутренний процесс самораскрывающегося духа.

 

 

1. Биография Гегеля

 ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ  (1770-1831), немецкий философ, родился  в Штутгарте (герцогство Вюртемберг) 27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг  Гегель, секретарь казначейства, был  потомком протестантского рода, изгнанного из Австрии в период  Контрреформации. Окончив гимназию  в родном городе, Гегель учился  на богословском отделении Тюбингенского университета в 1788-1793, прослушал курсы по философии и теологии и защитил магистерскую диссертацию. В то же время в Тюбингене учились Фридрих фон Шеллинг, который был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое влияние на немецкую литературу. Дружба с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную роль в умственном развитии Гегеля. Изучая в университете философию, он обратил особое внимание на работы Иммануила Канта, которые широко обсуждались в то время, а также на поэтические и эстетические произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель служил в качестве домашнего учителя в швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 - во Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался изучением теологии и политической мысли и в 1800 сделал первый набросок будущей философской системы ("Фрагмент системы").

 После смерти отца в 1799 Гегель получил небольшое наследство, которое, вкупе с его собственными  сбережениями, позволило ему отказаться  от учительствования и вступить на поприще академической деятельности. Он представил в Йенский университет вначале тезисы (Предварительные тезисы диссертации об орбитах планет), а затем и саму диссертацию Планетные орбиты (De orbitis planetarum) и в 1801 получил разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный профессор на весьма скромном содержании. Йенские лекции были посвящены широкому кругу тем: логике и метафизике, естественному праву и чистой математике. Хотя они и не пользовались большим успехом, годы в Йене были одним из счастливейших периодов в жизни философа. Вместе с Шеллингом, преподававшим в том же университете, он издавал "Критический журнал философии" ("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором они были не только редакторами, но и авторами. В тот же период Гегель подготовил первую из своих главных работ, Феноменологию духа (Ph nomenologie des Geistes, 1807), после опубликования которого отношения с Шеллингом были разорваны. В этом труде Гегель дает первый очерк своей философской системы. В нем представлено поступательное шествие сознания от непосредственной чувственной достоверности ощущения через восприятие к познанию разумной действительности, которое единственно и приводит нас к абсолютному знанию. В этом смысле реальным является только разум.

 Не дождавшись опубликования  Феноменологии, Гегель покинул  Йену, не пожелав остаться в  захваченном французами городе. Он оставил должность в университете, оказавшись в трудных личных  и материальных обстоятельствах.  Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"), но меньше чем через два года отказался от "газетной каторги" и в 1808 получил место ректора классической гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт преподавания, руководства и общения с людьми. В гимназии он преподавал философию права, этику, логику, феноменологию духа и обзорный курс философских наук; ему также приходилось вести уроки литературы, греческого, латинского, математики и истории религии. В 1811 он женился на Марии фон Тухер, семья которой принадлежала к баварской знати. Этот сравнительно спокойный период жизни Гегеля способствовал появлению его наиболее важных произведений. В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской системы - Наука логики (Die Wissenschaft der Logik, 1812-1816).

 В 1816 Гегель возобновил университетскую  карьеру, получив приглашение  в Гейдельберг на место, которое ранее занимал его соперник по Йене Якоб Фриз. В Гейдельбергском университете он преподавал в течение четырех семестров; из прочитанных лекций был составлен учебник Энциклопедия философских наук (Enzyklop die der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, первое издание 1817), по-видимому, лучшее введение в его философию. В 1818 Гегель был приглашен в Берлинский университет на место, которое когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано прусским министром по делам вероисповеданий (ведавшим вопросами религии, здравоохранения и просвещения) с надеждой усмирить при помощи гегелевской философии опасный дух мятежа, бродивший в студенческой среде.

 Первые лекции Гегеля в  Берлине остались почти без  внимания, однако постепенно курсы  стали собирать всё большую  аудиторию. Студенты не только  из различных областей Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран устремились в Берлин. Гегелевская философия права и государственного строя все более становилась официальной философией прусского государства, и целые поколения деятелей образования, чиновников и государственных мужей заимствовали свои взгляды на государство и общество из гегелевского учения, ставшего реальной силой в интеллектуальной и политической жизни Германии. Философ находился на вершине успеха, когда скоропостижно скончался 14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей в те дни в Берлине.

 Последней опубликованной  работой Гегеля была Философия  права (Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht und Staatswissenschaft im Grundrisse), вышедшая в свет в Берлине в 1820 (на титуле - 1821). Вскоре после смерти Гегеля некоторые его друзья и ученики стали готовить полное издание его работ, которое было осуществлено в 1832-1845. В него вошли не только работы, опубликованные при жизни философа, но также лекции, подготовленные на основе обширных, довольно запутанных рукописей, а также студенческих записей. В результате вышли в свет знаменитые лекции по философии истории, а также по философии религии, эстетике и истории философии. Новое издание трудов Гегеля, частично включившее новые материалы, началось после Первой мировой войны под руководством Георга Лассона в рамках "Философской библиотеки" и после смерти последнего было продолжено Й. Хоффмайстером. Старое издание было заново отредактировано Г. Глокнером и вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией о Гегеле и тремя томами Словаря Гегеля Глокнера. С 1958 после основания в Бонне "Архива Гегеля" в рамках "Немецкого исследовательского общества" была создана "Гегелевская комиссия", принявшая на себя общую редакцию нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 работой Архива руководил О. Пёггелер.  

Информация о работе Диалектика Гегеля