ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО
ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ФИЛОСОФИИ
ДИАЛЕКТИКА
ГЕГЕЛЯ.
Выполнила: студентка
группы МУ-15
Русских Ольга
Владимировна
Проверил: Казаковцев
И.Н.
Кирово-Чепецк
2012г.
Содержание.
Введение
1. Биография Гегеля
2. Основные понятия философии Гегеля
3. Основные принципы гегелевской философии
4. Главное в философии Гегеля
5. Диалектический метод
Заключение
Список литературы
Введение
Так как истинная философия
не берет своего содержание
извне, а оно само в ней
создается диалектическим процессом,
то, очевидно, началом должно быть
совершенно бессодержательное. Таково
понятие чистого бытия. Но понятие
чистого бытия, т. е. лишенного
всяких признаков и определений,
нисколько не отличается от
понятия чистого ничто; так
как это не есть бытие чего-нибудь
(ибо тогда оно не было бы
чистым бытием), то это есть
бытие ничего. Первое и самое
общее рассудочное понятие не
может быть удержано в своей
особенности и косности, — оно
неудержимо переходит в свое
противоположное. Бытие становится
ничем; но, с другой стороны,
и ничто, поскольку оно мыслится,
не есть уже чистое ничто:
как предмет мышления, оно становится
бытием (мыслимым). Таким образом,
истина остается не за тем
и не за другим из двух
противоположных терминов, а за
тем, что обще обоим и что
их соединяет именно за понятием
перехода, процесса, “становление”
или “бывание” (das Werden).
Это есть первое синтетическое
или умозрительное понятие, остающееся
душою всего дальнейшего развития.
И оно не может остаться
в своей первоначальной отвлеченности.
Истина не в неподвижном бытии,
или ничто, а в процессе. Но
процесс есть процесс чего-нибудь:
что-нибудь из бытия переходит
в ничто, т. е. исчезает, из ничто переходит
в бытие, т. е. возникает. Значит, и понятие
процесса, чтобы быть истинным, должно
пройти через самоотрицание; оно требует
своего противоположного — определенного
бытия, или “тут-бытия” В отличие от чистого
бытия, как такого, определенное бытие
понимается как качество. И эта категория,
посредством новых логических звеньев
[нечто и другое, конечное и бесконечное,
для себя бытие и бытие для кого-нибудь,
единое и многое], переходит в категории
количества, из которого развивается понятие
меры, как синтеза количества и качества.
Мера оказывается сущностью вещей, и, таким
образом, из ряда категорий бытия мы переходим
в новый ряд категорий сущности. Учение
о бытии (в широком смысле) и учение о сущности
составляют две первые части Гегелевой
логики (логика объективная). Третья часть
есть учение о понятии (в широком смысле),
или логика субъективная, куда включаются
и основные категории обыкновенной формальной
логики (понятие, суждение, умозаключение).
Как эти формальные категории, так и вся
“субъективная” логика имеют здесь формальный
и субъективный характер далеко не в общепринятом
смысле. По Гегелю основные формы нашего
мышления суть вместе с тем и основные
формы мыслимого. Всякий предмет определяется
сначала в своей общности (понятие), затем
различается на множественность своих
моментов (суждение) и, наконец, через это
саморазличение замыкается в себе как
целое (заключение).
На дальнейшей (более конкретной)
ступени своего осуществления
эти три момента выражаются
как механизм, химизм и телеология
(показать логический смысл этих
главных степеней мирового бытия
было одной из заслуг Гегеля,
но отнесение их именно в
третью, субъективную часть логики
несвободно от произвольности
и искусственности). Из этой своей
(относительной) объективации понятие,
возвращаясь к своей внутренней,
обогащенной теперь содержанием
действительности, определяется как
идея на трех ступенях жизни,
познавания и абсолютной идеи.
Достигши, таким образом, своей
внутренней полноты, идея должна
в этой своей осуществленной
логической цельности подвергнуться
общему закону самоотрицания,
чтобы оправдать неограниченную
силу своей истины. Абсолютная
идея должна пройти через свое
инобытие (Andersseyn), через внешность или
распадение своих моментов в природном
материальном бытии, чтобы и здесь обнаружить
свою скрытую силу и вернуться к себе в
самосознающем духе.
Абсолютная идея по внутренней
необходимости полагает, или, как
выражается Гегель, отпускает от
себя внешнюю природу, — логика
переходит в философию природы,
состоящую из трех наук: механики,
физики и органики, из которых
каждая разделяется на три,
соответственно общей гегельянской
трихотомии. В механике математической
дело идет о пространстве, времени,
движении и материи; конечная
механика, или учение о тяжести,
рассматривает инерцию, удар и
падение тел, а механика абсолютная
(или астрономия) имеет своим предметом
всемирное тяготение, законы движение
небесных тел и солнечную систему
как целое. В механике вообще
преобладает материальная сторона
природы; в физике выступает
на первый план формирующее
начало природных явлений. “Физика
всеобщей индивидуальности” имеет предметом
свет, четыре стихии (в смысле древних)
и “метеорологический процесс”; “физика
особенной индивидуальности” рассматривает
удельный вес, звук и теплоту, а “физика
цельной индивидуальности” занимается,
во-первых, магнетизмом и кристаллизацией,
во-вторых, такими свойствами тел, как
электричество, и, в-третьих, “химическим
процессом”; здесь в изменчивости вещества
и превращении тела окончательно обнаруживается
относительный и неустойчивый характер
природных сущностей и безусловное значение
формы, которое и реализуется в органическом
процессе, составляющем предмет третьей
главной естественной науки — органики.
В этой высшей, самой конкретной
и содержательной области природы
форма и материя совершенно
друг друга проникают и внутренне
уравновешивают; цельный и устойчивый
образ не есть здесь случайность
или произведение внешних сил
(как в механике), а есть адекватное
воплощение самозиждительной и самоподдерживающейся
жизни. Пристрастие к трихотомии наставило
Гегеля отнести к “органике” и минеральное
царство, под именем геологического организма,
наряду с организмом растительным и животным;
впрочем, в конкретной природе нет безусловной
границы между неорганическим и органическим,
и на кристаллизацию можно смотреть как
на зачаточную организацию.
В настоящих организмах растительном
и животном разум природы или
живущая в ней идея проявляется
в образовании множества органических
видов, по общим типам и степеням
совершенства; далее — в способности
каждого организма непрерывно
воспроизводить форму своих частей
и своего целого через уподобление
внешних веществ (Assimilations-process); затем
— в способности бесконечного воспроизведения
рода через ряды поколений, пребывающих
в той же форме (Gattungsprocess), и, наконец (у
животных), — в субъективном (психическом)
единстве, делающем из членов органического
тела одно самочувствующее и самодвижущееся
существо.
Но и на этой высшей
степени органического мира и
всей природы разум или идея
не достигают своего действительно
адекватного выражения. Отношение
родового к индивидуальному (общего
к единичному) остается здесь внешним
и односторонним. Род, как целое, воплощается
лишь во внебытии принадлежащих к нему,
неопределенно множественных особей,
раздельных в пространстве и времени;
и особь имеет родовое вне себя, полагая
его как потомство. Эта несостоятельность
природы выражается в смерти. Только в
разумном мышлении индивидуальное существо
имеет в себе самом родовое или всеобщее.
Такое внутренне обладающее своим смыслом
индивидуальное существо есть человеческий
дух. В нем абсолютная идея из своего внебытия,
представляемого природой, возвращается
в себя, обогащенная всей полнотой приобретенных
в космическом процессе реально-конкретных
определений.
Третья главная часть Гегелевой
системы — философия духа — сама троится
соответственно различению духа в его
субъективности, в его объективации и
в его абсолютности. Субъективный дух,
во-первых, рассматривается в своем непосредственном
определении, как существенно зависящий
от природы в характере, темпераменте,
различиях пола, возраста, сна и бдения
и т. п.; всем этим занимается антропология.
Во-вторых, субъективный дух представляется
в своем постепенном восхождении от чувственной
уверенности через восприятие, рассудок
и самосознание к разуму. Этот внутренний
процесс человеческого сознания рассматривается
в феноменологии духа, которая в смысле
подготовки ума к пониманию Гегелевой
точки зрения может служить введением
во всю его систему, а потому и была им
изложена в вышеупомянутом особом сочинении,
раньше его логики и энциклопедии философских
наук, в которые она потом вошла в сжатом
виде. Последняя из трех наук субъективного
духа, психология, по содержанию своему
приблизительно совпадает с главными
частями обыкновенной психологии, но только
это содержание располагается не в своих
эмпирических частностях, а в своем общем
смысле, как внутренний процесс самораскрывающегося
духа.
1. Биография Гегеля
ГЕГЕЛЬ, ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ
(1770-1831), немецкий философ, родился
в Штутгарте (герцогство Вюртемберг)
27 августа 1770. Его отец, Георг Людвиг
Гегель, секретарь казначейства, был
потомком протестантского рода,
изгнанного из Австрии в период
Контрреформации. Окончив гимназию
в родном городе, Гегель учился
на богословском отделении Тюбингенского
университета в 1788-1793, прослушал курсы
по философии и теологии и защитил магистерскую
диссертацию. В то же время в Тюбингене
учились Фридрих фон Шеллинг, который
был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих
Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое
влияние на немецкую литературу. Дружба
с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную
роль в умственном развитии Гегеля. Изучая
в университете философию, он обратил
особое внимание на работы Иммануила Канта,
которые широко обсуждались в то время,
а также на поэтические и эстетические
произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель
служил в качестве домашнего учителя в
швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 - во
Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался
изучением теологии и политической мысли
и в 1800 сделал первый набросок будущей
философской системы ("Фрагмент системы").
После смерти отца в 1799
Гегель получил небольшое наследство,
которое, вкупе с его собственными
сбережениями, позволило ему отказаться
от учительствования и вступить на
поприще академической деятельности.
Он представил в Йенский университет вначале
тезисы (Предварительные тезисы диссертации
об орбитах планет), а затем и саму диссертацию
Планетные орбиты (De orbitis planetarum) и в 1801 получил
разрешение читать лекции. В 1801-1805 Гегель
- приват-доцент, а в 1805-1807 экстраординарный
профессор на весьма скромном содержании.
Йенские лекции были посвящены широкому
кругу тем: логике и метафизике, естественному
праву и чистой математике. Хотя они и
не пользовались большим успехом, годы
в Йене были одним из счастливейших периодов
в жизни философа. Вместе с Шеллингом,
преподававшим в том же университете,
он издавал "Критический журнал философии"
("Kritisches Journal der Philosophie"), в котором
они были не только редакторами, но и авторами.
В тот же период Гегель подготовил первую
из своих главных работ, Феноменологию
духа (Ph nomenologie des Geistes, 1807), после опубликования
которого отношения с Шеллингом были разорваны.
В этом труде Гегель дает первый очерк
своей философской системы. В нем представлено
поступательное шествие сознания от непосредственной
чувственной достоверности ощущения через
восприятие к познанию разумной действительности,
которое единственно и приводит нас к
абсолютному знанию. В этом смысле реальным
является только разум.
Не дождавшись опубликования
Феноменологии, Гегель покинул
Йену, не пожелав остаться в
захваченном французами городе.
Он оставил должность в университете,
оказавшись в трудных личных
и материальных обстоятельствах.
Какое-то время Гегель редактировал
"Бамбергскую газету" ("Bamberger Zeitung"),
но меньше чем через два года отказался
от "газетной каторги" и в 1808 получил
место ректора классической гимназии
в Нюрнберге. Восемь лет, которые Гегель
провел в Нюрнберге, дали ему богатый опыт
преподавания, руководства и общения с
людьми. В гимназии он преподавал философию
права, этику, логику, феноменологию духа
и обзорный курс философских наук; ему
также приходилось вести уроки литературы,
греческого, латинского, математики и
истории религии. В 1811 он женился на Марии
фон Тухер, семья которой принадлежала
к баварской знати. Этот сравнительно
спокойный период жизни Гегеля способствовал
появлению его наиболее важных произведений.
В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской
системы - Наука логики (Die Wissenschaft der Logik,
1812-1816).
В 1816 Гегель возобновил университетскую
карьеру, получив приглашение
в Гейдельберг на место, которое ранее
занимал его соперник по Йене Якоб Фриз.
В Гейдельбергском университете он преподавал
в течение четырех семестров; из прочитанных
лекций был составлен учебник Энциклопедия
философских наук (Enzyklop die der philosophischen Wissenschaften
im Grundrisse, первое издание 1817), по-видимому,
лучшее введение в его философию. В 1818
Гегель был приглашен в Берлинский университет
на место, которое когда-то занимал знаменитый
И.Г.Фихте. Приглашение было инициировано
прусским министром по делам вероисповеданий
(ведавшим вопросами религии, здравоохранения
и просвещения) с надеждой усмирить при
помощи гегелевской философии опасный
дух мятежа, бродивший в студенческой
среде.
Первые лекции Гегеля в
Берлине остались почти без
внимания, однако постепенно курсы
стали собирать всё большую
аудиторию. Студенты не только
из различных областей Германии,
но также из Польши, Греции, Скандинавии
и других европейских стран устремились
в Берлин. Гегелевская философия права
и государственного строя все более становилась
официальной философией прусского государства,
и целые поколения деятелей образования,
чиновников и государственных мужей заимствовали
свои взгляды на государство и общество
из гегелевского учения, ставшего реальной
силой в интеллектуальной и политической
жизни Германии. Философ находился на
вершине успеха, когда скоропостижно скончался
14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей
в те дни в Берлине.
Последней опубликованной
работой Гегеля была Философия
права (Grundlinien der Philosophie des Rechts oder Naturrecht
und Staatswissenschaft im Grundrisse), вышедшая в свет
в Берлине в 1820 (на титуле - 1821). Вскоре после
смерти Гегеля некоторые его друзья и
ученики стали готовить полное издание
его работ, которое было осуществлено
в 1832-1845. В него вошли не только работы,
опубликованные при жизни философа, но
также лекции, подготовленные на основе
обширных, довольно запутанных рукописей,
а также студенческих записей. В результате
вышли в свет знаменитые лекции по философии
истории, а также по философии религии,
эстетике и истории философии. Новое издание
трудов Гегеля, частично включившее новые
материалы, началось после Первой мировой
войны под руководством Георга Лассона
в рамках "Философской библиотеки"
и после смерти последнего было продолжено
Й. Хоффмайстером. Старое издание было
заново отредактировано Г. Глокнером и
вышло в 20 томах; оно было дополнено монографией
о Гегеле и тремя томами Словаря Гегеля
Глокнера. С 1958 после основания в Бонне
"Архива Гегеля" в рамках "Немецкого
исследовательского общества" была
создана "Гегелевская комиссия",
принявшая на себя общую редакцию нового
историко-критического собрания сочинений.
С 1968 по 1994 работой Архива руководил О.
Пёггелер.