Бытие в античной философии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:39, реферат

Краткое описание

Возникает в раннегреческой философии, в учении элеатов. Парменид формулирует тезисы, ставшие одной из постоянных парадигм западноевропейского онтологического мышления: бытие есть вечное и неизменное единство; противостоящее ему подвижное многообразие является небытием; бытие есть полнота всех качеств, сливающихся в высшей определенности и утрачивающих частную определимость; одно и то же — мышление и бытие. Уже в самом своем историческом начале категория бытия воспринимается как спорный и парадоксальный конструкт. С одной стороны, она явилась естественным результатом попыток первых греческих философов найти универсальный принцип организации эмпирических явлений, который устанавливался бы мышлением, а не опытом (ср. «логос» Гераклита, «число» пифагорейцев), и как таковая, эта категория принимается всей последующей античной философией, уравновешиваясь лишь тем, что предметом мысли становится не «чистое» бытие, а качественно определенные начала бытия («корни» Эмпедокла, «семена» Анаксагора, «атомы» Демокрита);

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 36.28 Кб (Скачать)

 Влияние развития  науки на представления о человеке  и обусловленный им антропологический  рационализм ярко обнаруживаются  в философских взглядах Б. Паскаля,  который утверждал, что все  величие и достоинство человека  «в его способности мыслить».

 Однако основателем  новоевропейского рационализма  вообше и антропологического рационализма в частности по праву считается Р. Декарт. Согласно ему, мышление является единственно достоверным свидетельством человеческого существования, что вытекает уже из его основополагающего тезиса: «мыслю, следовательно, существую» («cogito ergo sum»). Кроме того, у философа наблюдается антропологический дуализм души и тела, рассмотрение их как двух разнокачественных субстанций, имевших большое значение для разработки психофизической проблемы. Согласно Декарту, тело является своего рода машиной, тогда как сознание воздействует на него и, в свою очередь, испытывает на себе его влияние.

 Этот механистический  взгляд на человека, рассматриваемого  в качестве машины, получил широкое  распространение в тот период. Знаменем такой концепции может  служить название работы Ж.  Ламетри — «Человек-машина», в которой представлена точка зрения механистического материализма на человека. Согласно ему, существует лишь единая материальная субстанция, а человеческий организм — это самостоятельно заводящаяся машина, подобная часовому механизму.

 Подобный взгляд  характерен для всех французских  материалистов XVIII в. (Гольбах, Гельвеции,  Дидро).

 Другая, отличительная  черта их философской антропологии  — рассмотрение человека как  продукта природы, абсолютно детерминированного  ее законами, так что он «не  может — даже в мысли выйти  из природы». Стоя на принципах  последовательного механистического  детерминизма, они, конечно, не  могли ни в какой мере признать  свободу воли человека. Еще одна  характерная черта этих мыслителей  состояла в том, что, критикуя  христианскую догматику об изначальной  греховности человека, они утверждали, что человек по своей природе  изначально добр и не греховен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проблемы бытия

Античная философия. Прежде всего, надо сказать, что проблема бытия введена в философию  Парменидом (5-4 вв. до н.э.) как ответ на определенный социальный и экзистенциальный запрос. Люди стали терять веру в традиционных богов Олимпа. Тем самым рушились основы и нормы социальной жизни. С гибелью богов уже никто не мог поручиться, что ритм и порядок природных и социальных процессов останется стабильным. В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, необходим был поиск новых гарантов человеческого существования. Людям нужна была опора в их жизни. 

Философия в лице Парменида попыталась успокоить смятенную душу античного человека, оповестив людей об открытии Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает ему стабильность и надежность. Люди снова обрели уверенность том, что все подчиняется порядку с необходимостью. Необходимость Парменид назвал Божеством, Правдой, Провидением, Судьбой, что по определению вечно и неуничтожимо. Абсолютная мысль и есть бытие, а бытие есть мысль, но не субъективная мысль человека, а Логос – космический Разум. Человеческий ум способен что-то знать в той мере, в какой он сумеет вступить в непосредственный контакт с Разумом, который и есть бытие. Такая ситуация делала неуместной гордыню человеческого ума, похваляющегося своим умением мыслить и постигать истину, ибо не человек открывает истину, а, наоборот, истина открывается ему через контакт с бытием. Бытие едино и неизменно, в нем заключена вся полнота совершенств, среди которых главными считались Истина, Добро, Благо. Бытие не возникает и не уничтожается. Оно Свет, но особый, “увидеть” который можно только “очами” разума. Бытие есть мысль и постижимо только в мысли. Оно, в понимании античных философов, не выступает Творцом мира, потому что мир существовал всегда. 

Средневековая философия. В средневековой христианской философии  истинное бытие есть Бог, свободный  и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. В отличие от обезличенного и умозрительного Абсолюта античности Бог христианства открывает Себя Личного и Живого. Бог – превечно Троица, но не превечно Творец, поэтому имя “Творец” вторично по отношению к трем именам Троицы. Творение – это свободный акт Бога, оно не обусловлено никакой “внутренней необходимостью”. Человек был создан по образу и подобию Божию, а потому человек является существом личностным, истинная свобода которого состоит в свободном отказе от собственной своей воли, от видимости индивидуальной свободы.

Эпоху возраждения не нашел…

Новое время. В Новое  время возникло мировоззрение, суть которого Ф. Ницше выразил в афоризме: “Бог умер”. Люди перестали признавать свою зависимость от Бога, присвоили  себе право Творца творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек  сам создает себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как  единственное и несомненно подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек, как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Информация о работе Бытие в античной философии