Буддизм Хинаяны

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 09:12, реферат

Краткое описание

Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Он распространен преимущественно в странах Южной и Восточной Азии: Индии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке и др. Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.

Оглавление

Введение………………………………………………………..…2

Глава 1 Хинаяна

 Буддизм Хинаяны……………………………..…..4

 Сутры хинаяны…………….………………………7

Глава 2 Махаяна

 Буддизм Махаяны………………………..………..9

 Школа Мадхъямики……………………………....10

 Школа Йогочара………………………..…………11

 Сутры Махаямы………………………..………….12


Список литературы…………………………………………….…16

Файлы: 1 файл

махаяна ханаяна.docx

— 43.48 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
 

Введение………………………………………………………..…2 
 
 

Глава 1 Хинаяна 
 

    • Буддизм Хинаяны……………………………..…..4
 
 
    • Сутры хинаяны…………….………………………7
 
 
 

Глава 2 Махаяна 
 
 

    • Буддизм Махаяны………………………..………..9
 
 
    • Школа Мадхъямики……………………………....10
 
 
    • Школа Йогочара………………………..…………11
 
 
    • Сутры Махаямы………………………..………….12
 
 
 
 

Список  литературы…………………………………………….…16 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Буддизм - древнейшая из трех мировых религий. Он распространен  преимущественно в странах Южной  и Восточной Азии: Индии, Китае, Непале, Монголии, Японии, Таиланде, Шри-Ланке  и др. Буддизм - религиозно-философское  учение, которое возникло в Индии  в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц  Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или  просветленного.

Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм  быстро распространился по всей Индии  и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э. - начале I тысячелетия н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был  вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная  с III века до н.э., он охватил Юго-восточную  и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.

Уже в первые столетия своего существования буддизм  разделился на 18 сект, разногласия между  которыми вызвали созыв соборов  в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави  в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну. Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма.

Будда Шакъямуни  родился в 6 веке до нашей эры. Он достиг Пробуждения в 35 лет и занимался  проповедью и обучением своих  последователей. В течение 45 лет  он учил почти круглосуточно, затрачивая на сон всего около двух часов  в сутки.

Будда разговаривал со всеми людьми - будь то правители  и их приближённые, брамины, крестьяне, нищие, образованные и простые люди. Его наставления соответствовали  опыту, степени понимания и духовной вместимости тех, кто их слушал. Подобно  всем великим учителям древности, Будда  облекал свои поучения в форму  бесед и в течение долгого  времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних  учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в настоящее  время является главным образом "Трипитака" ("Три корзины  учений"), о которой говорят, что  они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками. Эти  три канонические работы называются "Виная-питака", "Сутта-питака" и "Абхидхамма-питака". Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и  притч, третья ставит и рассматривает  проблемы буддийской философии. Все  три работы являются памятниками  древней буддийской философии.

С течением времени  число последователей Будды настолько  возросло, что это привело к  разделению их на различные школы. Самые  известные религиозные школы  буддизма - хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом  в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна распространилась главным образом на севере - в  Тибете, Китае и Японии. Свои философские  труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке  появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась  в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии. Так как  буддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный колорит  этих стран и изменялся под  влиянием прежней религии и убеждений  обращаемых. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Хинаяна

Буддизм хинаяны

Хинаяна - более  ранняя форма буддизма. Здесь нет  яркого выражения идеи Бога. Место  Бога занимает в ней всеобщий нравственный закон кармы или дхармы. Согласно этому закону всё в мире происходит таким образом, что ни один результат  действия не происходит бесследно и  каждая личность получает такой ум, тело и место в жизни, которые  она заслужила своими прошлыми деяниями. Учение Будды показывает личности возможность  достижения освобождения. Поэтому следует  жить по указанному Буддой пути и надеяться  получить освобождение в этой или  какой-нибудь другой, будущей жизни. Хинаяна - это учение о помощи самому себе. Нужно твердо держаться слов Будды: "Будь светильником самому себе". Каждый может и должен сам для  себя достигнуть высокой цели. Последователи  хинаяны следуют в жизни последним  словам Будды, которые он произнес прежде чем покинуть этот мир: "Трудитесь  усердно над своим спасением".

Одним из непременных  условий достижения просветления в  хинаяне является выполнение обетов и медитация. Медитация - это особое состояние сосредоточенного размышления. Цель медитирования заключается  в изменении психического состояния  человека, так как на уровне обычного состояния человека, его обыденного сознания невозможно обрести "высшую мудрость" и, следовательно, выйти  из круга перерождений. В хинаяне  выделяется семь типов медитации, наиболее эффективным из которых считается "чистое сосредоточение", или сосредоточение на "неволнении": объектом медитирования  является здесь "успокоенность" дхарм, т.е. нирвана.

В результате религиозной  практики, которую буддист должен осуществлять в течение многих перерождений, он, наконец, становится "архатом", святым, полностью освободившимся от всех без исключения "заблуждений" и, следовательно, от каких-либо "привязанностей" к этому миру. Во время жизни "архат" находится в "нирване с остатком", поскольку еще обладает физическим телом (оно как раз и является "остатком"). После смерти, т.е. распада физического тела, он обретает "нирвану без остатка" и ни в каком облике больше не возродится, поскольку дхармы, "волнение" которых  обусловливало его бесчисленные перерождения, полностью "успокоены". Сфера предельной цели на пути Малой  Колесницы меньше сферы, достигаемой  на пути Великой Колесницы. Хинаяна - это путь, на котором человек  стремится к освобождению только ради себя самого.

Шакьямуни Будда, подобно отцу, наставляющему своих  детей, очертил вплоть до малейших деталей, на благо как мирянам, так и  монахам, те методы, посредством которых  можно обуздать пагубное поведение  телом, речью и разумом. Эти правила  поведения содержатся в Винайя-питаке. Свод дисциплинарных правил четко излагает, что должно соблюдать обязательно, что допустимо и что категорически  запрещено. Уже при жизни Шакьямуни  Будды эти правила поведения  часто изменялись, пересматривались и дополнялись. Это было необходимо в связи с изменениями в месте, времени и обстановке деятельности буддийских общин. Есть тибетская поговорка: "Правила Винайи зависят от места и времени". Из восьми сводов обетов первые три адресованы мирянам, остальные пять предписаны монахам. Человек, принявший и соблюдающий какой-либо обет, достоин похвалы. Это обусловлено тем, что соблюдение обета требует и выполнения определенных дисциплинарных правил, и поэтому поведение такого человека на физическом, вербальном и мыслительном уровне подвергается более строгой оценке. Поскольку восемь сводов обетов последовательно возрастают по своей сложности, то чем выше избранный свод обетов, тем больше и благо, приносимое его соблюдением. Идеалом является монах, принявший максимальное число обетов, - во всяком случае, как среди монашества, так и среди верующих мирян, обычная жизнь считается нечистой и ее надлежит отвергнуть, чтобы, применяя различные способы медитации, превратиться в чистое существо, вышедшее за пределы причин страдания, - стать архатом, который больше не возвращается в круговорот рождения и смерти зависимого существования. Все буддийские традиции сходятся в том, что существует главная проблема - страдание, но каждая из них предлагает свой метод ее решения, чтобы вернуть человека к переживанию изначального единства. Традиция Хинаяны придерживается Пути Отречения, который проповедовал Будда в облике человека. Позднее его слова были записаны в так называемых сутрах. Здесь эго сравнивается с ядовитым деревом, а применяемый метод подобен последовательному выкапыванию корней этого дерева. Согласно этому пути, следует преодолеть все привычки и склонности, которые считаются препятствиями к освобождению.

В рамках Хинаяны  выделяют Шравакаяну, т.е. Колесницу  Слушателей, и Пратьекабуддаяну, т.е. Колесницу Молчаливых Будд. Колесница  Слушателей объединяет всех тех верующих, кто "слышал" Учение Будды от Самого Будды или от других наставников  Дхармы, и которые в результате получения этих наставлений достигли своей наивысшей цели, называемой Шравакабодхи, букв. "тот, кто очищен и совершенен", как качество, обретаемое буддой, или Пробуждение в Колеснице  Слушателей. После достижения этой цели они провозглашали, или "обнародовали" свое постижение другим, будь эти другие последователями Хинаяны или  Махаяны.

Словом "пратьекабудда", буквально "будда-сам-по-себе", обозначают всех тех последователей Хинаяны, которые  достигли уровня Архата посредством  своих личных усилий. Это означает, что в своем последнем существовании  в сансаре они не нуждаются  или не опираются на учение какого-либо наставника для своего достижения уровня Архата. Они способны достигнуть этого  уровня силой своего прежнего запаса заслуги, в частности - силой своих  молитв. Пратьекабудды подразделяются на два типа - "отшельники" и "общающиеся":

1. "Пратьекабудда-подобный-носорогу" идет своим путем практики  в полном одиночестве;

2. "Пратьекабудда  общающийся". В пределах этого  второго типа выделяют два  подтипа. Во-первых, здесь те, кто  уже достиг третьего этапа  подготовки. Во-вторых, все те, кто  находятся на уровнях между  последней фазой Этапа Подготовки  и незадолго до вступления  на завершающий буддийский путь  Этап Неучения. Эти два подтипа  называются соответственно: "пратьекабудда,  общающийся в большой группе" и "пратьекабудда, общающийся  в узком кругу". Первый подтип  можно понимать и как "обретший  заслугу и мудрость великим  усилием", поскольку он работает  на более раннем этапе, а  второй - "обретший заслугу и  мудрость малым усилием", поскольку  он работает на более поздних  этапах. Отличительный момент здесь  в том, что "большее усилие" необходимо тогда, когда верующий  проходит начальные этапы Пути  Дхармы, а по мере его духовного  прогресса требуемые усилия уменьшаются.  Поскольку главная тема сосредоточения  в ходе медитации последователей  Колесницы Слушателей отличается  от той, на чем сосредоточены  последователи Колесницы Молчаливых  Будд, то и Тхарпа (нирвана, мокша), т.е. освобождение от сансары,  которое они достигают в итоге,  отличается. И хотя в конце  концов о последователях обоих  Колесниц говорят, как о достигших  уровня Архата, но в их состояниях  есть качественные различия. За  исключением этих различий, обе  Колесницы представлены пятью  практически тождественными этапами  Духовного прогресса, а именно:

1. Цхогс-лам (самбхарамарга) - этап Накопления заслуги и  мудрости, на который вступают  тогда, когда в человеке рождается  необратимое решение следовать  Стезей Будды, будь то Стезя  шравака или пратьекабудды, с  целью достичь освобождения от  сансары. Такое решение должно  быть основано на полном понимании  трех типов страдания которые  характеризуют сансару, а также  и на осознании того не слишком  очевидного факта, что три типа  страдания мы претерпеваем постоянно,  даже в минуты кажущегося нам  наивысшего блаженства. Типы страдания:  страдание, возникающее в результате  каких-либо физических или ментальных  причин; страдание, возникающее из-за  преходящей природы любых явлений;  и страдание, причиной которому  служит наша зависимость от  неизбежных пут, связывающих нас  в круговерти перевоплощений. На  первом Этапе человек начинает "накапливать заслугу" и  мудрость быстрыми темпами. Этап  имеет три подраздела, все три  необходимо пройти прежде, чем  вступить на второй Этап.

2. Прайогамарга - Этап Подготовки, начинается тогда,  когда человек обретает "необычную  мудрость, рожденную в процессе  медитации. Этот Этап достигают  в результате устремления разума  к и сосредоточения на Четырех  Благородных Истинах и Их шестнадцати  аспектах. Такое сосредоточение  должны осуществлять и шраваки,  и пратьекабудды. Этап Подготовки содержит четыре подраздела: Теплота (дрод); Вершина (рце-мо); Смиренная Выносливость (бзод-па); и Возвышенная Дхарма (чхос-мчхог).

3. Даршанамарга - Этап Видения, является результатом  дальнейшего углубления созерцания  Шестнадцати Аспектов Четырех  Благородных Истин. Этап Видения  имеет шестнадцать подразделов.  До этого момента медитация  относительно неглубока по своему  характеру, часто прерывается  возвратом к мирским делам.  Фактически на более ранних  Этапах не наблюдается никакого  различия между медитацией и  нормальной жизнью. Достигнув этапа  видения, верующий достигает уровня  Ария, и далее его медитативная  практика преобразуется в процесс  глубокого созерцания, сходного  с трансом.

4. Бхаванамарга - Этап Медитативного Развития. И  шравака, и пратьекабудда вновь  и вновь медитативно "прорабатывают"  опыт медитации, - каждый сообразно  своему типу медитации. Этот  уровень медитации - первый из  девяти уровней медитативной  практики, из которых три называются "малыми", три - "средними" и три - "большими". Девятый  завершающий уровень медитации  называется на санскрите Ваджропама  самадхи, т. е "Медитативное  сосредоточение, подобное твердостью  алмазу" - таково по твердости,  стабильности и блистательности  это достигнутое состояние медитации.

Информация о работе Буддизм Хинаяны