Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системегосударственной службы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:39, доклад

Краткое описание

В обыденном понимании коррупция связывается, прежде всего, с ГС. Несмотря на существующую тенденцию распространять антикоррупционное законодательство и на другие сферы - представительную власть и администрацию корпораций - наиболее детально разработанными остаются законы, направленные на борьбу с коррупцией в среде государственных должностных лиц.

Файлы: 1 файл

подстраховка.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

Без разрешения руководства государственный служащий не имеет права предлагать своюпомощь любому лицу или организации, если ее оказание не входит в его официальные обязанности. Если государственный служащий и уполномоченное должностное лицо не пришли к соглашению относительно мер, которые должны быть предприняты в целях соблюдения Кодекса, спор решается в порядке, предусмотренном для рассмотрения жалоб государственных служащих. Лица, не исполняющие нормы Кодекса, подлежат дисциплинарным взысканиям вплоть до увольнения.

Третья часть Кодекса содержит требования к поведению служащего после оставления им ГС, цель которых - свести к минимуму возможности возникновения у него еще на ГС реального, потенциального или явного «конфликта интересов», имея в виду его будущее трудоустройство за пределами ГС, извлечения личных выгод из обладания информацией, ставшей ему известной как государственному служащему.

В течение года после оставления ГС бывший государственный служащий не имеет права принимать предложения о трудоустройстве в организацию, с которой он в течение года перед увольнением вел дела от имени государственного ведомства; консультировать с коммерческой целью любую организацию, ведущую дела с правительственным учреждением, в котором он ранее работал, либо с учреждением, с которым вел дела от имени правительственного органа в течение года перед увольнением со службы.

Четвертая часть Кодекса устанавливает минимальные отличия в порядке приема на работу и увольнения со службы некоторых категорий государственных служащих, а также определяет права и обязанности сторон в смысле соблюдения правил о «конфликте интересов».

Борьбе с парламентской коррупцией уделяется не меньше внимания, чем борьбе с коррупцией госслужащих. Законодательство Канады, в известной мере признавая право бизнеса участвовать в политической жизни страны, особенно во время парламентских выборов, нацелено на то, чтобы это участие протекало в строго очерченных рамках. Связи парламентариев с миром бизнеса являются в современной Канаде объектом скрупулезного административно-юридического регулирования, в первую очередь, по таким параметрам, как совмещение депутатских и предпринимательско-менеджерских обязанностей, владение ценными бумагами, получение денег на предвыборные кампании и их расходование. Важными компонентами требований, предъявляемых законодательством к поведению парламентариев в случае столкновения их политических и экономических интересов, являются гласность и отчетность.

В Канаде законодательные меры против парламентской коррупции устанавливаются нормами уголовного и конституционного права. Они распространяются на всех членов обеих палат парламента, а также на правительство. Уголовный кодекс Канады приравнивает наиболее откровенную форму парламентской коррупции - взяточничество - к нарушению конституции и акту государственной измены. Уголовному наказанию подлежит как лицо, получившее взятку, так и давшее ее. Парламентарию в этом случае грозит тюремное заключение сроком до 14 лет, причем он автоматически лишается депутатского мандата со дня признания его виновным в суде.

Рядовые парламентарии официально сохраняют право владеть и распоряжаться ценными бумагами, занимать посты в корпорациях, ноданное разрешение обставлено целым рядом регламентирующих условий.

Все депутаты обязаны ежегодно сообщать в письменном виде подробные данные о компаниях, в которых они являются директорами, менеджерами или служащими, а также о корпорациях или фондах, ценными бумагами которых они владеют

В связи с существованием указанных ограничений современные канадские парламентарии предпочитают не заниматься предпринимательством после прихода в политику. Лишь некоторые из них сохраняют побочный род занятий - юридическую или медицинскую практику, которая может считаться специфическим видом бизнеса. Часть депутатов владеет небольшими пакетами акций, обычно в семейных фирмах.

В США действуют Кодекс этического поведения членов Сената Конгресса США и Кодекс этического поведения членов Палаты Представителей Конгресса США 1977 г. Действие данных актов распространяется как на членов Конгресса, так и на работников аппарата. Интересен порядок декларирования финансового состояния. Для высшей палаты специальные формы-приложения разрабатываются Комитетом по этике Сената. Декларации подаются в аппарат Секретаря Сената (указана даже комната - SH-232). Подавать декларацию обязаны сенаторы, кандидаты, баллотирующиеся в Сенат (противоречивое, но, надо полагать, эффективное требование), а также чиновники различных рангов, служащие Сената. Подаваться декларация должна ежегодно, а для кандидатов - в течение 30 дней с момента выдвижения кандидатуры.

Декларируется всё, что касается финансовых расходов и доходов за весь прошлый год:

  • полный заработок, дивиденды, проценты по вкладам, доходы от движимого и недвижимого имущества, гонорары;
  • финансовые и иные доходы, полученные от неправительственных организаций;
  • оплата транспортных и связанных с ними расходов;
  • подарки, полученные от любых лиц и организаций, в том числе в виде оплаты транспортных расходов, питания, проживания в гостиницах, угощения в ресторанах, различных развлечений;
  • финансовые и иные обязательства, задолженности по ним;
  • соглашения и договоренности с различными организациями о возможной работе в них или для них и многое другое.

Международное сообщество особо озабочено транснациональной коррупцией. Оно рекомендует предусмотреть в национальном законодательстве также уголовную ответственность за подкуп вне пределов своей страны. Первая страна, которая ввела его, были США. После разоблачения случаев взяток в 1977 г., которые выплачивались крупными корпорациями США за получение иностранных заказов, был принят Закон об иностранной коррумпированной практике. В Законе говорится, что все фирмы, контролируемые Комиссией по ценным бумагам и бирже, и другие американские «национальные концерны» не имеют права «с коррупционной целью» предлагать, давать или разрешать выплату какой-либо ценности какому-либо «иностранному официальному лицу» или иностранной политической партии с цепью воздействовать на официальный акт или решение ради получения конкурентного преимущества.

Оценивая уровень коррупции в мире, можно говорить об условной градации всех стран на две большие категории - те, которые успешно справляются с этой проблемой, и те, для которых коррупция представляет неразрешимые трудности. Как правило, в странах, которым удается справляться с коррупцией, последняя осознается правительствами этих стран как серьезная проблема национальной безопасности.

В последнее время большое значение приобрело внедрение «культуры прозрачности» как важного фактора успеха борьбы с коррупцией. Открытость информации, в первую очередь в системе государственного администрирования, свобода прессы, участие гражданского общества в мониторинге деятельности государства значительно препятствуют распространению коррупции. Применение новых интернет-технологий для достижения прозрачности, представления информации, вовлечения общественности и распространения данных прочно вошло в практику

Ярким примером «культуры прозрачности» является Южная Корея. Здесь с 1999 г. действует программа «OPEN» - онлайновая система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, которая произвела настоящую сенсацию среди национальных антикоррупционных программ. Она явилась показателем реализованной политической воли на борьбу с коррупцией.

Эталонным назвали новый закон Южной Кореи «О борьбе с коррупцией», вступивший в силу с 01.01.2002 и уже получивший широкое международное признание. В соответствии с ним право начинать расследование о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны: комитет по аудиту и инспекции(так называется в стране главный антикоррупционный орган) обязан начать расследование обвинений по любому заявлению.

Впечатляет своими успехами антикоррупционная политика Сингапура. Ее центральным звеном является постоянно действующий специализированный орган по борьбе с коррупцией - Бюро по расследованию случаев коррупции, обладающее политической и функциональной самостоятельностью. Бюро проверяет случаи злоупотреблений среди государственных чиновников и сообщает о них соответствующим органам для принятия необходимых мер в дисциплинарной области.Главная идея антикоррупционной политики Сингапура заключается в «стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий». Борьба с коррупцией является одним из ключевых факторов экономического успеха Сингапура.

Японский опыт борьбы с коррупцией доказывает, что отсутствие единого кодифицированного акта, направленного на борьбу с коррупцией, не препятствует эффективному решению проблемы. Нормы антикоррупционного характера содержатся во многих национальных законах Японии.

Особое значение придается запретам в отношении политиков, государственных и муниципальных служащих. Они, в частности, касаются многочисленных мер, которые политически нейтрализуют японского чиновника в отношении частного бизнеса как во время службы, так и после ухода с должности.

В апреле 2001 г. в Японии вступил в силу Закон «О раскрытии информации». Этот акт гарантирует гражданам право на доступ к официальной информации, имеющейся у правительственных учреждений, и возможность подать апелляцию в Совет по контролю за раскрытием информации в том случае, если правительство решит не раскрывать определённую информацию. Эти условия позволили общественным группам разоблачить несколько случаев коррупции.

Таким образом, антикоррупционное законодательство в странах, которым удается справляться с коррупцией, развивается в сторону использования всего арсенала правовых средств борьбы с акцентом на предупреждение коррупции.

Новые тенденции в борьбе с коррупцией состоят в переносе данной проблемы с внутригосударственного на международный уровень. Коррупция всё чаще показывает себя общечеловеческой проблемой, которую необходимо решать в рамках межгосударственного сотрудничества. Это лишний раз доказывает, что в этом вопросе изоляция неприемлема.

Анализ мер по противодействию коррупции в отдельных зарубежных странах показывает, что отдельные правовые нормы, прошедшие "обкатку" за рубежом, уже переняты Россией, какие-то находятся в стадии рецепции. Но стоит учесть, что заимствование не может быть слепым и полным, оно должно быть избирательным, с учетом результатов применения данной нормы и национальных особенностей. В России необходимы те ключевые реформы, которые наиболее популярны и эффективны за рубежом и касаются, в первую очередь, политики, экономики, ГС и внедрения «культуры прозрачности».

 

 


Информация о работе Зарубежный опыт борьбы с коррупцией в системегосударственной службы