Влияние деловой этики компании на эффективность ее деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2011 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Этика и мораль относятся к категории философских, а не экономических понятий. Однако попытки увязать морально-этические критерии и деловую практику предпринимаются постоянно. Международный Институт Деловой Этики (International Business Ethics Institute) сформулировал четыре сферы, в которых должны действовать компании, дабы упрочить свою репутацию.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………

Цели…………………………………………………………………………
Актуальность вопросов деловой этики для российских компаний и ее влияние на эффективность деятельности…………………………………
Задачи………………………………………………………………………
Глава.1. Деловая этика. Универсальные принципы……………………………

1.1Определения……………………………………………………………………..

1.2. Этические традиции предпринимательства в России…………………

1.3. Российские факторы, влияющие на внедрение этики в деловую среду…...

1.4.Универсальные принципы деловой этики……………………………………

1.4.1. Всеобщие (основополагающие) этические принципы делового поведения……………………………………………………………………….

1.4.2. Международные этические принципы бизнеса………………………...

1.4.3. Честность, порядочность и надежность………………………………..

1.4.4. Уважение прав собственности………………………………………….

1.4.5. Коллегиальность…………………………………………………………

1.4.6. Критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность……...

1.4.7. Экологический принцип………………………………………………...

1.4.8. Гедонистический принцип……………………………………………...

1.4.9. Благотворительность…………………………………………………….

1.4.10. Корпоративная социальная ответственность…………………………

1.4.11. Профессионализм, компетентность и информированность…………

1.4.12. Информированное согласие…………………………………………...

1.4.13. Раскрытие информации………………………………………………

1.4.14. Конфиденциальность и профессиональная тайна……………………

1.4.15. Действия при конфликте интересов…………………………………..

1.4.16. Защита и надлежащее использование активов корпорации……….

1.4.17. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона иных правовых норм…………………………………………………………

1.4.18. Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном

поведении в руководящие органы компании или в государственные органы…………………………………………………………………………...

1.4.19. Борьба с коррупцией…………………………………………………...

1.4.19.1.Прозрачность (трансперность)…………………………….

1.4.19.2.Борьба с правонарушениями против интересов службы в коммерческих организациях……………………………………...

1.5. Вывод………………………………………………………………………….

Глава.2. Понятие эффективности работы предприятия и методы ее оценки…..

2.1.Определение……………………………………………………………………

2.2.Оценка эффективности работы предприятия………………………………..

2.2.1Рентабельность инвестиций. Методика расчета. Преимущества и недостатки………………………………………………………………………

2.2.2.Остаточный доход. Методика расчета. Преимущества и недостатки.

2.2.3.Экономическая добавленная стоимость. Методика расчета. Преимущества и недостатки…………………………………………………..

2.2.4.Рыночная стоимость. Методика расчета. Преимущества и недостатки………………………………………………………………………

2.2.5. Некоторые замечания……………………………………………………

2.3. Вывод…………………………………………………………………………

Глава.3. Влияние деловой этики на эффективность деятельности предприятия………………………………………………………………………..

3.1.Два подхода к пониманию социальной ответственности и деловой этики в целом………………………………………………………………………………..

3.2. Статистические денные……………………………………………………….

3.3. Влияние деловой этики на стоимость компании…………………………….

3.4.Вывод…………………………………………………………………………..

Заключение………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач1.doc

— 261.50 Кб (Скачать)

1.2. Этические традиции предпринимательства в России.

Предпринимательство в России имеет свои особенности именно в этическом плане. Путь «из варяг в греки», на котором возникло первое древнерусское государство, возвысил представителей купечества, в кругах которого ценились солидарность и верность «купеческому слову». В те времена кодексами деловой этики – уставами – осуждалась только фальсификация товара, а остальные правила делового взаимодействия были «неписанными», т.е. оставались на совести предпринимателей. Существенным регулятором деловых отношений Древней Руси была глубокая религиозность предпринимателей. Например, купцы стремились искупить перед Богом и людьми грех любостяжания искренней и глубокой верой, паломничеством к святым местам, подачей милостыни и иными «благими делами» - благотворительностью. Бытовало твердое убеждение, что успешному предпринимательству способствует покровительство святых – своих для каждого ремесленного и торгового цеха. В годы владычества Золотой Орды на Руси начинает формироваться национально-религиозная идея предпринимательства, основанная на общерусском патриотизме. Так, известные своей высокой репутацией купцы периодически привлекались московскими и региональными князьями для выполнения важных поручений с политической целью, поскольку предприниматели переходили «с земли на землю и знаемы всеми и в Ордах, и во Фрязях (в Западной Европе)». В период становления Московской Руси после Золотой Орды деловые люди – торговцы и ремесленники – выросли до граждан, получивших право землевладения и выражения собственных этических и политических взглядов

в крестоцеловальной  записи, в соблюдении которых клялись русские цари.

Правда, по мере усиления государственных начал  и формирования «служилой экономики» возрастали возможности бюрократии, что приводило к произволу чиновников и, соответственно, расцвету коррупции. Деловая этика в те времена входила в зависимость от властей: торговля не шла без посулов- взяток, на что еще в 1662 году посадские купцы жаловались царю. Не стеснялись подкупа, обмана и подлога и иностранные купцы – сохранились письменные жалобы русских купцов и на плутовство английских, голландских и немецких торговцев. Период петровских преобразований характеризовался официальным утверждением идеи благотворительности предпринимательства для государства и общества. Генеральный регламент 1721 года и другие государственные постановления условием достижения «общего блага» провозглашали развитие торговли, художеств и мануфактур, «которыми все прочие благоучреждения государства процветают и богатятся…». В России середины XVIII столетия оформилось и распространилось понятие «совершенный купец» – идеал нравственного хозяйствования. По инициативе Коммерц-коллегии переводились на русский язык и были с интересом читаемы европейские книги о деловой этике. Так, популярным среди деловых людей был трактат Ж. Савари «Совершенный негоциант», написанный еще в 1675 году, в котором перечислялись профессионально-этические стандарты эффективного предпринимателя: знание предмета, опытность, предусмотрительность, осторожность, расчетливость, бережливость и верность слову, особенно необходимая для прочной репутации. Сами российские купцы описывали тип идеального предпринимателя, обеспечивающего процветание дела своей порядочностью, добронравием и строгостью к себе. В первой половине ХIХ века предпочтение товара более дорогого, но высокого качества стало отличительной чертой русского рынка. «Дорого, но мило, дешево да гнило» – говорила народная пословица. Стремление производить и продавать высококачественные товары стало важным элементом деловой этики. Возникла конкуренция не только товаров, но и товарных знаков. «Высокопробностью товара» был особо знаменит Савва Васильевич Морозов, добившийся «славы товаров» строгой приемкой,

тщательной  многоступенчатой сортировкой и  добросовестностью при продаже. Среди просвещенных купцов, как и во времена Московской Руси, высоко ценилась гражданская позиция и патриотизм: предпринимательские проекты затрагивали не только торгово-промышленные, но и общесоциальные вопросы. Так в России зарождалась корпоративная социальная ответственность. Российские предприниматели внедряли свои этические нормативы, из которых сложился декларируемый эталон деловой этики. Основными элементами деловой этики являлись честность, верность данному слову, надежность, компетентность. Нравственный образец дополнялся набором профессиональных качеств: трезвость расчета, решительность, знание рынка, способность организовать работу, установить связи и привлечь инвестиции. Известные своей порядочностью и деловыми качествами предприниматели зачастую самим фактом своего участия в управлении компанией обеспечивали привлечение капиталов. Нередко, новое товарищество возможно было учредить только при условии, что его возглавит предприниматель, нравственность которого не вызывала сомнений.

В те времена  для иностранных предпринимателей слово российского партнера зачастую имело большее значение, чем подписанное соглашение.

Деловая элита жестко осуждала отступление  от эталона деловой этики, что

приводило к приостановке или ограничению  деловых контактов. Устное обвинение в нечестности вызывало разрыв деловых отношений и приводило к отказу обвиняемого от должности. Российский стандарт деловой морали терял «цеховой» или корпоративный характер и становился универсальным.

Справедливости  ради, следует отметить, что в  период новой предпринимательской эпохи XIX века в российскую промышленность, торговлю, финансовое дело хлынули представители различных социальных

групп, не имевшие представления о традиционной сословной предпринимательской нравственности: "биржевые зайцы»–спекулянты, без

деловых талантов–«люди со связями», нечистые на руку бывшие чиновники

это противодействовало развитию деловой этики. Россия нелегко постигала нравственные законы предпринимательства, но к началу ХХ века смогла стать крупнейшей мировой державой: российский рубль обменивался на золото, экспорт российской сельхозпродукции был на уровне мировых лидеров, российских инженеров приглашали за рубеж для развития промышленности. Историки и эксперты в сфере деловой культуры утверждают, что Россия смогла догнать и превзойти экономически развитые страны во многом благодаря ускоренной эволюции деловой этики – принципов, на основе которых строятся деловые отношения. В 1912 году, на двенадцать лет раньше, чем это произошло в США, российское деловое сообщество на национальном уровне приняло свой первый этический кодекс «Семь принципов ведения дел в России» – перечень основополагающих этических традиций предпринимательства в России:

1. Уважай власть.

2. Будь честен и правдив.

3. Уважай право частной собственности.

4. Люби и уважай человека.

5. Будь верен своему слову.

6. Живи по средствам.

В советский  период – от «военного коммунизма»  через НЭП к командно- административной системе – деловая этика характеризовалась практицизмом

на уровне цинизма, господством двойной морали «для себя и для власти»,

реально низким этическим уровнем на фоне пропагандируемого «Морального кодекса строителей коммунизма», регулированием деловых отношений факторами страха карательного воздействия со стороны государства. В деловых отношениях преобладала пассивность и избегание малейших рисков в ущерб предпринимательской инициативе. Тотальная количественная «дутость» планов и фальсификация показателей, доминирование «вертикальных» деловых отношений «я начальник – ты дурак», обычная «штурмовщина» и авралы в ущерб качеству, безнравственное отношение к делу – таковы основные показатели деловой

«этики» государственной и административной системы допереестроечного

советского  периода. По словам одного из ведущих современных специалистов в области российской деловой культуры профессора П.Н. Шихирева «Общий вывод о советском этапе развития деловой культуры состоит в том, что в советский период она совершила большой зигзаг, утратив многое из дореволюционных приобретений и отстав от многих глобальных тенденций мира международной деловой культуры.» В наши дни деловая этика как «кодекс чести» современного российского предпринимателя находится в стадии становления. Российской особенностью

является  локальное формирование моральных  принципов и этических норм

предпринимательства на основе общности направления бизнеса, в рамках неформальных деловых объединений, корпораций или даже отдельных компаний. В корпоративном управлении, независимо от сферы деятельности

акционерного  общества, деловая этика складывается в обстановке присущих

современной России высоких политических и экономических рисков, высокого уровня криминальности и коррупции, противоречивого отношения общества к бизнесу и предпринимателям. При этом, основу корпоративной деловой этики должны составлять международно-признанные принципы ведения бизнеса, поскольку без следования им невозможно привлечение в Россию международного капитала, необходимого для экономического роста и процветания страны.[16]

1.3. Российские факторы, влияющие на внедрение этики в деловую среду. Следует учитывать, что внедрение этических норм в деятельность российских компаний может быть эффективным только при учете современной российской специфики – факторов коррупциогенности, недооценки влияния этических факторов на успешность бизнеса, неразвитости многих институтов корпоративного управления в российских компаниях и, как следствие, неготовности их выходить на новые рубежи развития бизнеса, в том числе, связанные с внедрением этических стандартов и принципов корпоративной социальной ответственности. Важной российской особенностью является этическое требование о неразглашении информации третьим лицам, включая государственные органы, если требования третьих лиц не основаны на законе. В условиях высокого уровня административного давления на бизнес и коррупциогенности такие ситуации (неправомерного требования информации государственными органами) могут иметь место. При внедрении этических правил необходимо твердо проводить четкий водораздел между раскрытием информации и соблюдением режима конфиденциальности информации с ограниченным доступом. Исходя из указанных выше факторов при составлении преамбулы

этического  кодекса российской компании необходимо кратко охарактеризовать российскую действительность (дабы читающий кодекс не принял его составителей за утопистов, оторванных от окружающей действительности), после чего показать актуальность и необходимость разработки, принятия и внедрения этического кодекса для данной российской компании.

1.4. Универсальные принципы деловой этики.

1.4.1. Всеобщие этические принципы  делового поведения.

Современные всеобщие (экуменические, вселенские) этические принципы деловой этики основаны на аксиомах мировой философии и проверены многовековой практикой деловых отношений. Всеобщие этические принципы бизнеса удачно сформулированы американским социологом Л. Хосмером:

1. Никогда  не делай того, что не в твоих  долгосрочных интересах или интересах твоей компании.

2. Никогда  не делай того, о чем нельзя  бы было сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о чем можно было бы с гордостью объявить на всю страну.

3. Никогда  не делай того, что не есть  добро, что не способствует формированию чувства общности и работы на одну общую цель.

4. Никогда  не делай того, что нарушает  закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества.

5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь

6. Никогда  не делай того, чего ты не  желал бы рекомендовать  делать другим, оказавшимся в похожей ситуации.

7. Никогда  не делай того, что ущемляет  установленные права других.

8. Всегда  поступай так, чтобы максимизировать  прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат, ибо максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства.

9. Никогда  не делай того, что могло бы повредить слабейшим в обществе.

10. Никогда  не делай того, что препятствовало  бы правам другого человека на саморазвитие и самореализацию.

1.4.2. Принципы этики международного бизнеса.

Декларация  Ко «Принципы бизнеса» принята в 1994 году в швейцарском городе Ко руководителями крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии в стремлении синтезировать морально-этические принципы ведения бизнеса восточной и западной деловых культур. Преамбула Декларации Ко констатирует: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются ответственность за политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов участников бизнеса». Декларация Ко – концентрированный свод этических принципов международного бизнеса.

Принцип 1 Декларации Ко. Ответственность бизнеса: от акционеров – к владельцам своей доли в бизнесе.

Принцип 2 Декларации Ко. Экономическое и  социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.

Принцип 3 Декларации Ко. Этика бизнеса: от буквы  закона – к духу доверия. Принцип 4 Декларации Ко. Уважение правовых норм.

Принцип 5 Декларации Ко. Поддержка многосторонних торговых отношений.

Принцип 6 Декларации Ко. Бережное отношение  к окружающей среде.

Принцип 7 Декларации Ко. Избегать противозаконных  действий.

Принципы  международного бизнеса (Декларация Ко) – мировой этический стандарт, в соответствии с которым можно строить и оценивать поведение в сфере международного бизнеса.

Информация о работе Влияние деловой этики компании на эффективность ее деятельности