Нравственное положение правосудия в современном обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:45, реферат

Краткое описание

Цель исследования: теоретико - прикладное изучение и комплексный анализ нравственных положений в сфере судопроизводства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
изучить основы судопроизводства и его нравственное содержание;
проанализировать соотношение таких понятий, как право и нравственность;
сформулировать вытекающее из взаимодействия нравственности и права понятие нравственно - правовых критериев применительно к деятельности правосудия;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3 - 5
1. Нравственно - правовые начала уголовно - процессуальной деятельности правосудия в современном обществе……………………………………........ 5 -
2. Нравственно - психологические качества правосудия………………......
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой и цитируемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная по этике 01.12.12..docx

— 62.97 Кб (Скачать)

Само законодательство содержит нравственные требования к деятельности судов и правоохранительных органов. Эти требования, обычно адресованные учреждениям, напрямую затрагивают людей, осуществляющих судопроизводство.

С психологической точки зрения, качества судей должны быть тесно           взаимосвязаны с их нравственными качествами. Здесь уместно будет также отметить и то, что личность каждого деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств, которые по необходимости должны быть положительными и реализовываться в практической деятельности.

Так как в данной работе рассматриваются нравственные принципы современного правосудия, то необходимо отметить следующие наиболее важные для него качества. То есть правосудие, должно быть:

  • гуманным;
  • честным;
  • обладать возвышенным чувством долга (гражданским, воинским и профессиональным);
  • добросовестно исполнять свои обязанности;
  • действовать под постоянным самоконтролем собственной совести;
  • быть бескомпромиссным, организованным, дисциплинированным;
  • быть ответственным к порученным делам.

Так, Всеобщая Декларация прав человека принятая Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 года содержит ряд принципиальных требований к организации правосудия, которые с полным основанием можно отнести к числу общечеловеческих правовых ценностей. То есть суд для всех должен быть: равным, справедливым и беспристрастным.

Пункт 2 статьи 29 определяет, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены исключительно законом в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых

требований  морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 2

Таким образом, приведенные выше, а также и другие положения Всеобщей декларации прав человека закрепляют (в юридической форме), нравственные начала права, служат воплощением и защитой всех нравственных ценностей.

В другом не менее важном документе - Международном пакте о гражданских и политических правах говорится о суде компетентном, который способны вершить только те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны и юридически подкованы. Международный пакт развивает и конкретизирует положения Всеобщей декларации прав человека, относящиеся к области прав в сфере правосудия.

Так, например, пункт 1 и 2 статьи 9 части III Международного пакта провозглашают право каждого человека на свободу и личную неприкосновенность и запрещают произвольный арест или содержание под стражей. То есть, каждому арестованному сообщается о причине его ареста и предъявляемое ему обвинение.3

Таким образом, приведенная выше норма, предоставляет человеку гарантию против произвольного стеснения свободы и личную неприкосновенность и делает судебную власть гарантом неприкосновенности личности.

А пункт 1 статьи 14 части III провозглашает о равенстве всех лиц перед судом. Данная статья устанавливает право каждого человека при рассмотрении любого предъявляемого ему обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. 4

Таким образом, Международный пакт о гражданских и политических правах,  развивая идеи гуманизма и справедливости, устанавливает конкретные процессуальные гарантии личности, которые должны быть воплощены в национальном законодательстве членов мирового сообщества.

При регулировании организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно - правовые ценности, находят более или менее полное воплощение в конституционном законодательстве.

Так, именно, Конституция РФ 1993 года содержит подробную систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.

Так, статья 2 главы I Конституции РФ, где определяются основы конституционного строя, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".5

Здесь мы напрямую сталкиваемся с формулировкой принципа гуманизма, выраженного на высшем конституционном уровне. Данная норма, отображающая этический принцип, прежде всего, обязывает последовательно реализовать идеи гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции.

Гуманизм, человеколюбие должны охватывать все отрасли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область

общественной  жизни оно ни регулировало. Гуманизм - ведущее правило правосудия. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан.

Правосудие и деятели судебной власти должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано творить такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы охрану человека от правонарушений, в том числе и от преступлений; полностью восстанавливало  бы нарушенные права, охрану чести, достоинства и репутацию людей. То есть, если кто - то подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, то они должны быть защищены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Другими словами, их свобода, права и законные интересы должным образом должны быть ограждены от необоснованного стеснения или нарушения.

Так, проводя опрос судей о желательных для их рода деятельности качествах, - были выявлены следующие:

  • человечность;
  • беспристрастность;
  • принципиальность;
  • выдержка;
  • эрудиция.

В числе нежелательных качеств упоминались: предвзятость, властность, подозрительность, бестактность. А из перечня личностных качеств правосудия, содержавшего более 30 позиций, в первую очередь были выбраны:

  • справедливость;
  • собранность;
  • принципиальность;
  • честность;
  • человечность;
  • дисциплинированность;
  • вежливость;
  • сдержанность и др.

Справедливость в правосудии предполагает наличие многих условий, начиная от содержания законов и до общественно - политической обстановки. Справедливость невозможна там, где представитель правосудия (судья) не осознает стоящую перед ним ответственность по отношению к другим людям. Другими словами, правосудию необходимо действовать и принимать решения справедливо, не руководствуясь какими - либо мотивами, не преследуя личных целей.

А где человек может "научиться" быть справедливым, чтобы судить затем других людей? Ответ на данный вопрос прост - жизнь является таким "университетом". Именно в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями формируются и поддерживаются высокие нравственные качества необходимые судье. Здесь в первую очередь нравственному становлению личности способствует сама практическая деятельность, связанная с решением этических проблем.

Кроме того, формирование  личности происходит и под влиянием нравственного просвещения, - в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение моральных норм.

Авторитет воспитателя, авторитет  руководителя, профессионала высокой  квалификации, образцы их поведения  служат нравственному воспитанию.

Нравственное самовоспитание как  осознанная, целеустремленная деятельность, направленная на формирование высоких  этических качеств и преодоление недостатков в собственной нравственной сфере, крайне необходимо правосудию.

Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его  знать, уметь правильно применять  в конкретных ситуациях. Поэтому  все судьи должны быть высококвалифицированными специалистами в сфере своей деятельности.

Изучая  Закон «О статусе судей в СССР», принятый 4 августа 1989 года, раздел III статью 8 пункты 1, 2 и 3, можно заметить, что судьей мог быть избран только тот, кто имел высшее юридическое образование. Следовательно, человек "учится" справедливости, опираясь в какой - то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт. 6

Например, в наше время возрастной ценз кандидата на должность судьи - не менее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, и активную деятельность в правовой сфере - стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз для судей вышестоящих судов и стаж работы по юридической специальности еще выше.

Далее за справедливостью следует такое не менее важное качество как честность. Оно является важнейшим требованием нравственности. Честность включает в себя: искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения, принципиальность, правдивость, субъективную убежденность в правоте своего дела. Противопоставлением честности является: лицемерие, вероломство и ложь. Нет необходимости доказывать, что правдивое исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на службе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Следующим нравственным качеством правосудия является добросовестность. В исполнении обязанностей судьи она связана с чувством его долга в нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи - справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, одинаково относиться к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких - либо личных аргументов, - не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Также правосудие должно обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. То есть, его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманной личностью, чтобы работать в судебной системе, то есть человеком, видящим в подсудимом или потерпевшем, а также и в других лицах участвующих в деле лишь «цель», а не «средство».

В Законе «О статусе судей в Российской Федерации» не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом «О статусе судей в СССР» 1989 года, такое требование к судьям содержалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедливым и гуманным".7

Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражен в главе II Конституции РФ. Статья 17 закрепляет, что в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией.8

Основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Статья 18 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.9

Регулируя начала правосудия, Конституция  России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.

Важнейшая этическая категория - категория  справедливости означает, прежде всего, требование равенства между людьми. Пункты 1 и 2 статьи 19 Конституции провозглашают: "Все равны перед законом и судом". Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.10

В ряде конституционных норм гарантируется  охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни - важнейших благ, защита которых предусматривается документами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом является судебная власть.

Глава 7 Конституции РФ устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом (ст. 118, п. 1); независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и закону (ст. 120, п. 1); несменяемость судей (ст. 121, п. 1); неприкосновенность судей (ст.122, п. 1); состязательность (ст.123, п. 3).

Конституция России 1993 года, расширив круг прав и свобод человека, восприняв важнейшие положения международно - правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно - правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы судебной системы, ее нравственный потенциал. Так как, именно нравственным содержанием проникнуты основополагающие правовые принципы правосудия, базирующиеся на нравственных требованиях справедливости, гуманности, охраны чести и достоинства граждан.

Информация о работе Нравственное положение правосудия в современном обществе