Искусство чайной церемонии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 13:50, реферат

Краткое описание

Культура древнего Востока насыщена непривычными для нас символами и традициями, загадочными, как
иероглиф. Одна из таких традиций — знаменитая на весь мир чайная церемония. Определить точную видовую принадлежность чайной церемонии в системе искусств, пользуясь категориями европейского искусствознания, нелегко. Ей нет аналогии не в одной художественной культуре Запада или Востока. Обыденная бытовая процедура чайного напитка была превращена здесь в особое канонизированное действо, разворачивавшееся во времени. Происходившее в специально организованной среде, “режиссура” ритуала строилась по законам художественной условности близкой к театральной.

Оглавление

Введение...........................3 стр.
Глава 1. История распространения чая.................4 стр.
Глава 2. Легенда появления чая....................6 стр.
Глава 3. Культ чая как элемент дзен- буддизма............6 стр.
Глава 4. Действо и принципы чайной церемонии............8 стр.
Глава 5. Чайная комната и пространство вокруг нее..........15 стр.
Глава 6. Чайные процессы....................20 стр.
Заключение...........................26 стр.
Список используемой литературы.................27 стр.

Файлы: 1 файл

Искуство чайной церемонии.docx

— 154.10 Кб (Скачать)

четыре или пять ветвей. Срывать  нужно центральную ветвь –  там, где она

становится тонким побегом. Нельзя собирать чай в дождливую или  влажную

погоду.

Собранный чай надлежит выдержать  на пару, затем высушить, связать  ниткой и

уложить для хранения.

Для заваривания чая лучше всего  пользоваться дождевой водой, а следом идет

вода из колодца. Что до воды из ручья, то лучше всего брать воду из быстрого

и чистого потока, бегущего среди  камней. А воду из реки нужно брать  подальше

от человеческого жилья. Среди  колодцев же наилучшие – те, из которых

постоянно берут воду.

Подогревая воду, нужно ждать, когда  на поверхности воды появятся маленькие

пузырьки, издающие тихое шипение. Это называется «первым кипением». Когда по

краям сосуда появляются большие пузыри, это называется «вторым кипением», а

когда вода начинает бурлить, это называется «третьим кипением». Тогда кувшин

с водой нужно, не мешкая, снимать  с огня, ибо в противном случае вода станет

«старой» и хорошего чая не получится.

В последнее время чайная церемония  появилась и в России. Теперь каждый может

немного прикоснуться к тайне древнего Востока, хотя сама церемония претерпела

существенные изменения, проходя  адаптацию к нашей культуре. Хочется

рассказать немного о современной  чайной церемонии, или вернее было бы

сказать, церемонии приготовления  чая.

Сначала следует ополоснуть чайник кипятком и слить эту воду в  чашки, из

которых мы собираемся пить чай. Важно  быть спокойным, внимательным и

собранным, сохраняя плавность и  последовательность движений так, чтобы  вода

не расплескивалась и минимально колыхалась в сосудах, струя не прерывалась,

была плавной, длинной, тонкой и  мягкой, т.е.  точно такой же, какой  должна

быть струя вдоха и выдоха в вашем теле, чтобы обеспечить вам максимально

длинную, спокойную и здоровую жизнь.

Чай, перед тем, как насыпать его  в чайник, следует посмотреть и  понюхать в

специальном сосуде из фарфора, который  называется “ча-хэ”, или “чайная

коробочка”. Если этого предмета нет, тогда чайную коробочку можно  сделать из

собственной, чисто вымытой и  насухо вытертой ладошки.

После этого чайный лист высыпается в предварительно прогретый чайник и

заливается кипятком. Существуют определенные особенности и тонкости заварки

чаев типа у-лун и пу-эр. При  создании взаимодействия воды и пространства

посуды всегда следует помнить, что “переполнение” навлекает беду, а

умеренность призывает богатство. Поэтому не нужно наливать воды слишком

много.

Первая заварка может считаться  готовой буквально через несколько  секунд после

залива кипятка в чайник. Когда  чай разливается по чашкам (которые  не должны

быть большими, так как чай - это  не объем воды, а тонкость качества энергии в

чайном состоянии), нужно помнить, что вкус первой и последней налитой  чашки

будут значительно отличаться. После  первого разлива нужно сразу  же залить

чайный лист кипятком снова и  в дальнейшем стараться не оставлять  его голым,

то есть без воды.

Уже много было сказано о пользе чая и об оздоровительном влиянии, которое он

оказывает на организм человека. Однако церемония не была бы полной, если бы в

ней не было каких-то ограничений, поэтому  отдельно следует упомянуть о

«Десяти запретах на чай».

1.      Запрет первый на чай на пустой желудок:

Когда пьешь чай на пустой желудок, холодная природа чая, проникая вовнутрь,

может охладить селезенку и желудок, что подобно “проникновению волка  в дом”,

в Китае издревле советовали “не  пить чай на пустое сердце”.

2.      Запрет второй на обжигающий чай:

Слишком горячий чай сильно стимулирует  горло, пищевод и желудок. Длительное

употребление очень горячего чая  может привести к болезненным  изменениям этих

органов. По данным зарубежных исследований, частое употребление чая

температурой выше 62оС ведет к повышенной ранимости стенок желудка и

дает симптомы различных болезней желудка. Температура чая не должна превышать

56оС.

3.      Запрет третий на холодный чай:

В то время, как теплый и горячий  чай придают бодрость, делают ясным  сознание

и зрение, холодный чай дает побочные эффекты: застой холода и скопление

мокроты.

4.      Запрет четвертый на крепкий чай:

Высокое содержание кофеина и теина  в крепком чае может стать  причиной

головной боли и бессонницы.

5.      Запрет пятый на долгое заваривание чая:

Если чай заваривать слишком  долго, чайный фенол, липоиды, эфирные  компоненты

начинают самопроизвольно окисляться, что не только лишает чай прозрачности,

вкусовых качеств и аромата, но и значительно снижает питательную  ценность чая

за счет окисления содержащихся в чайных листьях витаминов С  и Р, аминокислот

и других ценных веществ. Кроме того, настаиваясь, чай подвергается

воздействию окружающей среды, в нем  значительно увеличивается содержание

микроорганизмов (бактерий и грибков).

6.      Запрет шестой на многократное заваривание:

Обычно после третьей-четвертой  заварки в чайных листьях уже  мало что

остается. Эксперименты показывают, что  первый настой вытягивает

приблизительно 50% полезных веществ  из чайных листьев, второй – 30%, а третий

всего лишь около 10%, четвертая заварка  добавляет еще 1-3%. Если же

продолжать заваривать чай дальше, то в настой могут выходить и вредные

составляющие, поскольку вредные  элементы, содержащиеся в очень небольшом

количестве в чайных листьях, выходят  в настой в последнюю очередь.

7.      Запрет седьмой на чай перед едой:

Чай, выпитый перед едой, ведет  к разжижению слюны, пища начинает казаться

безвкусной, кроме того, может временно снизиться усвоение протеина

пищеварительными органами. Следовательно, пейте чай за 20-30 минут до еды.

8.      Запрет восьмой на чай сразу после еды:

Содержащийся в чае танин  может привести к затвердеванию  протеина и железа,

что ухудшает их усвоение. Если хотите попить чай после еды, подождите 20-30

минут.

9.      Запрет девятый на запивание чаем лекарств:

Дубильные вещества, содержащиеся в  чае, расщепляясь, образовывают танин, от

которого многие лекарства дают осадок и плохо усваиваются. Поэтому  китайцы

говорят, что чай разрушает лекарства.

10.  Запрет десятый на вчерашний чай:

Чай, постоявший сутки, не только теряет витамины, но также, из-за высокого

содержания протеина и сахаров, становится идеальной питательной  средой для

бактерий. Но если чай не испортился, его вполне можно использовать в  лечебных

целях, но только как наружное средство. Так, настоявшийся за сутки чай богат

кислотами и фтором, которые препятствуют кровотечению из капилляров, поэтому

вчерашний чай помогает при воспалениях  полости рта, болях в языке, экземе,

кровоточащих деснах, поверхностных  повреждениях кожи, гнойниках. Промывание

глаз вчерашним чаем помогает уменьшить  неприятные ощущения при проявлении в

белках кровеносных сосудов  и после слез, а полоскание рта  утром перед тем,

как чистить зубы, и после еды  не только оставляет ощущение свежести, но и

укрепляет зубы.

Заключение.

Чайная церемония — самое  полное и совершенное выражение  восточной эстетики, —

по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В ней

соединилась медитативность дзен буддизма и эстетические идеалы древнего

Востока.

Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка,

доскональное знание правил поведения  и определенные познания в восточной

философии. В общем, привычка и определенный набор знаний требуются и для

того, чтобы начать ценить некоторые  виды европейского искусства — к  примеру,

классическую оперу или абстракционистское направление в живописи. Другое

дело, что к их восприятию наша культура подготавливает нас все-таки в большей

степени, чем к восприятию чайной церемонии.

Доскональное знание правил поведения  просто необходимо потому, что чайная

церемония подразумевает восприятие не зрителя, а участника. Она почти  в

равной степени творится усилиями хозяина и гостей. Собственно, если

"аудитория" неподготовлена, то чайная церемония превращается  в некое мини-

шоу, демонстрацию — и в значительной степени теряет свое значение.

Чтобы прочувствовать всю красоту  и значительность чайной церемонии, надо

принять главные идеи восточной  философии. Прежде всего, надо отвлечься  от

сидящей у нас в крови ориентированности  на результат. Наслаждаться процессом.

Не искать подтекста — учиться  просто видеть красоту в каждом движении.

Расслабиться и почувствовать, что находишься здесь и сейчас. Опять-таки, для

того, чтобы оценить чайную церемонию, нужно понимать восточную эстетику.

Уметь увидеть красоту в неглазированной  керамической чашке неправильной

формы, в скромных стебельках полевых  цветов, стоящих в токонома, в  бамбуковом

ковшике, в тесном чайном домике из некрашеного дерева... Конечно, не всем это

удается, но кто сказал, что столь  древнее и утонченное искусство  должно быть

доступно для понимания большому количеству людей?

Эта тема заинтересовала меня как  в рамках моей увлеченности историей,

религией и философией Востока, так и из-за того, что в последнее  время Запад

все чаще и чаще обращается к культуре Востока и пытается заимствовать для

себя какие-то ритуалы.

Сейчас культура Востока становиться  все более и более популярной, однако, это

чревато поверхностным прикосновением к искусству, недопониманием цели и

средств. Многие интересуются искусствами  из-за того, что это становится

модным или просто в силу экзотичности и новых ощущений. Мне кажется, что это

неправильная позиция. История  Востока действительно несет  в себе огромный,

нераскрытый и совершенно неясный  нам потенциал, который может  дать мощный

толчок к самосовершенствованию  и достижению поставленных целей. Но эту

энергию нельзя слепо перенимать, иначе может оказаться, что «платье» не

подходит по размеру и приобретено  «на вырост».

Как известно, европейское мировоззрение  базируется на стремлении достигнуть

цели, выбрав соответствующие средства. В рамках этого реалистического

мировоззрения, сформированного еще  Аристотелем, человек ставит перед  собой

цель и начинает выстраивать  пути ее достижения, как бы в обратном порядке от

цели к себе: "что надо сделать  до того, как, и для того, чтобы .". В

результате появляется траектория движения к выбранной цели. Последний  шаг

этого умозрительного анализа и  есть первый шаг к выбранной цели. Такая схема

действий в материальном мире была перенесена и на выстраивание отношений

нематериальных, таких как взаимоотношения  между людьми, процессы,

происходящие в обществе и т.п.

Но в последнее время явно проступает несовершенство этой модели

взаимоотношений и некоторые предлагают искать помощи опять же у Востока. Где

существует очень интересная система  межличностного общения.  Например, стоит

сказать, что в рамках  восточной  модели "задача - не прямо и непосредственно

добиваться результатов заранее  поставленной цели, а постепенно создавать

условия, вследствие которых результат  не мог бы не появиться" (Лао-Цзы ).

Этот подход кажется мне более  мудрым и способным добиться равновесия и

гармонии в общении, которых  мы не то, что лишились, но, по-видимому, никогда

и не знали. Просто сейчас это стало  заметнее в силу нарастания конфликтов,

которые разрушающе действуют на культуру и мировоззрение людей.

На мой взгляд, сейчас назрела  необходимость пересмотреть сквозь призму

восточного мировоззрения позиций, на основе которых строится и соответственно

оценивается сфера общественных отношений  и неразрывно связанная с ней PR-

деятельность.

Ведь кто еще как не PR- специалисты  способны синтезировать культуру Востока  и

попытаться адаптировать некоторые  ее моменты для нашей действительности с

тем, чтобы научиться управлять  энергией нужного тебе направления,

использовать в своих целях  энергию поверхности, а не идти наперекор  всем и

вся.

И ведь стоит с чего-то начинать эти преобразования, почему бы не сделать

первый шаг с помощью искусства  чайной церемонии, которая, как известно,

способна добавить спокойствия, мудрости и уравновешенности во взаимоотношения

людей?  Если определенные PR-компании смогут сделать чайные достойной

альтернативой времяпрепровождения  барам и дискотекам, то можно будет  считать,

что искусство мудрости постепенно приходит и в нашу культуру.

                                   Заключение.                                  

Чайная церемония — самое  полное и совершенное выражение  восточной эстетики, —

по крайней мере, того ее аспекта, который связан с доктриной буддизма. В ней

соединилась медитативность дзен буддизма и эстетические идеалы древнего

Востока.

Для того, чтобы искренне наслаждаться чайной церемонией, нужны привычка,

доскональное знание правил поведения  и определенные познания в восточной

философии. В общем, привычка и определенный набор знаний требуются и для

Информация о работе Искусство чайной церемонии