Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2015 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение структуры рынка и типы рыночных структур. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучить структуру рынка;
рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России;
рассмотреть особенность структуры рынка в нефтяной и газовой отрасли.

Оглавление

Введение
. Понятие и структура рынка
.1 Понятие рынка и структура рынка
.2 Показатели и факторы рыночной структуры
. Характеристика типов рыночных структур
.1 Чистая конкуренция
.2 Монополистическая конкуренция
.3 Олигополия
.4 Чистая монополия
. Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли
3.1 Олигополия в нефтяной отрасли
.2 Монополия в газовой отрасли
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 105.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

. Понятие и структура  рынка

.1 Понятие рынка и структура  рынка

.2 Показатели и факторы  рыночной структуры

. Характеристика типов  рыночных структур

.1 Чистая конкуренция

.2 Монополистическая конкуренция

.3 Олигополия

.4 Чистая монополия

. Особенность структуры  рынков нефтяной и газовой  отрасли

3.1 Олигополия в нефтяной  отрасли

.2 Монополия в газовой  отрасли

Заключение

Список использованных источников

 
 

Введение

 
В настоящее время Российское государство переживает период структурной перестройки всех сфер общественной жизни. Предпринимается попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого - появление множества разнообразных типов рыночных структур. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности.

Целью курсовой работы является изучение структуры рынка и типы рыночных структур. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

изучить структуру рынка;

рассмотреть основные типы рыночных структур, присущих экономике современной России;

рассмотреть особенность структуры рынка в нефтяной и газовой отрасли.

Объектом исследования является товарные рынки. Предметом является структура рынка.

Нормативную основу работы составляет Российский статистический ежегодник, ежегодный сборник «нефтегазодобывающая и нефтегазоперерабатывающая отрасли», отчет Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральный закон о естественных монополиях.

Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды таких профессоров какРайзберг Б.А., Бардовского В. П., Рудаковой О. В. и другие.

Курсовая работа состоит из введения, 3-х глав и заключения, содержание которых определяется целью, задачами и логикой исследования и списком литературы.

В первой главе курсовой работы раскрывается понятие рынка и структура рынка, рассматриваются показатели и факторы рыночной структуры. Во второй главе рассматриваются типы рыночных структур. В третьей главе рассматривается структура рынков нефтяной и газовой промышленности.

 
 
1.1Понятие рынка и структура  рынка

 

В самом общем виде рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, а также движения денежных средств. Рынок развивается вместе с развитием товарного производства, вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес). В условиях господства рыночных связей все отношения людей в обществе охвачены куплей-продажей.

Более конкретно рынок представляет сферу обмена (обращения), в которой осуществляется связь между агентами общественного производства в форме купли-продажи, то есть связь производителей и потребителей, производства и потребления.

К основным элементам рынка относятся: спрос предложение цена

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги[8 с.50].

Для того чтобы рынок успешно функционировал, необходимо три условия: наличие в экономике частной собственности, свободных цен и конкуренции.

Идентификация рынка, очевидно, будет зависит от широты или узости задания его границ. Следует выделить несколько типов границ рынка: продуктивные границы, отражающие способность товаров заменять друг друга в потреблении, временные границы, локальные границы. Необходимая широта или узость границ в каждом конкретном случае зависит, во-первых, от особенностей товара, во-вторых, от целей анализа. Так для товара длительного пользования временные границы рынка будут гораздо шире и менее определенны, чем для товара текущего потребления. Для потребительских товаров к одному рынку будет относиться большее число наименований продукции, чем для товаров производственно-технического назначения. Определение локальных границ рынка зависит от фактической остроты конкуренции продавцов на общенациональном или мировом рынке, во-первых, и от высоты барьеров проникновения на региональный рынок «внешних» продавцов, во-вторых.

Источник, предпосылки, признак, структуру и элементы рынка можно представить следующим образом (рис.1.1).

Поскольку рынок представляет собой систему со своей внутренней структурой, иерархией отдельных элементов и взаимосвязями, поскольку в основу изучения рынка должен положен системный подход. Рыночное пространство складывается из самостоятельных, хотя и связанных между собой рынков

 

Под рыночной структурой принято понимать совокупность множества специфических признаков и черт, отражающих особенности организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в рамках которой действует фирма, - это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности отраслевого продукта, соотношение ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров - признаков отраслевого рынка:

. Число фирм в отрасли. От численности продавцов, действующих на данном отраслевом рынке, будет зависеть наличие или отсутствие у отдельной фирмы возможности оказывать воздействие на рыночное равновесие. При прочих равных условиях, при большом количестве фирм на данном рынке любые попытки отдельной фирмы повлиять на рыночное предложение за счет сокращения или увеличения индивидуального предложения не приведут к каким-либо существенным изменениям в рыночном равновесии. В данном случае рыночная доля каждой конкретной фирмы незначительна. Иная ситуация возникнет, когда рыночная доля фирмы велика, то есть на данном рынке действует одна или несколько крупных фирм. У такой фирмы возникает возможность оказывать влияние и на рыночное предложение, а значит, и на рыночное равновесие и рыночную цену.

. Контроль над рыночной ценой. Степень контроля отдельной фирмы над ценой - наиболее яркий показатель уровня развития отношений конкуренции на отраслевом рынке. Чем больше контроль отдельного производителя над ценой, тем менее конкурентным является рынок.

. Характер реализуемой на рынке продукции - стандартизированный или дифференцируемый товар производит отрасль. Дифференцируемость продукции означает, что на данном рынке разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения одной и той же потребности, но отличающиеся разными параметрами. Здесь существует такая зависимость: чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции, тем больше у фирмы возможности влиять на цену производимого ею товара и тем ниже степень конкуренции в отрасли. Чем более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

. Условия вступления в  отрасль, что связано с наличием или отсутствием барьеров для вступления в отрасль. Наличие таких барьеров будет препятствовать вхождению новых фирм на данный отраслевой рынок и, следовательно, развитию отраслевой конкуренции.

. Наличие неценовой конкуренции. Неценовая конкуренция имеет  место в том случае, если отраслевой  продукт носит дифференцируемый  характер. Неценовая конкуренция - конкуренция в отношении качества продукции, услуг, местоположения и доступности, а также рекламы [7 с. 36-37].

Структура рынков чрезвычайно многообразна. По структуре рынки можно подразделить по критериям, представленные в табл.1.1.

 
КритерииРынкиПо виду продаваемого товараРынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест рабочей силыПо масштабам охвата территорииМировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране - внутренние и внешниеПо уровню конкуренцииВысококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые).

Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные, на которых происходит перепродажа ценных бумаг [6 с. 375-376].

Между разными типами рынков, их субъектами устанавливаются сложные прямые и опосредованные связи, которые регулируются экономическими законами развития и функционирования современного рынка.

Рыночная структура включает в себя внутренние связи между частями единого целого - рынка, то есть отношения продавцов товара друг с другом; отношение покупателей товара друг с другом; отношение продавцов с покупателями; отношения продавцов с потенциальными покупателями и потенциальными конкурентами.

Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта (табл.1.2).

 

Природа продуктовКоличество продавцоводиннесколькомногоОднородные продуктыЧистая монополияОднородная олигополияЧистая конкуренцияДифференцированные продуктыДифференцированная олигополияМонополистическая конкуренция

1.2Показатели и факторы  рыночной структуры

 

Для определения типа рыночной структуры можно использовать показатели рыночной власти фирмы.

Показатели рыночной власти фирмы подразделяются на прямые - их значение непосредственно показывает степень влияния фирмы на рынок - и косвенные - они характеризуют рыночную ситуацию в целом, исходя из которой можно понять степень независимости фирмы при принятии рыночных решений. К прямым показателям относятся индекс Бейна, Индекс Тобина, индекс Лернера. К косвенным - индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации, коэффициент относительной концентрации, коэффициент энтропии, дисперсия рыночных долей, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана.

Для каждого типа рынка эти показатели принимают свое значение. Следовательно, определив значение показателя рыночной власти, можно установить тип рыночной структуры и возможный (наиболее вероятный) вариант поведения фирмы.

Индекс Бейна - норма доходности - показывает степень использования денежной единицы инвестиций. Норма доходности должна обеспечить владельцу капитала альтернативные издержки использования капитала в другом месте и, следовательно, должна включать определенную доходность после вычета амортизации. Показывает экономическую прибыль, полученную на один доллар собственного инвестированного капитала:

Б=(Пб-Пн)/Кс, (1.1)

 

где Пб - бухгалтерская прибыль;

Пн - нормативная прибыль;

Кс - собственный капитал фирмы.

Индекс Лернера является показателем степени конкурентности рынка. Его применение базируется на использовании о предельных издержках фирмы и эластичности спроса:

Л=(P-МС)/Р = -1/Ed, (1.2.)

 

где Р - цена;

МС - предельные издержки;d - ценовая эластичность спроса.

Индекс Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (измеряемой рыночной ценой ее акции) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:

T=Cp/Cв, (1.3.)

 

где Cp - рыночная стоимость активов фирмы;

Св - восстановительная стоимость активов фирмы.

Коэффициент рыночной концентрации рассчитывается как процентное отношение реализации продукции определенным числом крупнейших продавцом к общему объему реализации на данном товарном рынке:

 

СRi = ? di, (1.4.)

 

где di - доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка.

В табл. 1.3. приводится пример, когда сравнительный анализ концентрации продавцов на отраслевых рынках А и В приведет к разным результатам в зависимости от выбора числа фирм, для которых измеряется индекс концентрации. Если рассматривать индекс концентрации трех, то более высокий уровень концентрации мы обнаружим на отраслевом рынке А; анализ индекса концентрации четырех покажет одинаковую концентрацию на отраслевых рынках А и В; судя по индексу концентрации пяти, более концентрированным окажется рынок В.

 

Отраслевой рынок А Отраслевой рынок В Фирмы (по убыванию долей) Рыночные доли Индекс кон-центрации при данном kФирмы (по убыванию Рыночные доли Индекс кон-центрации при данном k1 0,3 0,310,22 0,222 0,2 0,520,2 0,423 0,15 0,6530,18 0,64 0,1 0,7540,15 0,755 0,1 0,8550,15 0,96 0,075 0,92560,1 1,07 0,075 1,0

 

Индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцом:

 

ННI = ? di2, (1.5.)

 

гдеdi2 - доля продаж i-ой фирмы в 2%.

Информация о работе Особенность структуры рынков нефтяной и газовой отрасли