Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является выяснить сущность налоговой системы, определить её функции, виды налогов и проанализировать эффективность налоговой системы и пути её совершенствования.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- Определить сущность налоговой системы, её функции и структуру;
- Классифицировать налоги по видам;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ................…………………………………………….5
1.Сущность налоговой системы, её функции и структура……………7
2.Налоги как элемент налоговой системы и их виды………………...13
3.Анализ эффективности налоговой системы Республики Беларусь и пути совершенствования………………………………………………………20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………36

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 85.11 Кб (Скачать)

Следует отметить, что определение  размера выбросов вредных веществ  в окружающую среду требует специальных  знаний технологии производства и должно проводиться технологическими, а  не бухгалтерскими службами организаций. Соответственно и государственный контроль за соблюдением установленных лимитов выбросов целесообразно поручить не налоговым органам, в составе которых нет соответствующих специалистов, а органам охраны окружающей среды.

Это позволит, с одной  стороны, упростить налоговое законодательство, а с другой стороны -создать комплексную  и всестороннюю систему мониторинга и охраны окружающей среды под руководством Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Постоянно ставится вопрос ограничения количества прочих налогов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь.

Так, с 1 января 2008 г. отменён ещё ряд платежей (налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за осуществление строительства объектов на территории таких единиц и за размещение наружной рекламы на иностранных языках).

В 2009 г. Проектом предусматриваются  следующие меры:

  • Введение единой ставки налога с продаж товаров в розничной торговле на товары импортного и отечественного производства, а также налога на услуги в размере 5%;
  • Исключение из объектов обложения налогом на недвижимость активной части основных средств (станки, оборудование);
  • Снижение налоговой нагрузки за счёт уменьшения с 2% до 1% сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
  • Снижение с 5% до 3% ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств.

При этом принято решение  о целесообразности рассмотрения в 2009-2010 гг. вопроса об отмене:

  • Местных целевых сборов, уплачиваемых из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после налогообложения;
  • Сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
  • Местных налогов – налога с продаж товаров в розничной торговле и налога на услуги;
  • Налога на доходы от операций с ценными бумагами.

Таким образом, очевиден тот  факт, что государством уже сегодня  проведена значительная работа по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата и снижению налоговой нагрузки, которая в дальнейшем будет продолжена.

Необходимо также отметить, что Министерство по налогам и  сборам проводит кропотливую работу по совершенствованию форм взаимодействия с плательщиками, уделяя большое  внимание созданию автоматизированной информационной системы налоговых  органов республики. Главными задачами данной системы являются обеспечение необходимого уровня защиты и конфиденциальности налоговой информации, улучшение информационного обслуживания плательщиков, совершенствование процедур в сфере налогового администрирования.

Использование современных  технологий (клиент-серверные платформы, удаленный доступ, интернет-доступ и т.д.) позволит организовать работу с плательщиками, основанную на применении безбумажной технологии с использованием электронных документов, обеспечит взаимодействие с органами государственного управления по принципу "одного окна".

В рамках создания электронной  системы, обмена информацией между  налоговыми органами Республики Беларусь и Российской Федерации об уплате косвенных налогов (ЭС НДС) в течение 2005 - 2006 гг. Министерство по налогам  и сборам уже осуществило такое  взаимодействие с плательщиками.

Таким образом, на фоне поэтапного реформирования налоговой системы в целом Министерству удается решать стоящие перед ним задачи, обеспечивая стабильность налоговых поступлений в бюджет государства, выполняя тем самым требования закона о бюджете Республики Беларусь на очередной год.

Одной из положительных черт налоговой политики, проводимой нашим государством - применение мер стимулирования налогового характера – различные виды льгот и специальные режимы налогообложения. Так в 2007 году Указом Президента Республики Беларусь от 9 марта 2007г. № 119 для некоторых категорий налогоплательщиков, соответствующих определенным критериям (в зависимости от средней численности работников и объема выручки) была введена упрощенная система налогообложения (УСН). Привлекательность УСН обусловлена возможностью ведения упрощенного учета, ограниченным  количеством налогов (освобождение от уплаты налога на недвижимость, земельного налога, налога на прибыль, экологического налога, сбора в республиканский фонд поддержки сельскохозяйственной продукции, налога с продаж в розничной торговле, налога на услуги, целевых сборов). Для организаций с местом нахождения в населенных пунктах, преобразованных в агрогородки, а также в населенных пунктах, включенных в перечень малых и средних городских поселений, установлены пониженные ставки налога при УСН.

В целях стимулирования экономического развития сельских населенных пунктов принят Декрет Президента РБ от  20 декабря 2007г. № 9 «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности на территории сельских населенных пунктов», согласно которому организации и ИП, находящиеся (проживающие в сельских населенных пунктах и осуществляющие в этих и иных сельских населенных пунктах деятельность по производству товаров  (выполнению работ, оказанию услуг) с 1 января 2008 г. по 31 декабря 2012 года  вправе применять особый порядок налогообложения (освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на недвижимость со стоимости объектов, находящихся на территории сельских населенных пунктов, 50% оплата государственной пошлины за выдачу специального разрешения (лицензии) для организаций и 25% оплата государственной пошлины для индивидуальных предпринимателей)

В целях активизации предпринимательской  деятельности в малых городах принят Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008г. № 1 «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», которым установлено, что созданные с 1 апреля 2008 года коммерческие организации с местом нахождения в населенных пунктах (согласно перечню утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь) с численностью до 50 тысяч человек и осуществляющие деятельность в этих населенных пунктах, освобождаются в течение пяти лет со дня их создания от уплаты налога на прибыль, сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в части реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, налога на недвижимость, налога на приобретение автомобильных транспортных средств, местных налогов и сборов, арендной платы за земельные участки. Кроме того, указанные коммерческие организации освобождаются от обязательной продажи иностранной валюты, поступившей по сделкам с нерезидентами от реализации товаров (работ услуг) собственного производства, в том числе от сдачи имущества в аренду.

С 1999 года в республике действует  Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. № 213-З  «О свободных экономических  зонах», статьей 1 которого определено, что свободная экономическая зона (СЭЗ) – часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности. В настоящее время в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ, Государственная поддержка организаций, зарегистрированных в качестве резидентов СЭЗ, осуществляющих реализацию импортозамещающих товаров (по перечню) собственного производства на внутреннем рынке, реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства на экспорт, а также реализацию товаров другим резидентам СЭЗ, нашла свое выражение в ограниченном перечне уплачиваемых налогов и сборов и предоставлении определенных налоговых льгот. В частности прибыль резидентов СЭЗ, полученная от такой реализации, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение пяти лет с даты объявления ими прибыли. В дальнейшем налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной на 50% от общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12%. Резиденты СЭЗ не уплачивают сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки по выше указанной реализации. При реализации в Республике Беларусь импортозамещающей продукции собственного производства НДС, исчисляемый по ставке 18%, уплачивается в размере 50% от подлежащей к уплате суммы указанного налога.

Приоритетной сферой активизации  инвестиционной деятельности является и сельскохозяйственная отрасль. Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» для сельскохозяйственных предприятий предусмотрен особый порядок налогообложения, в соответствии с которым производители сельскохозяйственной продукции имеют право осуществлять налогообложение по упрощенной схеме и в большинстве случаев уплачивать только два налога (помимо отчислений от фонда заработной платы) – НДС и единый налог от валовой выручки в размере 2%.

Как видно  из выше изложенного, государством уже сегодня проведена значительная работа по созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата и снижению налоговой нагрузки, которая в дальнейшем будет продолжена.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Фискальная функция налогов проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений). Распределительная (перераспределительная) функция обеспечивает процесс перераспределения валового внутреннего продукта.

Состав налогов налоговой системы  Беларуси можно классифицировать определённым образом, объединив группы налогов  по классификационным признакам: объект налогообложения; особенности ставки; полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм; по принадлежности к уровню власти; в зависимости от источника уплаты; в зависимости от субъектов уплаты и др.

В широком смысле слова  эффективность налоговой системы  обнаруживается через её способность выполнять возложенные на неё  функции. В узком смысле слова эффективность налоговой системы определяется наличием оптимальных внутрисистемных характеристик, исключением внутренних противоречий.

Как изложено выше в  данной  курсовой работе намечаются пути развития нашей налоговой системы в сторону ее упрощения, большей прозрачности и  адаптирования структуры налогов в Беларуси к общеевропейским стандартам.

Успешная деятельность налоговых  органов даёт дополнительные возможности для увеличения заработной платы работников бюджетной сферы, пенсий и пособий, развития сельского хозяйства, строительства жилья, дорог, коммуникаций и выполнения иных социальных программ государства.

В настоящее время можно с  радостью отметить тот факт, что  большая часть плательщиков добросовестно  исполняет обязательства по уплате налогов в бюджет, тем самым укрепляя экономику страны.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1.  Заяц Н.Е.,  Бондарь Т.Е.,  Алешкевич И.Н. Налоги и налогообложение. – Минск, 2008. – 320с.
  2. Лемешевский И.Н. Макроэкономика. Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Минск, 2004. –576c.
  3. Адаменкова С.И. Налоговый механизм: теория и практика: Налоги. Таможенно-тарифное регулирование. Учёт и контроль. Ценообразование. – Минск, 2007. – 608с.
  4. Налоги Беларуси. Научно-практический журнал министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. № 25. Июль 2008
  5. Налоги Беларуси. Научно-практический журнал министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. № 41. Ноябрь 2008
  6. Налоги Беларуси. Научно-практический журнал министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. № 42. Ноябрь 2008
  7. Вестник МНС. № 28. 2005

 


Информация о работе Налоговая система страны, её структура, принципы построения и направления совершенствования в Беларуси