Юридическое оформление государственных управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2015 в 14:32, доклад

Краткое описание

Объективно в области права и управления существуют только психологические переживания, связанные с представлениями одного человека, пользующегося правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Следовательно, право и управление необходимо рассматривать не только как систему управленческо-правовых норм, но и как психическое переживание людей. Управленческо-правовые нормы могут создаваться в результате определенных эмоций, индивидуальных психических переживаний человека.

Файлы: 1 файл

юр офирмление.docx

— 18.22 Кб (Скачать)

Юридическое оформление государственных управленческих решений.

Объективно в области права и управления существуют только психологические переживания, связанные с представлениями одного человека, пользующегося правом требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке. Следовательно, право и управление необходимо рассматривать не только как систему управленческо-правовых норм, но и как психическое переживание людей. Управленческо-правовые нормы могут создаваться в результате определенных эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. В этом случае право существенно влияет на личностно-психологические установки людей, особенно в процессе принятия государственных управленческих решений. Наиболее схематично решение определяется как осуществление намеренного выбора в деятельности.  Решение — это один из необходимых элементов волевого действия, состоящий в выборе цели действия и способов его выполнения. Волевое действие предполагает предварительное осознание цели и средств действия, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения, и т.п. Этот процесс заканчивается принятием решения.  Управленческое решение есть результат мышления, анализа, прогнозирования, правового обоснования, оптимизации и выбора из множества вариантов достижения цели. Иными словами, в начале данного творческого и одновременно директивного акта целенаправленного воздействия на объект управления присутствует мышление — психологический процесс отражения действительности, включающий анализ, синтез, обобщение условий, требований задачи и способов ее решения. В этом непрерывном процессе выделяются дискретные умственные операции, которые мышление порождает, но к которым не сводится. Как правило, в принятии управленческого решения участвуют интуиция, суждение и рациональность.   Поскольку управленческие решения принимаются людьми, они во многом отражают психологические признаки личности: сознание, самосознание, саморегулирование, индивидуальность, активность в деятельности. В связи с этим исследователи различают несколько видов управленческих решений: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные. Но всегда управленческое решение составляет основу процесса государственного управления и должно приниматься полномочным руководителем в пределах предоставленных ему прав с учетом действующего законодательства.

 Существенной особенностью государственных управленческих решений является их юридическое оформление. Другими словами, управленческое решение как волевой акт имеет значение, лишь будучи «объективировано» в виде закона, подзаконного акта или другого правового документа. В этом случае оно облекается в соответствующую форму, приобретает определенную юридическую силу и может быть доведено до исполнителей по заранее установленным каналам распространения информации. Юридическое оформление управленческих решений включает организационные компоненты, связанные с восприятием — сложным психофизиологическим процессом познания, понимания и осмысления действительности:  1) разделение процесса принятия решения на периоды аналитического обоснования, оценки альтернатив и выбора оптимального варианта; 2) наличие субъектов, уполномоченных принимать управленческие решения (руководителей); 3) привлечение к подготовке вариантов управленческих решений профессиональных представителей юридической сферы деятельности (юристов); 4) объединение правовых и организационных возможностей для создания оптимального режима подготовки, принятия и реализации управленческих решений; 5) соблюдение требований к управленческим решениям; 6) установление системы выявления отклонений в процессе реализации решений (контроля).

 При подготовке государственных управленческих решений роль юридического труда чрезвычайно важна, ибо весь он строится на основании норм права и является прямым выражением результата их реализации, оставаясь при этом основным элементом содержания и функционирования системы управления, удерживая ее в рамках законности. Не менее важна и психологическая составляющая юридического труда, который отличается высокой эмоциональностью, требует мысленного представления себе хода и результатов действия, способности устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, определенных волевых качеств, что в конечном счете составляет своеобразную профессиограмму юриста (описание и классификация основных сторон деятельности и качеств личности). 

 Право предопределяет принимаемое государственное управленческое решение по конкретному вопросу, устанавливая путем запретов, предписаний и дозволений границы волеизъявления применяющих право должностных лиц. Оно способствует выработке и принятию оптимальных, с целесообразными затратами решений, что проверяется в последующем на практике: круг наиболее допустимых вариантов управленческого решения очерчивается применяемыми нормами права. Процесс принятия решений сложен и многосторонен, включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия управленческих решений, каково конкретное содержание каждой из них, решаются руководителями по-разному. Это зависит от квалификации субъекта, уполномоченного принимать решения, стиля руководства, культуры управления в подразделении, социально-психологического климата и многих других факторов. В правовом регулировании участвуют не только нормы права, но и правоприменительные предписания. В процессе применения права при выработке и принятии управленческих решений юрист не просто распространяет положения юридических норм на конкретный случай, а определяет (изменяет, закрепляет, корректирует и т.п.) содержание прав и обязанностей, меру юридической ответственности и некоторые другие условия для участников данного правоотношения. Таким образом, с помощью права происходит упорядочение отношений участников разработки, принятия и последующей реализации управленческого решения (т.е. их регулирование), поддерживается сам процесс управления. В самих же решениях содержатся индивидуально-конкретные правовые предписания, которыми должны руководствоваться управляемые субъекты.

  .В системе государственного управления управленческое решение всегда имеет правовую форму и называется административно-правовым актом. Форма административного акта — это внешнее выражение содержащейся в нем воли, мотивов и целей его принятия. Это может быть указ, постановление, распоряжение, приказ, указание, инструкция, положение. Административный акт только тогда выполняет свое властное предназначение в процессе государственного управления, когда он действует. Действие административного акта состоит в том, что он обладает юридической силой, выступает обязывающей или управомочивающей формой действий субъекта исполнительной власти, вызывает те юридические последствия, ради которых он был издан.  Содержание и форма административного акта закрепляются в распорядительных документах. В них получают выражение конкретные юридически властные предписания субъектов исполнительной власти. Конкретность таких предписаний проявляется в том, что с их помощью разрешаются возникающие в сфере государственного управления проблемы и вопросы; их адресатами являются конкретные учреждения, структурные подразделения, должностные лица или работники; они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. Процесс принятия обоснованных управленческих решений, их юридического оформления базируется на сборе и обработке объективной и достоверной информации. Информация о фактическом положении дел в системе управления содержится в различных источниках, но важнейшее место среди них занимают справочно-информационные и справочно-аналитические документы: акты, справки, докладные записки, переписка и др. Эти документы выполняют служебную роль по отношению к организационно-правовым и распорядительным документам. Документы этой группы не содержат поручений, не обязывают действовать строго предписанным образом, как распорядительные документы, а сообщают сведения, побуждающие принимать определенные решения, иначе говоря, инициируют управленческие решения, позволяют выбрать тот или иной способ действия. Особенность этих документов состоит в том, что, как правило, это документы, идущие снизу вверх по системе управления: от работника к руководителю структурного подразделения, от руководителя подразделения к заместителю руководителя организации или руководителю организации, от подведомственной организации к вышестоящей. В системе государственного управления юристы имеют прямое отношение к отчетной документации, которая в деятельности органов государственной власти и государства в целом выполняет функцию обратной связи, а результаты ее анализа позволяют привести в соответствие с действующим законодательством административные регламенты и другую нормативную документацию для исключения ошибок в принятии управленческих решений. Формы документов государственной статистической отчетности разрабатываются Росстатом и являются обязательными для всех учреждений, организаций и предприятий. Формы документов ведомственной отчетности разрабатываются министерствами и ведомствами. Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции органов межотраслевой координации, разрабатывают формы ведомственной отчетности, обязательные для всех учреждений, организаций и предприятий. Например, Центральный банк России, Государственная налоговая служба Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации разрабатывают формы бухгалтерского учета и отчетности, налоговой отчетности, обязательные для всех организаций. Федеральные органы исполнительной власти, выполняющие функции отраслевого управления, разрабатывают формы ведомственной отчетности, обязательные для учреждений, организаций и предприятий отрасли. Кроме государственной статистической и ведомственной отчетности, в каждом учреждении составляется внутренняя отчетность о выполнении планов, заданий, разовых поручений руководства или поручений вышестоящей организации. Такого рода отчетные документы составляются специалистами структурных подразделений и представляются на рассмотрение руководства данной или вышестоящей организации. Внутриучрежденческие отчетные документы — это отчет или справка отчетного характера (в отличие от аналитической справки), которые могут составляться по различным направлениям деятельности. Совокупность всех документов в системе государственного управления составляет систему организационно-распорядительной документации (ОРД). Кроме того, при организации эффективного процесса работы с документами юристы руководствуются требованиями Государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Сейчас разрабатывается ее новая редакция, по которой система должна включать современные требования по правовому регулированию работы с документами, а также комплекс автоматизированного документирования и документооборота на базе новых информационных технологий.


Информация о работе Юридическое оформление государственных управленческих решений