Экономическое пространство социальной работы: сущность и назначение, составные части

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 18:25, контрольная работа

Краткое описание

Экономические отношения в социальном пространстве цивилизованного общества должны строиться на основе спра¬ведливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения жизнедеятельности входя¬щих в него социальных субъектов. Именно это является важ¬нейшей предпосылкой создания эффективной экономической основы социальной работы.

Оглавление

Тема 1: Экономическое пространство социальной работы: сущность и назначение, составные части
Введение
1. Сущность понятия экономическое пространство
2. Основы экономики здравоохранения
3. Основы экономики образования
4. Экономические основы трудовых отношений
5. Основы экономики социального обслуживания
Заключение

Тема 2: Социальная пенсия: понятие, виды, порядок исчисления
Введение
1. Понятие и виды социальных пенсий
2. Порядок исчисления социальной пенсии
3. Социальная пенсия по инвалидности
4. Социальная пенсия по случаю потери кормильца
5. Социальная пенсия по возрасту
Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экон. основы.docx

— 55.26 Кб (Скачать)

     Образование  играет  огромную  роль  в  воспроизводстве  квалифицированной  рабочей силы. Перед экономикой образования стоят  внутренние вопросы, среди них на первый план выдвигаются вопросы  финансирования, планирования.

     Воспроизводство  трудовых  ресурсов  предполагает  совершенствование  различных форм  подготовки  квалифицированных  кадров,  а,  следовательно,  наличие  различных  типов учебных  заведений,  форм  обучения.  Между  разными  уровнями  образования  должны существовать объективные пропорции. Должна быть тесная взаимосвязь между планируемой  подготовкой  кадров  вообще  и  трудовыми  ресурсами,  между  планируемой  подготовкой кадров разных уровней и потребностями  в квалифицированных кадрах различных  отраслей экономики. 

     За  последние годы  возрос  интерес к получению высшего образования.  Это проявилось как в росте численности студентов высших учебных заведений (вузов),  так и в увеличении  числа вузов. Этот  процесс порожден  растущим  пониманием  того,  что в новой социально-экономической ситуации высшее образование является не только ценностью само по  себе,  но  и все более важным  условием  социальной  и профессиональной  мобильности.

     Обеспечение  науки,  производства,  органов  управления  высококвалифицированными кадрами  является  одной  из  главных  задач  деятельности  системы  образования,  так  как  интеллектуальный  потенциал  становится  определяющим  фактором  возможности  прогрессивного развития общества.

     Весьма  важно  правильно  распределить  затраты  по  видам  и  формам  обучения, производить расчет потребностей в преподавательских кадрах. Одним  из главных моментов планирования  образования  является  планирование  капитальных  вложений  для  создания  и обновления основных фондов.

     Существенную  часть  предмета  экономики  образования  составляет  разработка принципов  организации,  оплаты  труда  и  материального  стимулирования  учителей  школ, профессорско-преподавательского  состава.  Важно  учитывать  общие  условия  труда различных категорий  преподавателей и совершенствовать систему оплаты их труда. С этим связано  определение научно-обоснованных штатов учителей, преподавателей.

     Таким  образом,  экономика  образования  исследует,  во-первых,  материальные отношения  людей,  вовлеченных  в  сферу  образования,  во-вторых,  экономический  аспект деятельности  учреждений,  и,  в-третьих,  взаимоотношение  образования  со  всеми  другими  отраслями экономики.

     Особой  областью исследования может быть сравнительная  экономика образования, то есть сравнительный  экономический анализ систем образования  в различных странах.

     Следовательно, предметом изучения экономики образования  является экономическая сторона  материальных  условий,  необходимых  в  каждый  данный  момент  для  достижения определенного образовательного уровня членов общества.

     Одна  из  особенностей  экономики  образования  заключается  в  тесном  переплетении методов экономического анализа  с методами педагогического исследования. Для того, чтобы правильно  оценить  экономические  последствия  тех  или  иных  мероприятий  в  области  образования,  нужно  согласовывать  их  с  педагогичекими  результатами.  В  связи  с  этим возникает  целая система оценок, которые  должны носить педагогический и экономический  характер.

     Образовательную  систему  или  связи  между  образованием  и  другими  отраслями  необходимо  рассматривать  в  постоянном  движении  и  изменении.  Система  образования, существовавшая до реформ, была ориентирована на потребности  тех предприятий, которые в новой  экономической  ситуации  оказались  либо  лишними,  либо  не  конкурентоспособными.

     Следовательно, возникла задача переориентации многих учебных заведений в соответствии с нынешними  особенностями  экономики.  Переход  нашей  страны  к  рыночным  отношениям повлек  большие  изменения  в  объеме,  содержании  и  методах  обучения  во  всех  звеньях  системы  образования.  Эти  изменения  связаны  с  развитием  потребностей  материального производства, социальной и культурной жизни общества.

     Экономика  образования  опирается на  специальные  методы исследования,  такие,  как  сравнительный,  балансовый,  экономический  анализ,  социологический  метод,  программно-целевой и комплексный  методы, статистические методы.

     Несмотря  на экономическую ситуацию и существенное сокращение государственных средств  на образование, в России сохраняется  достаточно высокий уровень образованности населения.  Необходимость  постоянного  расширения  знаний,  повышения  культурно-технического  уровня  требует  определенных  затрат  на  образование  и  обучение  кадров, которые входят в издержки воспроизводства рабочей силы. 

     Таким  образом,  можно  говорить  не  только  об  определенной  роли  образования  в развитии  экономики  страны,  но  и  о  необходимости  опережающего  развития  системы  образования в целом.  

  1. Экономические основы трудовых отношений

     Важное  место в экономическом пространстве социальной работы занимает сфера труда  и быта. Значение сферы трудовых отношений определяется тем, что в народном хозяйстве занято 49% всего населения. Более 40% всех работников приходится на негосударственный сектор. В этих условиях действующее трудовое законодательство, созданное применительно к ситуации, когда государство-монополист выступает в качестве и нанимателя, и законодателя, и исполнителя законов, не способно сколько-нибудь эффективно выполнять роль регулятора трудовых отношений. Иначе говоря, существующая база регулирования трудовых отношений не соответствует новым экономическим и социальным условиям. Государство не выполняет своей роли социального защитника права человека на труд, нормальные условия труда и доход от своей трудовой деятельности.

     Происходящие  в экономике преобразования практически  не отражены в действующем трудовом законодательстве, где отсутствует  четкое определение природы трудовых отношений, возникших в связи с возрождением частной и акционерной форм собственности. Остро стоит проблема обеспечения трудовых гарантий работникам частных и кооперативных предприятий, на большинстве которых нет представительных органов власти, а также в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании.

     Переходный  период в сфере трудовых отношений  выявил негативные тенденции: рост нарушений  трудовых прав и ослабление государственного контроля за их соблюдением.

      На одно из первых мест выходит проблема стабильной занятости населения, ибо она является важнейшим условием повышения уровня жизни граждан. Это выражается в росте явной и скрытой безработицы. Опасно то, что скрытая безработица не используется для переквалификации и переобучения работников в целях дальнейшего их рационального использования. А это в условиях возникновения массовой безработицы порождает опасность невозможности трудоустройства безработных.

     Особую  значимость приобретают вопросы  адресной и социально ориентированной государственной поддержки безработных, приведение в соответствие размера пособия по безработице с фактической величиной прожиточного минимума.

     В этих условиях основные направления  социальной политики государства в сфере трудовых отношений предполагают:

  • предотвращение обвальной безработицы и осуществление социально-экономической поддержки безработных с учетом количества иждивенцев;
  • восстановление и укрепление системы контроля за соблюдением законодательства в области государственных гарантий оплаты, режима и охраны труда;
  • ратифицирование конвенции Международной организации труда (МОТ), устанавливающей международные стандарты общепризнанных прав работников наемного труда;
  • принятие нового трудового законодательства, а также законов о коллективных трудовых спорах, о статусе профсоюзов и др. [4;с.26].

     Основной  целью социальной политики государства  в социально-трудовой сфере становится опора на социальных партнеров - представителей трудящихся и работодателей. В этих целях заключается Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ.

     Нельзя  забывать еще об одном аспекте  регулирования экономического пространства социальной защиты в трудовой сфере. Это - социальное страхование. Необходимо повышать ставки страховых отчислений на фонд оплаты труда тех предприятий, где не улучшаются условия труда и не снижается вредность производства. Защищать социальные права работающих следует не снижением возраста выхода на пенсию, а улучшением условий труда. А если это в данный момент невозможно, то должны быть соответствующие поступления в пенсионный фонд, компенсирующие досрочную выплату льготных пенсий.

     Для развития народного хозяйства и  отдельных его регионов чрезвычайно важно разграничение инфраструктуры на производственную и социально-бытовую. Эти части инфраструктуры должны находиться в оптимальном соотношении во избежание диспропорции в развитии экономики государства.

     Социально-бытовая  инфраструктура - это совокупность отраслей, непосредственно связанных  с созданием общих условий для воспроизводства рабочей силы и обеспечением нормальной жизнедеятельности населения. 

  1. Основы  экономики социального  обслуживания

     Показатели  состояния социальной системы и  ее экономики прямо и непосредственно влияют на развитие всего общества в государстве и являются определяющими в оценке социального благополучия всего населения как сложной динамически развивающейся биоэкосистемы. Таким показателем ООН определило индекс развития человеческого потенциала как обобщенный показатель результатов деятельности общества в его социальном пространстве.

     Определенное  место в экономическом пространстве социальной работы занимает система социального обслуживания, включающая комплекс разнообразных целевых услуг различным социальным слоям населения. В связи с кризисным состоянием экономики в период перехода к рынку сфера социального обслуживания находится в ведении государства и ограничивается категориями населения, находящимися в зоне риска.

     На  государственном уровне эта сфера предоставляет минимальные социальные гарантии в виде пенсий, пособий, льгот и услуг в соответствии с законодательно установленными социальными нормативами. На региональном уровне, с учетом местных условий, обеспечивается социально-экономическая поддержка сверх государственного уровня.

     Все более значимое место в экономике  социальной работы занимают благотворительные  фонды, общественные и милосердные организации. Приоритетными становятся программы помощи незащищенным слоям населения, здравоохранению, образованию, культуре и искусству.

     Происходит  профессионализация благотворительных  организаций, накапливается опыт экономического взаимодействия с другими субъектами пространства социальной работы. 

     Заключение

     Таким образом, на основании выше изложенного  можно сделать следующие выводы:

     экономическое  пространство  это  постоянно  развивающаяся  социальная  система, экономическое  взаимодействие  институтов  социальной  защиты,  ее  субъектов  и  объектов, обеспечивающих  условия  для  нормальной  жизнедеятельности  членов  общества, удовлетворения их потребностей;

     понятие  экономического  пространства  связано  с  понятием  социальная  сфера;

     экономическое пространство социальной работы включает экономику системы социальной защиты  населения,  экономику  здравоохранения,  образования,  сферы  трудовых  отношений;

     социальная сфера, с одной стороны зависит от государства, а, с другой – влияет на развитие всего  общества.

       Социальная  работа  осуществляется  в  учреждениях  социальной  защиты различных  типов   и  видов.  Экономическая   деятельность  социальных  служб   во  многом зависит от других  субъектов экономики. Изучение  материального благосостояния населения  позволит  говорить  о  различных   видах  дифференциации  доходов   населения.  Определение располагаемых   ресурсов  отдельных  граждан   позволит  более  адресно   предоставлять государственную  социальную помощь. Медицинские  учреждения оказывают минимум  услуг населению, в основном, за  счет средств бюджетов и страховых  взносов. В настоящее время  здоровье рассматривают как экономическую  категорию. Так как здоровье  трудовых ресурсов необходимо  считать  составной  частью  фактора  экономического  роста  и  элементом национального богатства. Образование выполняет функции, связанные с развитием личности и  воспроизводства  квалифицированной  рабочей  силы.  В  учреждениях  здравоохранения  и образования  социальные  работники  чаще  всего  выполняют  свои  функции.  Для удовлетворения  насущных  потребностей  населения  учреждения  социальной  сферы нуждаются  в  определенных  ресурсах.  Кроме  государственных  финансовых  источников, используются и средства благотворительных фондов.

Информация о работе Экономическое пространство социальной работы: сущность и назначение, составные части