Экономические ресурсы и потребности. Проблемы их взаимодействия на современном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 15:58, курсовая работа

Краткое описание

Необходимость в постоянном удовлетворении потребностей характеризует общество в целом и каждого отдельного его члена. В самом общем виде потребность – это ощущение неудовлетворенности, наличие нужды человека во благах, требующихся для поддержания и улучшения условий его жизни и деятельности; необходимость в чем-либо. Большинство потребностей реализуются в процессе реализуются в процессе производства материальных благ и услуг.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..........3

1.Экономические потребности: понятие, классификация и основные характеристики …………………………………………………………………4

2.Ресурсы и их ограниченность в обществе……………………………… 12

3. Проблемы взаимодействия потребностей и ресурсов на современном этапе………………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной литературы…………………………………………25

Файлы: 1 файл

Белорусский Государственный Экономический Университет.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет  менеджмента 
 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..........3

  1.Экономические  потребности: понятие, классификация   и  основные            характеристики …………………………………………………………………4

  2.Ресурсы  и их ограниченность в обществе……………………………… 12     

  3. Проблемы взаимодействия потребностей и ресурсов на современном этапе………………………………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………..23

Список использованной  литературы…………………………………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

  Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение потребностей, которое выступает  её исходным пунктом и конечным результатом.      

  Необходимость в постоянном удовлетворении потребностей характеризует общество в целом и каждого отдельного его члена. В самом общем виде потребность – это ощущение неудовлетворенности, наличие нужды человека во благах, требующихся для поддержания и улучшения условий его жизни и деятельности; необходимость в чем-либо. Большинство потребностей реализуются в процессе реализуются в процессе производства материальных благ и услуг. Между производством и потребностями существует сложная диалектически противоречивая связь: при всей важности производства оно имеет смысл лишь тогда, когда служит потреблению.

  Производство  формирует потребности в конкретных благах. Процесс  создания благ и  услуг - это производство. Чтобы производство состоялось, экономика должна располагать определенными ресурсами.

  Основная  проблема экономики заключается  в том, что имеем неограниченные потребности и ограниченные ресурсы.  
 

 

       1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ   ПОТРЕБНОСТИ:  ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.

  .

  Потребность – ощущение нужды и недостатка в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности человека, социальной группы и общества в целом. Потребности субъектов многообразны, что объясняет многочисленность их классификаций, основывающихся на различных критериях. Широко известно разделение потребностей на первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные), а так же по таким признакам, как сфера деятельности, объект потребностей (материальные и духовные), функциональная роль в общественной жизнедеятельности (доминирующие и второстепенные, устойчивые ситуативные).

  Потребности многообразны. Выделим лишь те из них, которые связаны с формированием спроса и фактически удовлетворением потребностей. Эта взаимосвязь особенно четко просматривается в делении потребностей на:

  -абсолютные (перспективные);

  - действительные;

  -подлежащие удовлетворению;

  - фактически удовлетворяемые.

  Абсолютные потребности определяются максимальным объемом освоенных производством благ, которые могли бы быть потреблены обществом, если бы они были в наличии. Действительные потребности -  это потребности, которые могут быть удовлетворены в условиях достигнутого уровня производства, оптимального хода производства. Соотношение абсолютных и действительных потребностей характеризует степень удовлетворения обществом своих максимальных потребностей при данном уровне развития и эффективности производства. Подлежащие удовлетворению потребности – это потребности, которые могут быть удовлетворены при фактическом состоянии воспроизводства с учетом отклонений от оптимума. Подлежащие удовлетворению потребности – это платежеспособный спрос – совокупность денежных доходов и ресурсов, проявляемых на рынок.

  В зависимости  от роли в производстве рабочей силы человека потребности разделяются  на:

  - материальные (пища, одежда, жильё и т.п.);

  -социальные (общие);

  - духовные (образование, искусство, развлечения и т.п.).

   В современной экономической литературе они чаще всего называются первичными, самыми насущными потребностями человека, и вторичными, связанными преимущественно с духовной, интеллектуальной  деятельностью человека. Их  особенность по отношению к спросу в том, что одни – первичные потребности не могут быть замещены другими, удовлетворяются каждая по отдельности. Вторичные потребности могут быть заменены одна другой, от некоторых из них можно воздержаться. Отсюда происходит разделение потребностей на:

  - эластичные;

  - неэластичные.

  Первые быстро сменяются всякий раз, как только появляются средства, необходимые для их удовлетворения (например, потребность в питании). Вторые изменяются в течение более продолжительного времени.

  Потребности бывают :

  -экономические (это те потребности, для удовлетворения которых необходима трудовая деятельность);

  - неэкономические (потребности могут быть удовлетворены без приложения труда, например, потребность в воздухе, чтобы дышать).

   Почти  все потребности современного  человека выступают как экономические.  В зависимости от субъекта потребности можно разделить на: потребности индивида, потребности отдельных групп общества ,потребности общества в целом.

  Они могут  совпадать и приходить в противоречие друг с другом. В хозяйственной жизни потребности включают потребности предприятий, фирм и потребности правительственных, государственных ведомств.

  Наибольшее  распространение в современной  экономической теории получила теория американского ученого А. Маслоу, согласно которой виды потребностей располагаются в восходящем порядке, начиная с физиологических (голод, жажда, необходимость во сне и т. Д.) и далее – в безопасности (направлены на обеспечение потребностей в будущем), социальных связях (проистекают из общественных контактов), признании, уважении со стороны других (направлены на самоутверждение), самоактуализации и развитии (направлены на самореализацию).

  Различные виды потребностей взаимодействуют  друг с другом, и до тех пор, пока основные потребности в достаточной мере не удовлетворены, они определяют желания человека. Первые две группы потребностей – низшего порядка, последние две – высшего. Только удовлетворив основные потребности, человек переключается на удовлетворение качественно иных нужд. Вначале его заботит безопасность. Почувствовав себя защищенным, он устремляется к социальным контактам, в рамках которых ищет признания и самоутверждения, а добившись цели, испытывает необходимость в самореализации.

  

                                                                

                                                                     Потребности

                                                                     в развитии

                                                          потребности в признании

                                                          социальные потребности

                                                    потребности в безопасности

                                                   физиологические потребности     

                

               Рис. 1       Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу

  Приведенное описание действия схемы по А. Маслоу раскрывает такую существенную характеристику потребностей, как иерархичность. Иерархия удовлетворенности существует и в рамках одного вида потребностей. Например, при острой потребности в пище человеку почти безразлично, какими продуктами утолять голод. Однако в периоды избыточного удовлетворения физиологической потребности в еде у него возникает стремление к более качественной форме утоления своего желания.

  Классическая  политическая экономия рассматривала  потребности как импульс развития производства и конечную цель стадии потребления. Маржинализм впервые определил исходным пунктом экономического анализа потребности человека и законы их насыщения. Экономический анализ основывается на предпосылке возможности индивида вырабатывать степени предпочтения, определяемые и побудительными причинами. Маржинальная теория воссоздает картину хозяйственной деятельности, основываясь на изучении и взаимном сопоставлении степеней предпочтения каждого хозяйствующего субъекта. Испытывая потребности, экономические субъекты стремятся улучшить свое экономическое положение и с этой целью  участвуют в хозяйственной деятельности, обмене благами и услугами. Экономический анализ потребностей основывается на законе убывающей интенсивности, или законе насыщения потребностей. Испытывая одновременно ряд потребностей, индивид с наибольшей интенсивностью желает использовать первую часть блага, но с последующим потреблением других частей этого блага интенсивность его желания убывает. Процесс потребления блага продолжается до тех пор, пока не достигается точка насыщения.

  В 1854 г. Г. Госсен сформулировал два закона потребностей.

  Закон продолжительности: когда какое-либо удовольствие испытывается непрерывно, его интенсивность, вначале высокая, понижается до нулевого значения. Госсен измерял потребность удовольствием, поэтому действие данного закона можно проследить через насыщаемость потребностей.

  Закон повторяемости: когда какое-либо приятное ощущение повторяется, степень интенсивности испытываемого удовольствия и его продолжительность с каждым разом уменьшаются. Интенсивность и продолжительность уменьшаются тем быстрее, чем быстрее происходит повторение.

  Для экономики  имеет принципиальное значение безграничность человеческих потребностей. Это означает, что совокупность потребностей каждого индивида никогда не может быть полностью удовлетворена. Состояние насыщения продолжается, как правило, ограниченное время, поскольку потребности безостановочно воспроизводятся. Полностью и навсегда удовлетворить потребности человека невозможно, их круг постоянно и непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном расширении объёма потребления. Потребности  растут в количественном, но еще и в большей степени в качественном отношении. Данная закономерность, подтверждаемая многолетней историей развития человечества, раскрывает содержание закона возвышения потребностей.

  Термин  «возвышения» не тождествен увеличению и росту, так как подчеркивает    не просто линейное количественное возрастание потребностей, а в большей степени – изменение структуры потребностей, расширения их круга, внесения разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости и качественное совершенствование. Прогресс человечества, рост его культуры, накопление знаний, новые возможности экономики являются объективными факторами возвышения потребностей как закономерности человеческой цивилизации.

  Возрастание и изменение потребностей создает сильный побудительный мотив для участия субъектов в хозяйственной деятельности. Следовательно, содержание потребностей можно уточнить и определить как различие между идеальным и существующим состоянием, воспринимаемое достаточно отчетливо, чтобы активизировать поведение. Экономическая наука изучает формы экономического поведения индивидов, поэтому закономерности выражения потребностей составляет основу теории ценности.

  Важность  изучения мотивации и поведения  потребителей признана во всем мире. В  отдельную область исследования поведения потребителей выделилось во второй половине 20 в.. Глобальные перемены, которые переживали система менеджмента и экономика в целом, послужили главной причиной, побудившей развивать стратегические маркетинговые программы. Изучение мотивации и поведения потребителя является одним из факторов снижения рискованности рынка. Индивидуальная мотивация на коллективном уровне раскрывает влияние целевых установок  на видоизменение способ осуществления экономической деятельности. Науки о поведении потребителей (социология, психология, маркетинг и др.) исследует стадия процесса принятия решения, используя теоретические и практические подходы к поведению отдельного человека в процессе выбора. Под решением проблемы подразумевается вдумчивое и последовательное действие, предпринятое с целью достижения удовлетворения потребностей. На окончательный выбор субъектов влияют как внутренние мотивации (индивидуальные различия и психологические способности), так внешние факторы (рыночные условия и общественная социальная среда).

  Для удовлетворения потребности необходимо некоторое  благо. Благо – это вещь или услуга, способные удовлетворить какую-либо потребность. Различают блага естественные и экономические. В отличие от естественных, или свободных благ, данных нам самой природой и имеющихся в относительном изобилии (таких, например, как воздух, вода), экономические блага  создаются человеком в  процессе труда. Характерны особенностью этих благ является их количественная ограниченность (редкость) по сравнению с потребностями человека в них. Большинство благ природа, окружающий мир не предоставляют человеку в готовом виде. Их необходимо создавать, производить. Поскольку возможности такого производства ограничены, то и редки экономические блага.

Информация о работе Экономические ресурсы и потребности. Проблемы их взаимодействия на современном этапе