Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы заключается в исследовании вопро-
сов, связанных с понятием, сущностью и экономической природой фирмы.
Также целью написания курсовой работы является углубление теоретических
и практических знаний в сфере экономики предприятий, выработка умений
применять их при решении конкретных прикладных задач.

Оглавление

Введение
1. Экономическая природа фирмы как ячейки бизнеса 4-22
1.1. Происхождение фирмы 4-6
1.2. Определение понятия «фирмы» и классификация фирм 6-20
1.3. Фирма как ячейка бизнеса 20-21
1.4 Основные функции и цели фирмы 20-22
2.Социальная ответственность бизнеса 24-41
2.1 Понятие социальной ответственности бизнеса 24-26
2.2 Социальная ответственность бизнеса в России 26-29
2.3. Корпоративная социальная ответственность 29-37
2.4. Социальная ответственность и имидж организации 37-40
2.5 Рейтинг социально-ответственных компаний
3. Пути повышения эффективности функционирования фирм в России в условиях кризиса. 40-41
43-45
Заключение 44-45
Литература

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 85.20 Кб (Скачать)

        МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

«РИНХ»

Кафедра "Международной торговли и таможенного дела"

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

на тему: «Экономическая природа и функции фирмы. Социальная

                             ответственность бизнеса. » (№19)

 

                                                                                    Выполнил студент:

                                                                        Факультета___________

                                                                                      группы _____

                                     номер зачетной книжки_________________

______________________

                                                                           ______________________

                                                                                                (ф.и.о.)

                                                                        Научный руководитель:

                                                       _____________________________

                                                                                               (ф.и.о.)

                                                      _____________________________

                                                                       Ученая степень, звание

 

                                               Ростов-на-Дону, 2011 г.

Введение                                                                                                                                                 

 

3-4

1. Экономическая  природа фирмы как ячейки бизнеса

 

4-22

     1.1. Происхождение  фирмы

 

4-6

     1.2. Определение  понятия «фирмы» и  классификация  фирм

 

6-20

     1.3. Фирма как ячейка бизнеса

 

20-21

     1.4 Основные функции и цели фирмы

 

20-22

2.Социальная ответственность  бизнеса

 

24-41

     2.1 Понятие социальной ответственности бизнеса

 

24-26

     2.2 Социальная ответственность бизнеса в России

 

26-29

     2.3. Корпоративная социальная ответственность

 

29-37

     2.4. Социальная ответственность и имидж организации

 

37-40

     2.5  Рейтинг социально-ответственных компаний

3. Пути повышения эффективности функционирования фирм в России в условиях кризиса.

 

40-41

43-45

Заключение

 

44-45

Литература

 

46

     
     
     

 

 

 

        

 

 

 

Введение

          Тема данной курсовой работы – « Экономическая природа и функ-

ции фирмы. Социальная ответственность бизнеса».

         Цель написания данной работы  заключается в исследовании вопро-

сов, связанных с понятием, сущностью и экономической природой фирмы.

Также целью написания  курсовой работы является углубление теоретических

и практических знаний в  сфере экономики предприятий, выработка  умений

применять их при решении  конкретных прикладных задач.

          Основной задачей работы является  глубокое  изучение и обобщение 

теоретико-методологических основ.

         Актуальность моей темы вызвана  проблемой фирмы, причем не  только 

для российской экономики , но и, как показывают корпоративны скандалы

 последнего времени,  для развитых западных стран,  где участилась практика

 искажения деловой  отчетности, приписок и в целом  действий, направленных

 на искусственное завышение курса акций компаний (Worldcom Enron, Arthur

 Andersen).

         Однако кризис теории фирмы  не случаен. В исследовательской 

практике теория фирмы, по сути, растворена в общем курсе  экономической

 теории: в макроэкономике  это объект регулирования, в  микроэкономике –

 действующее лицо, но  с ограниченным кругом задач,  главным образом 

сводящихся к поиску оптимального объема производства, что чрезвычайно

 объединяет объект  исследования. Между тем разработка  теории фирмы -

одна из актуальных проблем  современной экономической науки.

         Поэтому важно понимание механизма  функционирования фирмы в

экономике страны, что является необходимым условием эффективного

управления ее деятельностью. Чтобы развиваться, необходимо определять

 цели и знать способы  их достижения. Как экономический  субъект рынка 

фирма имеет функции, которые  будут много рассмотрены. Также 

актуальностью является и  подраздел моей курсовой работы «Социальная

ответственность бизнеса». В последние годы вопросы о  социальной ответственности и профессиональной этики в мировом бизнес-сообществе выдвинулись на первый план. Современный менеджмент переходит к социально – ориентированной концепции управления, которая предполагает увеличение внимания к вопросам сохранения окружающей, и к требованиям « заинтересованных сторон», под влиянием которых находится компания.

      В работе  раскрыты следующие вопросы: определение  и сущность фирмы, ее происхождение и классификация, основные функции и цели, а также эффективность предприятия, социальная ответственность и рейтинг социально – ответственных компаний.

 

              Глава 1. Экономическая природа и сущность фирмы

    1. Происхождение фирмы.

                Исторически экономическая деятельность человечества началась с

натурального хозяйства, когда каждая семья сама добывала себе все

 необходимые для жизни  блага. Потом люди открыли выгоды  специализации и начали обмениваться  между собой плодами специализированной  работы. При этом производство  благ сначала велось в рамках  домашнего хозяйства, а все  необходимые для производства  ресурсы каждый добывал для  себя сам. Но специализация  развивалась и ее логика привела  человечество к новому шагу  – созданию фирм.

                Фирма – хозяйственная организация, созданная специально для того, чтобы производить товары ( предоставлять услуги и продавать их на рынке ради получения прибыли.

        

      Таким образом,  фирма – это организация, созданная  специально для того, чтобы производить  блага для продажи. Более точно, следует, говорить о фирме как об организации, которая владеет следующими признаками:

    1. она создана для производства товаров и услуг;
    2. она покупает или арендует  факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;
    3. свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или другим организациям;
    4. ее собственники хотят получать для себя доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли
    5. и если хозяйственная организация отвечает всем этим признакам, то чем бы она ни занималась производством самолетов, строительством садовых домиков или продажей цветов – перед нами фирма.

         Главная причина возникновения фирм состоит в том, что они оказались более удобной формой организации производства благ, чем натуральное хозяйство или мелкое домашнее производство. Опыт показал, что создавая все более большие и специализированные фирмы, можно добиться более рациональной организации производства благ, то есть тратить на эти цели меньший объем ограниченных ресурсов, а главное – сокращать транзакционные ( организационно – договорные) затраты.1 (10)

        В  современной неоинституциональной теории под фирмой понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

         Сердцевину фирмы составляет  долговременный контракт, заключенный  между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам – получать экономическую прибыль (квазиренту).

       Такая  трактовка природы фирмы позволяет  объяснить многообразие форм  современных фирм. Уникальность  вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек  объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных форм современных фирм. (12)

 

    1. Определение понятия «фирма»

              В рыночной экономике основной  структурной единицей предпринимательства  является предприятие. Это самостоятельный  хозяйствующий субъект различных форм собственности, объединяющий экономические ресурсы для производства и реализации товаров и услуг с целью получения прибыли. (3) Давайте проанализируем фирму по фазам. Фирма, как субъект рынка, участвует  в П-Р-О-П-Т ( производство – распределение – обмен – потребление), т.к. последней фазой является потребление, то чем больше потребление, тем выше прибыль, следовательно, фирма (предприятие)  - это экономическая единица, основной субъект хозяйственных отношений, деятельность которого направлена на максимизацию прибыли. (с)

            Наиболее полное определение  фирмы – это самостоятельный  хозяйствующий субъект экономики,  производящий продукцию, выполняющий  работы, предоставляющий услуги, осуществляющий  коммерческую и финансовую деятельность, связанную с прочей реализацией  основных фондов, другого имущества  и с внереализационными операциями в пределах основных форм, установленных государством. (5)

              Различают следующие виды предпринимательской  деятельности:

    1. Производственный, направленный на изготовление, реализацию

производимой продукции, выполняемых работ, предоставляемых  услуг. Занимается производством товаров, научно-техническим производством, оказанием услуг, информационным и инновационным. Производство строится из трех этапов. (1)

             Первый этап – что будет  производиться;

             второй – вычисление потребности в товаре (т.е. маркетинговая деятельность);

             третий этап – приобретение  или аренда факторов производства:

производственные фонды, рабочая сила, информация. (4)

         В свою очередь, производственные  фонды делятся на основные и оборотные. В основные фонды входят здания, сооружения, предметные устройства, и т.д. В оборотные – предметы труда, т.е. сырье, дополнительные вспомогательные материалы и т.д. Производственный вид деятельности требует финансовых средств. Например, на стартовый капитал, на кредитование, на оплату наемных работников, на стоимость материалов, сырья, полуфабрикатов, топлива, энергии, на приобретение и использование средств труда, т.е. основных производственных фондов, на оплату информации ( например, о статистике продаж того или иного товара или услуги), на оплату сторонних организаций ( например, транспортные услуги, услуги строительных фирм). Результативность производственной деятельности зависит от реализации продукции, разности между денежной выручкой и издержками ( что составляет прибыль) и от рентабельности, которая в производительной деятельности составляет 10-12%.

         2) Коммерческий, имеющий целью получение прибыли от реализации законно приобретенных основных фондов и другого имущества. Коммерческое предпринимательство бывает 4 видов: торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое, торговые биржи, товарные биржи. О биржах мы поговорим подробнее. (1)

        Торговые  биржи – это разновидность  оптово-товарного рынка без предварительного  осмотра покупателем образцов  и заранее установленных минимальных  партий товаров.

        Товарные  биржи – это биржи, в которые  добровольно объединяются для  проведения торговых операций. Цель товарных бирж – создать механизм управления свободной конкуренции и с ее помощью выявить реальные рыночные цены.

Товарные биржи выполняют  следующие функции:

а) оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

б) упорядочение товарной торговли;

в) сборы,  публикация сведений о ценах, состояний производства и других факторов, оказывающих влияние на цены.

        Товарные  биржи бывают открытые и закрытые, в которых могут принимать  участие только брокеры, т.е.  посредники. В настоящее время  в России функционируют 150 бирж. Рентабельность коммерческого предпринимательства  обычно составляет 20-30%. (15)

Информация о работе Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса