Инновационные методы планирования и прогнозирования в РБ и направления их совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2015 в 13:46, курсовая работа

Краткое описание

Прогноз и план взаимосвязаны и дополняют друг друга. Чаще всего прогноз предшествует плану, но иногда следует за планом, прогнозируя последствия принятого планом решения. При разработке плана необходимо соблюдать ряд требований:
- оптимальность, т.е. расход ресурсов минимум (min), а результат по рассматриваемым задачам - максимум (max), или лучший, или min по срокам;
- определенность - используемые и получаемые результаты выполнения плана имеют конкретный, определенный вид, обоснованные, выполнимые по срокам;
- цели и задачи - в плане должны быть чётко определены и расписаны по исполнителям.

Оглавление

Введение
3
1. Становление планирования и прогнозирования в экономике
5
1.1 Возникновение и развитие прогнозирования и планирования в мировой практике

5
1.2 Зарубежный опыт планирования и прогнозирования
8
1.3 Методы и принципы планирования народного хозяйства в СССР
15
2. Планирование и прогнозирование экономики в РБ
20
2.1 Специфика перспективного прогнозирования в экономике РБ
20
2.2 Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства РБ

21
2.3 Программы социально-экономического развития РБ на 2011- 2015 годы

23
3. Инновационные методы планирования и прогнозирования в РБ и направления их совершенствования

35
Заключение
43
Список рекомендуемых литературных источников
47

Файлы: 1 файл

sistema_Planirovania_ii_prognozirovania_natsiona.docx

— 95.49 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПЛАНИРОВАННИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В РБ 

2.1.    Специфика перспективного прогнозирования в экономике Беларуси

     Планирование  нацелено на обоснование принятия и  практической реализации управляющих  решений. Цель прогнозирования —  прежде всего, создать научные предпосылки для их осуществления. Эти предпосылки включают: научный анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего ее развития, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.                                    

 

     Особая  значимость в переходный период к рыночным отношениям должна придаваться формированию общеэкономических пропорций и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим пропорциям следует отнести соотношения: между спросом и предложением, потреблением и накоплением, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметов потребления, ростом производительности труда и заработной платы и др. Нарушение указанных пропорций вызывает негативные явления в экономике (инфляцию, спад производства и т.д.).[ 1; 208 c]  
 

 

2.2. Система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства РБ

 

     В настоящее время ни одна сфера  жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития государства и общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

 

     В условиях социально-экономических  преобразований, свойственных переходной экономике, значительно усложняется процесс управления хозяйственными структурами. Это связано как с расширением их прав и обязанностей, так и с необходимостью более гибкой адаптации в окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, изменяются формы собственности предприятий, налаживаются новые хозяйственные связи, формируются рыночные механизмы управления. Все появляющиеся в связи с этим проблемы невозможно решить без прогнозирования как предвидения результатов развития, происходящего под воздействием существующих факторов и перспективного планирования в качестве системы мер, необходимых для преодоления отклонения прогнозируемых итогов от установленных параметров.

 

     Важнейшими  инструментами в процессе социально-экономического прогнозирования являются системный анализ и системный подход.

 

     Системный анализ представляет собой совокупность конкретных методов и практических приемов решения различных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности государства на основе системного подхода и представления объекта прогнозирования в виде системы. Системный подход позволяет найти вариант решения сложных производственно-хозяйственных проблем в условиях достаточно высокой неопределенности поведения системы и неполноты знаний о ней.

 

     Процедура системного анализа в прогнозировании представляет собой программу исследования экономической системы с целью поиска наилучшей альтернативы управления. Она включает ряд этапов:

- определение целей и задач исследования и  критериев их достижения;

- определение объекта и предмета исследования;

- сбор  и обработку информации;

- выявление структуры объекта, описание его  свойств;

- определение целей жизнедеятельности объекта;

- построение  гипотез о механизме функционирования объекта;

- исследование  объекта с помощью моделей  и неформальных методов, включающее уточнение целей и гипотезы о механизме функционирования объекта, корректировку моделей, определение перечня возможных альтернатив управления;

- прогнозирование последствий реализации выбранных  альтернатив управления и выбор  из них наиболее рациональной.

 

     Опыт государственного регулирования рыночной экономики свидетельствует о  том, что оно должно основываться на системном научном прогнозировании, которое позволяет на базе полученной информации о прошлом и настоящем  состоянии экономики предположить альтернативные пути ее развития в предстоящем периоде.

 

     Социально-экономические  прогнозы служат основой для разработки срочных социально-экономических  программ, в которых конкретизируются области деятельности государства, подлежащие выполнению задачи, количественные параметры в каждой сфере и предусматривается получение ожидаемых результатов от выполнения программ. Социально-экономические прогнозы могут уточняться и пересматриваться с учетом изменений в социально-экономическом развитии страны.

 

     В Республике Беларусь вопросам прогнозирования и программного обеспечения социально-экономического развития страны уделяется довольно серьезное внимание. Данные вопросы решаются на самом высоком государственном уровне. Эффективному прогнозированию и обеспечению выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития уделяется первостепенное и постоянное внимание Главы государства. В процессе реализации прогноза социально-экономического развития нашей страны задействованы все центральные и республиканские органы государственного управления, местного органы власти и управления, контрольные и надзорные органы, что требует самых выверенных и взвешенных подходов при организации процесса прогнозирования и программирования социально-экономического развития народного хозяйства.

    В Республике Беларусь 5 мая 1998 г. принят Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь» (далее - Закон), который впервые на законодательном уровне определил цели и содержание системы государственных прогнозов социально-экономического развития, программ социально-экономического развития Республики Беларусь и общий порядок разработки указанных прогнозов и программ.

2.3.    Программы социально-экономического  развития РБ на 2011- 2015 годы     

Важным  фактором, обеспечивающим устойчивое развитие общества, является создание экономических, социальных, культурных, правовых и других условий для гармонического развития и социально позитивного образа жизни личности, реализации общепризнанных мировым сообществом конституционных прав и свобод человека.

Сильная социальная политика в сочетании  с раскрепощением инициативы самой активной части населения призвана сбалансировать интересы и консолидировать общество на основе надежных социальных гарантий и уверенности в завтрашнем дне. В социальной сфере основной целью является достижение научно обоснованных параметров уровня и качества жизни населения, увеличение средней продолжительности жизни населения, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, планирование семьи, рационализация масштабов и структуры личного потребления, обеспечение равных возможностей для получения образования, медицинской помощи и восстановления здоровья; социальная защита престарелых, инвалидов и других социально уязвимых групп населения. Важнейшими социально-экономическими составляющими устойчивого развития являются:  
· повышение уровня и качества жизни населения;  
· борьба с бедностью;  
· изменение структуры потребления и производства;  
· охрана и укрепление здоровья;  
· улучшение демографической ситуации;  
· противодействие криминализации жизни общества.  
Для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев и групп населения необходимо:  
· создание условий для общего роста денежных доходов населения, повышения их реального содержания;  
· поэтапное приближение государственных минимальных социально-трудовых гарантий к бюджету прожиточного минимума, а в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;  
· совершенствование структуры доходов населения, повышение роли оплаты труда как важнейшего стимула трудовой активности работников и основного источника денежных доходов населения;  
· совершенствование механизмов распределения доходов через систему налогообложения, социального страхования;  
· снижение уровня малообеспеченности населения;  
· повышение уровня социальной защищенности нетрудоспособных граждан.  
Потребуются дальнейшие преобразования в системе социальной защиты населения: адаптация ее к современным условиям, приближение ее к идеалам и целям, провозглашенных в международных декларациях и нормах. Для сокращения бедности и повышения эффективности труда потребуются глубокие преобразования в социальной и экономической сферах.  
 
          Для стабильного обеспечения платежеспособного спроса населения на высококачественные отечественные изделия предусматривается создание эффективных производств на современном техническом уровне. Для этого необходимо:  
· обеспечение структурно-ассортиментной сбалансированности производства и потребления важнейших продовольственных и непродовольственных товаров с учетом потребностей конкретных групп населения;  
· повышение конкурентоспособности отечественных товаров на основе модернизации производства;  
· реструктуризация и совершенствование организационных структур с созданием небольших и средних предприятий, выпускающих товары для конкретных групп потребителей.  
 
В объеме предлагаемых на рынке товарных ресурсов должна повыситься доля товаров отечественных производителей. Для этого предстоит улучшить условия реализации отечественной продукции.   
 
           В рамках модели устойчивого развития в области охраны и укрепления здоровья людей должны выступать следующие требования:  
· создание условий для здоровой, продолжительной жизни человека и ее активного периода;  
· обеспечение достойного уровня жизни населения;  
· осуществление мер, ограничивающих возможности возникновения новых заболеваний и обеспечивающих снижение заболеваемости;  
· улучшение качества среды обитания людей.[ 5; 430 c] 

 
  Стратегические прогнозы  развития экономики  и программное планирование в  Беларуси.

Национальная  стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020) разрабатывается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь».  

Основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Достижение поставленной цели будет осуществляться через реализацию следующих приоритетных направлений:

 развитие человеческого потенциала, включая повышение уровня благосостояния, рост рождаемости и увеличение продолжительности жизни, укрепление здоровья граждан и повышение качества образования;

  • радикальная модернизация всех секторов экономики, создание новых наукоемких и высокотехнологичных производств;

 стимулирование предпринимательства и деловой инициативы;

 рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;

 развитие импортозамещающих производств;

 устойчивое развитие регионов;

 строительство качественного и доступного жилья;

 повышение эффективности агропромышленного комплекса.

    Основными задачами социальной политики государства являются повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала на основе повышения эффективности функционирования систем здравоохранения, образования, культуры и других видов деятельности, относящихся к сфере услуг.

    Экономическая политика государства в предстоящем  пятилетии будет сосредоточена на эффективности и качестве, что количественно найдет отражение в росте показателей производительности труда, рентабельности, доле инвестиций в основной капитал в ВВП, удельном весе отгруженной инновационной продукции, снижении энерго- и материалоемкости и других.

    На основе совершенствования экономических институтов и механизмов государственного регулирования будут созданы стимулы для экономического роста на основе раскрепощения субъектов хозяйствования, формирования более благоприятного рыночного бизнес-климата, отказа от преимущественно административного управления, развития конкурентной среды и механизмов частно-государственного партнерства.

    Точка роста экономики республики в предстоящем пятилетии - динамичное развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение их свободного доступа к кредитно-финансовым, материально-техническим, земельным ресурсам и недвижимости, рост инвестиционной деятельности; сокращение административных барьеров для привлечения иностранных инвестиций. Согласно прогнозу доля малого и среднего предпринимательства в ВВП в 2015 году должна составить не менее 30%.

    Приоритетными направлениями внешнеэкономической деятельности являются: повышение эффективности экспорта, освоение новых внешних рынков сбыта, увеличение доли экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг. Это позволит повысить экспорт товаров и услуг более чем в 2,2 раза.

    В предстоящем пятилетии продолжится реализация мер по дальнейшему развитию малых и средних городских поселений. Усилится их роль как центров развития предпринимательства и инновационных технологий, агропромышленного производства, туристско-рекреационной деятельности.

В НСУР-2020 главное внимание уделено особенностям прогнозного периода, дальнейшей реализации «Повестки дня на XXI век», гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек–окружающая среда–экономика».   
 
    В основу построения структуры Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь положена следующая логика. В первых разделах дана оценка стартовых условий Беларуси в контексте мировых тенденций экономического развития, определены основные компоненты (подсистемы) модели устойчивого развития и императивы (требования) к их функционированию и взаимодействию, дана оценка национальных ресурсов и социально-экономического потенциала страны. Это позволило в последующих разделах обосновать стратегические цели, этапы и сценарии перехода страны к устойчивому развитию, определить важнейшие направления и пути перехода белорусской экономики к устойчивому развитию по главным его составляющим – «человек–окружающая среда–экономика». Далее рассматриваются важнейшие средства, финансово-экономические и социально-политические механизмы обеспечения устойчивого развития. В заключительном разделе даны предложения по созданию соответствующей системы мониторинга. 

Национальная стратегия  устойчивого социально-экономического  развития в РБ  на период до 2020 года     

Переход к устойчивому развитию – длительный эволюционный процесс, требующий целенаправленной, осознанной деятельности всего человечества. Главным механизмом его реализации могут и должны быть национальные стратегии устойчивого развития, использующие высоконравственный гуманный разум объединенного человечества, всевозможные мировые и национальные социально-экономические, политические, технические и др. средства. Поэтому устойчивое развитие нашей страны может рассматриваться лишь как элемент устойчивого развития мирового сообщества, а национальные цели как реализация общих целей и задач, принципов и направлений развития  в конкретных условиях Беларуси.  
Сложившиеся тенденции, глобальный и национальный императивы определяют стратегическую цель устойчивого развития Республики Беларусь как динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.   
        Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект-инновации-благосостояние».  
Важнейшими задачами обеспечения устойчивого развития Беларуси является переход на инновационный путь развития, реализация общесистемных преобразований экономики и общества. 
        Первый этап (до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной     

Информация о работе Инновационные методы планирования и прогнозирования в РБ и направления их совершенствования