Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России. Цели и принципы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Основная задача работы - определить: в чем состоят основные цели государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России. Каковы его принципы.
Достижению данной задачи будет способствовать решению ряда вопрос:
1. Изучить историю государственного регулирования ВЭД в России.
2. Охарактеризовать основные направления государственного регулирования ВЭД.
3. Рассмотреть формы и методы государственного регулирования ВЭД.

Оглавление

Введение…………………………………………………….………………………….……….……….…….….………..3
1.Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России ……………………………………………………………………………………………………………………….………………4
1.1 История государственного регулирования ВЭД в России…………………………………….4
1.2 Основные направления, формы и методы государственного регулирования ВЭД………………………………………………………………………………..……….…………………………………..…6
1.3 Государственное регулирование внешней торговли.………………………………………….8
1.4 Государственное регулирование движения капитала и валютно- финансовых отношений.……………………………………………………………………………………….…………..……….…..11
2. Цели функции и принципы государственного регулирования ВЭД в Россия.……………………………………………………………………………………………….…………..…………16
2.1 Цели и функции государственного регулирования ВЭД в РФ ……….………….……….16
2.2 Принципы государственного регулирования ВЭД…………………………….…………… ….17
3. Законодательство, регламентирующее ВЭД в РФ……………………………………………...19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….…….…….………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………….………..….……………….23

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 100.47 Кб (Скачать)

2. Цели функции и принципы государственного регулирования ВЭД в РФ

2.1. Цели и функции государственного регулирования ВЭД в РФ

Основные  цели государственного регулирования  ВЭД состоят в следующем:

  • использование внешнеэкономических связей для ускорения создания в России рыночной экономики;
  • содействие повышению производительности труда и качества национальной продукции путем приобретения лицензий и патентов, закупок новых технологий, качественных комплектующих, сырья и материалов, включения российских предприятий в мировую конкуренцию;
  • создание условий доступа российских предпринимателей на мировые рынки посредством оказания государственного, организационного, финансового, информационного содействия;
  • защита национальных внешнеэкономических интересов, защита внутреннего рынка;
  • создание и поддержание благоприятного международного режима во взаимоотношениях с различными государствами и международными организациями.

Функции:

  • проведение в стране единой внешнеэкономической политики, осуществление разработки соответствующих программ;
  • участие в организации и проведении международных переговоров;
  • участие в формировании экспортного и импортного режимов;
  • осуществление и  управление федеральной российской собственностью за рубежом;
  • регулирование величины ставок таможенного тарифа;
  • принятие конкретных меры по защите внутреннего рынка от массированного импорта;
  • разработка и осуществление мероприятий по реализации указов Президента РФ

2.2. Принципы государственного регулирования ВЭД

Внешнеэкономические связи как любая экономическая  категория имеет правовые нормы, которые юридически оформляются  различными директивно-законодательными актами.

Регулирование внешнеэкономических связей производится на основании двухсторонних правительственных  соглашений и законодательных актов  по внешнеторговой деятельности Российской Федерации.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности в РФ являются:

  • единство внешнеэкономической политики и национальной (внутренней) экономической политики;
  • единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией;
  • перенос центра тяжести регулирования ВЭД с административных на экономические методы;
  • четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов в области управления ВЭД;
  • обеспечение равенства всех участников ВЭД, защита их прав и законных интересов.
  • единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнение международных обязательств РФ по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
  • единство таможенной территории РФ;
  • исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесение ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Особое значение сегодня имеет четкое разграничение  компетенции Федерации и ее субъектов  в сфере ВЭД. В компетенции  федеральных органов должно и  впредь оставаться решение таких  важнейших вопросов, как:

  • определение основных принципов осуществления ВЭД и внешнеэкономической политики России в целом;
  • разработка соответствующих федеральных программ;
  • защита экономических интересов страны в сфере ВЭД, ее отдельных субъектов и граждан в частности;
  • разработка важнейших инструментов регулирования ВЭД;
  • подготовка и заключение международных договоров и государственных соглашений, контроль за их исполнением;
  • организация и контроль деятельности торгпредств РФ за рубежом;
  • определение и реализация валютной политики страны;
  • формирование и использование золотовалютных резервов РФ;
  • контроль за порядком купли-продажи отдельных (выделенных) товарных групп (экологически опасных отходов, средств вооружений и т.д.);
  • разработка платежного баланса РФ и т.д. Субъекты РФ в условиях формирующейся рыночной экономики правомочны:
  • осуществлять ВЭД в пределах их территории согласно законодательству;
  • контролировать и координировать деятельность участников ВЭД в рамках своих регионов, разрабатывать и реализовывать соответствующие региональные программы;
  • предоставлять участникам ВЭД дополнительные к федеральным льготы и гарантии, не противоречащие законам РФ (по ним Федерация не отвечает);
  • заключать соглашения по международному сотрудничеству в рамках своей компетенции (то есть с субъектами зарубежных федеративных государств);
  • иметь представителей в торговых представительствах РФ за рубежом, которые содержатся за счет субъектов Федерации. Определенные вопросы находятся в совместном ведении Федерации и ее субъектов. В их числе:
  • координация действий участников ВЭД;
  • выполнение договоров РФ с зарубежными странами (если их выполнение касается интересов регионов);
  • разработка и выполнение межрегиональных и региональных программ ВЭД;
  • регулирование приграничной торговли;
  • информационное обеспечение ВЭД.

3. Законодательство, регламентирующее  ВЭД в РФ

Общую правовую базу регулирования ВЭД в России составляют законы  РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства  РФ,  различные  нормативные акты соответствующих министерств и  ведомств.

Законы определяют общие условия и принципы осуществления  ВЭД в России. Из числа действующих  ныне законов, регулирующих ВЭД в  России,  прежде всего следует  назвать: 

- Закон   «О государственном    регулировании  внешнеторговой деятельности» (от 13 октября  1995 г.).

- Закон «Об  иностранных инвестициях в РСФСР» (от 4 июля 1991 г.),

- Закон «О  валютном регулировании  и  валютном контроле» (от 9 октября  1992  г.),

- «Патентный  закон  РФ»  (от  2 сентября 1992 г.),

- Закон   «О  таможенном  тарифе»  (от  21  мая  1993  г.), «Таможенный кодекс  Российской  Федерации» (от 10  июня  1993  г.),

- Закон   «О международном коммерческом  арбитраже» (от  7  мая  1993  г.)  и  др.

- Закон   «О центре международного бизнеса  «Ингушетия»» (подписан  30  января  1996  г.).  должен  обеспечить  создание первой в России оффшорной  зоны.

- Закон   «О  соглашениях,  о  разделе  продукции» (с 30  декабря  1995 г.). Установлены   правовые   основы   отношений    между государством  и инвесторами — субъектами  предпринимательской деятельности  по поводу  поиска,  разведки,   добычи   минерального   сырья   на   российской территории. Он  призван  гарантировать  как   российским,  так  и  зарубежным  инвесторам налоговую стабильность. Определены порядок заключения  соглашений и условия выполнения  работ.  В  отдельных  статьях   сформулированы  принципы раздела   продукции,  распределения   и   реализации   государственной   доли произведенной продукции.  Особое  внимание  уделено   налогам  и  платежам  за  пользование недрами.

- 22 января 1996 г.  Пописан  Закон  «Об   особой  экономической  зоне  в Калининградской   области»,   определяющий   правовые,   организационные   и экономические основы и условия  образования и функционирования  экономической

зоны «Янтарь». Определены  инвестиционный  режим,  система  налогообложения, таможенного,  валютного  регулирования.

Пример: 13 октября 1995  г.  Президентом  РФ  подписан  Федеральный  закон  «О государственном   регулировании   внешнеторговой   деятельности».   В    нем:

- определены  принципы  государственного   регулирования   внешнеэкономической  деятельности;

- четко разграничены  сферы компетенции Федерации  и ее  субъектов во ВЭД;

- перечислены  важнейшие функции  федеральных   исполнительных  органов, ответственных  за  регулирование ВЭД;

- дана  краткая   характеристика  важнейших методов   государственного   регулирования   внешнеэкономических    связей: таможенно-тарифное  регулирование,  количественные  ограничения   экспорта  и импорта, экспортный  и импортный валютный контроль  и  т.д.  Особое  внимание  уделено системе мер по содействию  и стимулированию  деятельности  российских  участников ВЭД.

Указы президента определяют меры и направления развития ВЭД:

- Указ   «О   либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР»  (от  15  ноября  1991г.).

- Указ «Об  отмене квотирования  и лицензирования  поставок  товаров  и  услуг   на  экспорт» (23 мая 1994 г. Был  подписан),  направленный  на дальнейшую  либерализацию ВЭД.

- «Об  основных  принципах осуществления внешнеторговой  деятельности в Российской  Федерации» (6 марта 1995 г.)

- Указ «О  признании утратившими силу и  об отмене  решений  Президента  Российской Федерации в части   предоставления  таможенных  льгот» (6 марта 1995 г.).  Тем  самым   отменены льготы в сфере ВЭД  и количественные ограничения  экспорта и  импорта  товаров

- Указ «О  первоочередных мерах по усилению  системы валютного контроля в   Российской Федерации». Его задача  — усиление учета и контроля  за импортными  операциями российских  участников ВЭД. Расчеты по  внешнеторговым операциям,  по  которым оформлены паспорта импортных   сделок,  осуществляются  исключительно   через  уполномоченные банки,  их подписавшие.     

- Указ  «О  некоторых  мерах  по  развитию  свободных экономических  зон  (СЭЗ)  на  территории  Российской  Федерации» (4 июня 1992 г. Был  подписан), призванный дать толчок  созданию  в  пределах  отдельных  регионов  льготных условий для предпринимательства,  в том числе для инвестирования  зарубежного капитала. Однако реализация  этого указа была затруднена  отсутствием  общего Закона  о СЭЗ и Закона о соглашениях  о разделе продукции.

Постановления правительства:

- Постановление   «О   мерах   по   совершенствованию  государственного регулирования  экспорта товаров и услуг» (1  июля  1994  г.), в  соответствии  с которым для  стратегически   важных  сырьевых  товаров   введена  обязательная регистрация  экспортных контрактов в МВЭС  или в его  уполномоченных  конторах в регионах. Номенклатура  товаров, для которых эта   регистрация  обязательна, определяется  правительством.  Она  подтверждается  сертификатом  регистрации контракта.

 

 

 

Заключение

За годы реформирования в России созданы определенная база для осуществления внешнеэкономической  деятельности в рыночных условиях.

Вместе с  тем, анализ хода экономических реформ, к сожалению, свидетельствует о  неподготовленности и преждевременном  открытии российской экономики. Результаты поспешной либерализации внешнеэкономической  деятельности налицо: радикальное ухудшение  структуры экспорта, нарастание импортозависимости как в отношении товаров народного  потребления, так и в технико-технологическом  плане, потеря некоторых внутренних рынков для отечественных производителей, внешних - для экспортеров вооружений и наукоемкой продукции.

Эффективность внешнеэкономической деятельности была подорвана продажей на мировых  рынках сырья по демпинговым ценам. Таков был результат свободного выхода и государственных, и частных  российских предприятий на внешний  рынок.

Для устранения этих проблем требуется: дальнейшее совершенствование тарифной политики; разработка системы мер государственной поддержки экспорта, а также проведение активных стабилизирующих действий в области кредитно-денежной политики и обменного курса. То есть речь здесь идет о комплексном государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, причем в это понятие прежде всего вкладывается целенаправленный механизм системы мер повышения экономического благосостояния государства путем поддержки конкурентоспособных национальных производств на внешних рынках и привлечения капитала для организации новых эффективных предприятий внутри страны. Важность разгосударствления всех отношений при переходе от плановой системы к рыночной порождает ошибочное представление о, якобы, необходимости устранения государства из сферы экономических преобразований. Происшедшее в реальности, в частности в российской переходной экономике, умаление роли государства в надежде на всесильную творческую роль рынка привело к дополнительным издержкам и трудностям в трансформационном процессе.

Важной составной  частью стратегического курса на современном этапе социально-экономических  реформ страны является коренная перестройка  внешнеэкономической деятельности. На основе глубокого и всестороннего  анализа внутренних проблем страны и тенденций в современном  мире раскрывается принципиально новая  роль внешнеэкономических связей на переломном этапе переходного периода  к рыночной экономике, необходимость  проведения в жизнь более активной, целенаправленной внешнеэкономической политики. Такой подход основан на одной из наиболее существенных объективных общемировых тенденций современности - углублении международного разделения труда, росте хозяйственного общения между странами.

Международный опыт государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время  в России. Новое в государственном  регулировании внешнеэкономической  деятельности состоит в самом  подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и  их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей  государственного регулирования ВЭД  является формирование ее законодательной  базы, создание благоприятных экономических  и организационных условий для  развития всех видов и форм ВЭД  и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением  субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности.

Информация о работе Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности России. Цели и принципы