Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение анализа менеджмента в туристической фирме.
Объектом исследования является анализ менеджмента турфирмы. Для достижения поставленной цели я рассмотрела следующие вопросы:
1) теоретические основы формирования менеджмента на предприятии
2) менеджмент туристической фирмы
3) анализ менеджмента в туристическом предприятии

Оглавление

Введение……..…………………………………………………………………….31. Теоретические основы формирования эффективной системы менеджмента на предприятии……………..……………………………………………………4
Сущность эффективности управления……………………………..5
Эффективность менеджмента………………………………………9
2. Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия……..16
2.1. Сущность менеджмента туристической фирмы…………………..16
2.2. Анализ менеджмента туристической фирмы………………………25
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы…………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 96.98 Кб (Скачать)

     В связи с тем, что совершенствование  управления организацией, внедрение  компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, то экономическую эффективность  проектов совершенствования управления (оценку эффективности).

     При оценке эффективности инвестиционных проектов применяются: коммерческая (финансовая) эффективность, определяющая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

     Основу  оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента  сравнения, так как денежные поступления  и затраты в различные временные  периоды неравнозначны.

     Развиваются и другие подходы к оценке эффективности  менеджмента, в частности, ресурсно-потенциальный  подход к оценке эффективности системы  управления. В нем абсолютная эффективность  управления представляется соотношением потенциальных возможностей производства с фактическим значением его  использования. Относительная эффективность  определяется как отношение полного  эффекта управления к затратам. 
 

      1.2 Эффективность менеджмента 
       

     На  латинском языке effectivus означает действенный, дающий определенный эффект. Это понятие универсально. Его используют во всех сферах человеческой деятельности. В смысловом отношении эффективность связана с результативностью работы (действия) и экономичностью, т.е. минимальным объемом затрат для выполнения данной работы (действия). Под эффективностью понимается уровень (степень) результативности в сопоставлении с произведенными затратами. Это понятие используется при определении эффективности экономики, отдельных отраслей, предприятий, инвестиций, нововведений.

     Эффективность менеджмента правомерно рассматривать  как форму проявления категории  “эффективность” в управленческой деятельности, отражающую наиболее важнее, сущностные свойства отношений управления производством, распределением и использования  эффекта. Эти свойства характерны для  всех видов отношений управления, вследствие чего эффективность становится категорией теории менеджмента. Положительным  воздействием управления обеспечивается достижение социально-экономического эффекта в производстве и его  увеличение вследствие сокращения рабочего времени, приходящегося на единицу  продукта или услуги.

     Основная  функция эффективности – обеспечить за сет управленческого воздействия  и взаимодействия достижение цели, получение и увеличение эффекта  в производстве, его доведение  через все стадии воспроизводственного процесса до эффективного потребления. При этом решающее значение приобретает  проблема конечного результата экономической  деятельности.

     Ориентация  развития на конечные народно-хозяйственные  результаты усиливает роль управления процессами последовательного прохождения  производственного результата –  продукта через все стадии воспроизводства. На стадии обращения результаты производства проверяются на общественную полезность, на стадии потребления регулируется процесс непосредственной реализации производственного результата. Степень  удовлетворения общественных потребностей проявляется как критерий развития производства и самого менеджмента  с учетом всех издержек обращения. Основой  деятельности предприятия в рыночной экономике становится комплексное решение проблемы потребителя (заказчика).

     Эффективность менеджмента отражает его результативность в достижении целей управляемого объекта и обеспечении социально-экономического эффекта в сопоставлении с  использованными ресурсами и  затратами на управление. Экономический  смысл эффективности менеджмента -  в обеспечении наибольшего  экономического эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление. Социальный смысл – в обеспечении наибольшего  социального эффекта при данных ресурсах (затратах) на управление.

     Экономический эффект материального производства характеризует не только конечный результат  как таковой, но и качество этого  результата, т.е. полученный при этом народно-хозяйственный чистый доход.

     Экономический эффект с точки зрения общества в  целом проявляется в виде вновь  созданной стоимости или величины ВВП, ВНП, национального дохода, а  для отдельного звена хозяйствования выражается величиной чистого дохода и прибыли. Такое толкование экономического эффекта дает возможность применения единого (по уровням управления) метода исчисления эффективности производства, воспроизводства и менеджмента. При этом исключаются затраты  прошлого труда (потребленных средств производства) и учитываются лишь усилия коллективов за данный период времени.

     При определении экономического эффекта  менеджмента наряду с оценкой  его величины учитывают эффективность  его распределения и потребления, т.е. величину прибыли, направляемую на развитие предприятия и создание потенциала для будущего обновления. Такой же концепции следует придерживаться и при определении социального  эффекта менеджмента. С позиций  социально-экономической системы  социальный эффект проявляется в  качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента  выступает обеспечение устойчивого  развития социально-экономической  системы социальный эффект проявляется  в качестве и уровне жизни работников. Поскольку целью менеджмента  выступает обеспечение устойчивого развития социально-экономической системы и создание потенциала для будущего, а главным элементом потенциала является человек, логично считать социальным эффектом менеджмента наряду с уровнем жизни и развитие личности.

     По  оценке народно-хозяйственной эффективности  менеджмента, т.е. вклада менеджмента  производственно-хозяйственной системы  в экономику, рассмотренные критерии экономического и социального эффекта  менеджмента приобретают большую  значимость и ценность.

     Научно-технический  эффект менеджмента проявляется  в обновляемости продукции, ее качестве и конкурентоспособности как  на внутренних, так и на внешних  рынках. Экологический эффект –  в сохранении и обновлении природы  и ее взаимодействии с экономической  и социальной жизнью общества.

     На  схеме (рисунок 1.1) показана взаимосвязь ключевых характеристик процесса управления воспроизводством: целенаправленности, результативности, ресурсообеспеченности, эффективности.

     По  взаимодействию и соизмерению цели и конечного результата воспроизводственного процесса судят о результативности менеджмента как базовом условии  эффективности. Эффективным может  быть только результативный менеджмент. О ресурсообеспеченности воспроизводственных  процессов судят по реальности ресурсов и целей, сравнивая потенциальные  и фактические ресурсы производства. Непосредственный экономический эффект измеряется разностью величин выручки  от реализации продукции и издержек производства. Рассмотренные параметры: цели, конечные результаты, ресурсы, издержки, а также величина эффекта –  выступают обобщающими средствами менеджмента. 
 
 
 

     Цель

                Результативность                                   Ресурсообеспеченность

       
 

             

        Конечный результат                                                        Ресурсы

       

     Рисунок 1.1 Формирование эффекта менеджмента 

     Формирование  и движение обобщающих характеристик  менеджмента осуществляется с помощью  ситуационных управленческих средств  и методов, которые в совокупности определяют потенциал менеджмента (рисунок 1.2). 

       
 
 
 
 
 
 

     Рисунок 1.2 Оценка эффективности менеджмента

     Анализируя  данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс достижения конкретного  результата должен быть обеспечен совокупностью  ресурсов, а также комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.

     С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены  функции, ресурсы, права как условия  для распоряжения ресурсами и  ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу).

     Каждое  мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться  с позиций целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей совокупности используемых средств  воздействия. В качестве особых средств  воздействия рассматриваются ресурсы. Их выделение обусловлено особой ролью как факторов производства, и в этом качестве ресурсы становятся объектом приложения управленческих средств  воздействия.

     На  практике обычно оценивается 4-6 ключевых конечных результатов, на основе которых  осуществляется распределение ресурсов, решающим образом влияющих на результативность деятельности организации. Состав основных ресурсов менеджмента в укрупненном  виде можно представить в виде схемы на рисунке 1.3.

     Распределение ресурсов, их структура выступают  важными факторами эффективности  менеджмента. Анализ изменений в  структуре ресурсов позволяет выявлять реальные возможности и способы  достижения цели. Однако не все виды ресурсов могут быть измерены количественными  величинами, в таких случаях следует  использовать экспертные оценки. 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                              Воспроизводственные ресурсы:

                                                                             - человеческие

                                                                             - материальные

               Временные ресурсы:                          - трудовые

               - перспективные                                 - финансовые

                - текущие     - информационно-технологические

               - оперативные                                     - коммуникационные

                                                                              - экологические  

                                                                            - социальные

                                                 Организационно-управленческие ресурсы:

                                                   - организационные

                                                  - организационно-правовые

                                                  - мотивационные

                                                  - административные

                                                  - интеграционные

                                                  - дисциплинарные

     Рисунок 1.3. Состав основных ресурсов менеджмента 

     Ключевая  роль временных ресурсов обусловлена  сущностью эффективности как  экономии времени и сущностью  менеджмента, назначение которого –  обеспечение воспроизводственных  процессов. Поэтому временные параметры  используются как составляющие при  оценке воспроизводственных ресурсов. 
 
 
 
 

2. Анализ  эффективности менеджмента туристического  предприятия

2.1. Сущность  менеджмента туристической фирмы 
 

     Управление  системой туризма должно базироваться на стратегическом (спроецированном  в будущее) видении и предвидении. На основе видения разрабатывается  политика туристской фирмы, которая  представляет общие цели и нормы  отношений, обеспечивающие жизнеспособность и развитие этой структуры. Формирование политики предприятия осуществляется чаще всего на высшем уровне управления. Все положения политики туристской фирмы представляются, как правило, в виде ведущего туристского образа. Ведущий образ содержит в себе долгосрочные цели, философию, политику (принципы взаимоотношений с различными заинтересованными группами), культуру предприятия и его законодательные  права.

Информация о работе Анализ эффективности менеджмента туристического предприятия