Бюджет и налоговая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, раскрытие сущности бюджета РФ и определение основных направлений фискальной политики РФ в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие бюджета и фискальной политики страны, обозначить их важность и необходимость;
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2009 - 2010гг, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги ;
- рассмотрение основных направлений бюджетной политики РФ на современном этапе;
- изучение учета доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- изучение проблем совершенствования бюджетной политики России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕТОДЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и расходная
части 9
1.3. Профицит и дефицит бюджета 13
1.4. Налоги, их виды и функции 16
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного бюджета 17 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов 21
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип сбалансированности бюджета 24
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов 26
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СВЕТА.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     С цельно достижения эффективности бюджетных  расходов, их оптимизации на федеральном уровне с 2004г. внедрен самый важный элемент финансово-правового регулировании – бюджетирование по результатам. Бюджетирование по результатам представляет собой процесс подготовки, организации и контроля бюджета в целях разработки и принятия оптимальных решений.

     Очевидна  прямая зависимость сбалансированного бюджета от эффективности экономического планирования расходов бюджета. Так, планируемый профицит, ставший характерным явлением для экономики нашей страны, характеризуется превышением доходов над расходами бюджета и возникает следующий образом:

         - запланированная сумма доходов превышает сумму расходов, но при этом расходы удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны;

         - запланированная сумма доходов превышает сумму расходов, но расходы занижены относительно необходимого уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития

     Первая  модель возникновение бюджетного профицита характеризует фазу экономического подъема. Рассматривая итоги экономической и бюджетной политики за последние несколько лет, можно сделать вывод, что для нашей страны характерен профицит второго типа. Планируемый профицит является инструментом проведения политики, создающей видимость экономического подъема. В результате наблюдается недофинансирование многих направлений расходов, что может привести к значительным издержкам социально-экономического развития страны.

     Таким образом, можно сделать вывод: бюджетные средства используются недостаточно эффективно, все еще распространена практика нецелевого использования бюджетных средств. В этом направлении необходим комплексный подход, требующий не только финансово-правового регулирования, но и совершенствования других отраслей законодательства. Бюджетные расходы не решают многих социальных проблем, не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищенных слоев населения. [16, c.20-22]

     2.3. Бюджетная классификация,  доходы и расходы,  сбалансированность  бюджетов

     Структура доходов и расходов позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений центрального бюджета и бюджетов субъектов Федерации.

     Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Через параметры центрального бюджета государства регулируются темпы преобразований. Можно согласиться с профессором Родионовой В.М. в том, что бюджетный федерализм и демократизм, занимая ключевое положение в вопросах построения бюджетной системы, вместе с тем относятся к числу наименее разработанных в теоретическом плане. В настоящее время сохраняется острая необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов из-за крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых платежей; большого количества разнообразных факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах; разнообразия структуры расходов и целого ряда других причин. Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета (таблица 1). (Приложение 1).

     В настоящее время по инициативе Министра финансов РФ А. Кудрина в научных экономических кругах начала активно обсуждаться перспективная модель государственного бюджета, доходная часть которого формируется без учета доходов от нефтегазового сектора. Частично она сейчас реализуется на основе инструментов Стабилизационного фонда (с использованием указанной законодателем «цены отсечения» на нефть, сверх которой доходы бюджета перечисляются в этот фонд). В случае полного внедрения в российскую практику данной модели правительство РФ при формировании расходной части бюджета будет исходить уже из новых, более жестких бюджетных ограничений.

     Законопроектом предусматривается установление четких требований к формированию целевых статей и видов расходов бюджетов, которые должны отражать соответствующие расходные обязательства. Это обеспечивает прозрачность и обоснованность бюджетных ассигнований. Таблица 2 «Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации» (Приложение 2)

     В итоге доходы федерального бюджета 2007 года увеличились на 270,7 млрд. рублей и составили 5 трлн. 360,4 млрд. рублей. Расходы бюджета 2007 года увеличились  на 37,6 млрд. рублей и составили 4 трлн. 696,2 млрд. рублей. Таким образом, профицит вырос с 431,1 млрд. рублей до 664,2 млрд. рублей. (Приложение 2).

     Доходы федерального бюджета 2008 года возросли на 362 млрд. рублей и составили 6 трлн. 142,9 млрд. рублей. Расходы при этом возросли на 171 млрд. рублей - до 5 трлн. 481,9 млрд. рублей. Профицит вырос с 470 млрд. рублей до 661 млрд. рублей. [18, c.59-65] (Приложение 2)

     2.4. Налоги как существенный  источник доходов  бюджета

     Налоги являются наиболее существенным источником доходов бюджета. Их доля в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету, утвержденному на 2008г., сумма налоговых поступлений составляет 71,4% общих доходов бюджета.

     Основными налоговыми поступлениями являются:

     1) подоходные налоги, налоги на прибыль и на увеличение рыночной стоимости капитала. В эту группу налогов включаются налоги, взимаемые с чистого дохода отдельных лиц, с прибыли предприятий, организаций, банков, а также на прирост стоимости капитала;

     2) отчисления работодателей и работников в государственные социальные фонды - пенсионный, социального страхования, медицинского страхования.

     3) налоги, взимаемые в зависимости  от фонда оплаты труда (кроме  отчислений в социальные фонды), например, транспортный налог, целевые  сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, благоустройство территории, содержание общеобразовательных учреждений;

     4) налоги на собственность. В  эту группу входят налоги на  имущество юридических и физических  лиц, имущество, переходящее в  порядке наследования и дарения, земельный налог, налог с владельцев транспортных средств;

     5) внутренние налоги на товары и услуги. К ним относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на пользователей автомобильных дорог, на приобретение транспортных средств, содержание жилищного фонда, сбор со сделок, совершаемых на биржах, лицензионные сборы за право производства и торговли спиртными напитками;

     6) налоги на внешнюю торговлю  и внешнеэкономические операции. Основными налогами этой группы являются импортные и экспортные пошлины; 

     7) прочие налоги, сборы и пошлины.

     Наиболее  значимыми налоговыми доходами являются налог на прибыль, индивидуальный подоходный налог и косвенные налоги - налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, акцизы, таможенные пошлины. «Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам» Таблица 3 (Приложение 3).

     Всего в январе-июне 2010 года в федеральный бюджет Российской Федерации поступило 1 945,4 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 20,0% больше, чем в январе-июне 2009 года.     

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемы (41%), НДС (22%) и налога на прибыль (19%).

     Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации в январе-июне 2010 года составили 255,0 млрд. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года поступления выросли на 124,2 млрд. рублей, или на 39,2%. (Приложение 3).

     Поступления единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в январе-июне 2010 года составили 240,9 млрд. рублей и выросли по сравнению с январем-июнем 2009 года на 30,3%. (Приложение 3).

     Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в январе-июне 2010 года составили 664,4 млрд. рублей и по сравнению с январем-июнем 2009 года увеличилась на 27,3%. (Приложение 3).

     Налога  на добавленную стоимость  на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь и Республики Казахстан, поступило в январе-июне 2010 года 692 млрд. рублей, что на 30,0% больше, чем в январе-июне 2009 года. (Приложение 3).

     Поступления по сводной группе акцизов в федеральный бюджет составили в январе-июне 2010 года 57,5 млрд. рублей и снизились относительно января-июня 2009 года на 18,6%. (Приложение3).

     Налога  на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) в январе-июне 2010 года поступило в федеральный бюджет 704,1 млрд. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года поступления НДПИ выросли в 1,6 раза. (Приложение3).

     Страховых взносов, зачисляемых  в Пенсионный фонд Российской Федерации, в январе-июне 2010 года поступило 608,7 млрд. рублей, что на 28,8% больше, чем в январе-июне 2009 года. (Приложение 3).

     В Фонд социального  страхования (без учета суммы расходов, произведенных налогоплательщиками на цели государственного социального страхования (суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.)) в январе-июне 2010 года поступило 38,3 млрд. рублей, что на 17,4% больше, чем в январе-июне 2009 года. (Приложение 3).

     В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в январе-июне 2010 года поступило 43,4 млрд. рублей, что на 29,3% больше, чем в январе-июне 2009 года. (Приложение 3).

     В территориальные  фонды обязательного  медицинского страхования в январе-июне 2010 года поступило 80,9 млрд. рублей, или на 28,0% больше, чем в январе-июне 2009 года. (Приложение 3). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика России в современных условиях.

     На  основании проделанной работы можно  сделать следующие выводы.

     Финансовая  политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

     Главными  средствами перераспределения доходов  и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налогово-бюджетной политике.

     Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный  кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

     Каждое  правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной. Поэтому правительству необходимо двигаться в таком направлении, чтобы, отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно нуждается.

     Целью написания данной курсовой работы являлось раскрытие сущности бюджета РФ и  определение основных направлений налоговой политики РФ в современных условиях. Большое внимание уделялось бюджетно-налоговой политике России, а именно: выявлению противоречий налоговой системы и путей их решения, анализу состояния госбюджета за последние годы.

     На  протяжении всего периода реформ цели, которые ставились перед бюджетной политикой в Российской Федерации значительно были достигнуты: сформирована и функционирует трехуровневая бюджетная система, приняты Бюджетный и Налоговый кодексы, развивается казначейская система, улучшилась собираемость налогов, снизились темпы инфляции. Сокращение национальных затрат государства привело к позитивным сдвигам в структуре бюджетных расходов. Россия вплотную приблизилась к бездефицитному федеральному бюджету, отказалась от его эмиссионного финансирования. Одновременно удалось смягчить остроту проблемы государственного долга.

Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях