Бюджет и налоговая политика России в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является закрепление теоретических знаний, раскрытие сущности бюджета РФ и определение основных направлений фискальной политики РФ в современных условиях.
Задачи курсовой работы:
- определить понятие бюджета и фискальной политики страны, обозначить их важность и необходимость;
- рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства, а именно: ее сущность, задачи, состав и типы;
- дать характеристику и анализ финансовой политики России 2009 - 2010гг, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики; охарактеризовать результаты ее проведения; подвести основные итоги ;
- рассмотрение основных направлений бюджетной политики РФ на современном этапе;
- изучение учета доходов федерального бюджета и бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- изучение проблем совершенствования бюджетной политики России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕТОДЫ ЕЁ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
1.1. Сущность, структура и функции бюджета 6
1.2. Структура государственного бюджета РФ: доходная и расходная
части 9
1.3. Профицит и дефицит бюджета 13
1.4. Налоги, их виды и функции 16
1.5. Понятие фискальной политики. Мультипликатор сбалансированного бюджета 17 ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
2.1. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов 21
2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип сбалансированности бюджета 24
2.3. Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов 26
2.4. Налоги как существенный источник доходов бюджета 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА СВЕТА.doc

— 175.50 Кб (Скачать)

     Налоги  по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива).

     В зависимости от характера взимания налоговых ставок налоги подразделяются: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

     Пропорциональный  налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста.

     Таким образом, государство признано вносить  в экономику стабилизирующее  воздействие, обеспечивая наилучшие  условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. Однако в рыночной экономике основной производственной единицей является частное предприятие. Поэтому для формирования государственных ресурсов правительство изымает часть доходов предприятий и граждан. Изъятый доход, меняя собственника, превращается в налог.

     1.5. Понятие фискальной  политики, её цели  и инструменты.  Мультипликатор сбалансированного  бюджета

     Часто вместо термина «бюджетно-налоговый» используют его синоним «фискальный» (от лат. fiscus — государственная казна и fiscalis -относящийся к казне).

     Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики. Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны.

     Внося изменения в налоговую систему, государство осуществляет налоговую политику. Налоговая политика – это система мероприятий, проводимых государством в области налогов и сборов; составная часть финансовой политики государства.

     Выделяют два типа налоговой политики: политика максимальных налогов и политика экономического развития. Политика максимальных налогов проявляется в ужесточении налогового бремени. В данном случае увеличивается количество налогов, налоговые ставки по основным налогам, сокращается количество налоговых льгот и т.д. Как правило, политика максимальных налогов проводится, когда государственный бюджет долгое время находится в дефиците. Положительный эффект такой политики кратковременный. Сильный налоговый гнёт ведёт к сокращению и спроса и предложения, что может обернуться экономическим спадом, а в некоторых случаях и кризисом. Действие налоговой политики на экономику в 60-е гг. ХХ века хорошо описали в своей теории представители «экономики предложения» через так называемую кривую Лаффера (рис. 2). 
         

     К.Л. демонстрирует, что при ставках налога, равных 0 и 100%, правительство не получит налоговых поступлений. Эти поступления составляют известную величину, когда ставки налогов находятся между 0 и 100%.

     По мнению последователей А.Лаффера, если правительство ставит целью увеличить объем выпуска и добиться экономического роста, оно должно проводить политику экономического развития. [14, c.61-65]

     Таким образом, мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40% дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым, инвестиций в экономику.

     Политика экономического развития полностью противоположна политике максимальных налогов. Она заключается, прежде всего, в сокращении налогового давления на экономику. В ходе её реализации осуществляется уменьшение количества налогов, налоговых ставок, увеличение налоговых льгот и т.д. Но, как правило, в начальный период она сопровождается сокращением социальных программ. Происходит это потому, что эффект от осуществления данной политики наступает только через несколько лет. В коротком же периоде (в первые 2-3 года) казна сталкивается с существенными налоговыми недопоступлениями.

     Для эффективного использования налогов и государственных расходов важно точно определить силу воздействия каждого из них на динамику ВНП. Для решения этой проблемы применяется анализ мультипликатора сбалансированного бюджета, представляющий своеобразный вектор действия противоположных сил,— налогового мультипликатора и мультипликатора государственных расходов.

     Бюджет  называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину. Сравним мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок и изменение автономных налогов приводит к изменению дохода.

     Таким образом, если государственные закупки и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов.

     Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

     Фискальная политика как способ финансового регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения и государственных расходов. В связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и встроенных стабилизаторов.

     Таким образом, если говорить о России, то с начала и до конца 90-х гг., т.е. во время формирования современной налоговой системы, в нашей стране проводилась политика максимальных налогов, что привело к жесточайшему экономическому кризису и необходимости реформировать налоговое законодательство. Поэтому, с конца 90-х гг. и по сегодняшнее время в РФ официально проводится либеральная налоговая политика, направленная на снижение налогового бремени на экономику. Результат проводимой политики уже дал свои положительные результаты.  

     2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ  ПОЛИТИКИ РФ НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

     2.1. Технология формирования  бюджета на современном  этапе

     Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п.

     Основу методологии планирования доходов бюджета составляют общий и специфический, законы воспроизводства общественного продукта. Методология планирования формируется исходя из логики, методов и принципов, взаимосвязанных между собой и вытекающих друг из друга. К основным принципам бюджетного планирования относятся: непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод, системность планирования доходов, единство правового регулирования, принцип выделения ведущего звена, принцип научности, маржинальности, программный метод и др.

     Принцип непрерывности для общественного хозяйства имеет исключительное значение, поскольку его применение снижает неопределенность и риски деятельности всех субъектов экономической системы.

     Балансовый  метод означает сопоставимость доходной и расходной частей бюджета на основе принципа двойного счета.

     Принцип системности планирования налоговых  доходов опирается на принцип  единства бюджетной системы, который, в частности, означает единый порядок  формирования доходов и необходимость координировать. Реализация принципа научности опирается на научные подходы и методы определения плановых показателей доходов, в частности, налоговых (которые составляют основную долю доходов бюджета), формирования которых происходят под определяющим воздействием фактора внешней среды.

     Задача  реализации принципа маржинальности в планировании вытекают из определения предельных величин, рассчитываемых показателей.

     В России в последнее время всё большее развитие получает программный метод планирования доходов бюджета. Сущность программного метода состоит в отборе целей социально-экономического, научно-технического, инфраструктурного развития и разработке комплекса взаимосвязанных мероприятий, позволяющих их достичь. Таким образом, финансирование из бюджета идет на конкретную программу. В частности, в России это федеральные целевые программы «Образование», «Здравоохранение».

     Макроэкономическая политика государства выступает как основа формирования бюджета. Согласно Бюджетному кодексу РФ, составлению проектов бюджетов предшествует разработка прогнозов социально-экономического развития и сводного финансового баланса. Составление проекта бюджета базируется также на Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

     Прогноз социально-экономического развития РФ на 2006-2008гг. и 2008-2010гг. в целом продолжает экономическую и денежно-финансовую политику, проводимую Правительством РФ в прошлые годы. Вместе с тем есть ряд новых позитивных черт, главными из которых являются следующие:

     1. Начиная с 2008г. федеральный бюджет является составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года. Тем самым Россия выходит на качественно новый уровень управления общественными финансами. Впервые вводятся разделение действующих и принимаемых обязательств государства. Впервые основой формирования бюджета становятся четко заданные цели и приоритеты государственной политики, а расходы федерального бюджета увязаны с конкретными и измеримыми результатами деятельности федеральных органов исполнительной власти.

     2. Проекты федерального бюджета и финансового плана разработаны с учетом существенного повышения цены отсечения (т.е. базовой цены на нефть марки "Юралс") до 27 долл. /бар. и цены, заложенной в бюджет, до 40 долл./бар. Это позволило существенно увеличить доходы бюджета и его расходы в 2006-2008гг. Будучи новым элементом денежно-финансовой политики государства, такой подход должен сыграть позитивную роль при формировании ориентиров для инвесторов рынка.

     3. В проекте федерального бюджета  предусмотрен рост расходов на  здравоохранение в 1,8 раза и на сферу жилищно-коммуналъного хозяйства – в 3 раза.

     Бесспорно, бюджет должен базироваться на четкой и достоверной расчетной основе, каковой являются прогнозные параметры. В результате государственный бюджет во все большей мере становится финансовым документом, базирующимся не на экономических расчетах, а на базовых цифрах, являющихся результатом политической договоренности между отдельными ведомствами (МЭРТ, Минфин, Госдума и др.).

     2.2. Эффективность бюджетных расходов как принцип сбалансированности бюджета

     Ст. 33 БК РФ устанавливает, что принцип сбалансированности бюджета означает соответствие предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Таким образом, в основе реализации принципа сбалансированности бюджета лежит взаимодействие основных параметров бюджета – доходов и расходов.

     Ключевой является расходная часть бюджета, ведь именно через расходы реализуются политические и экономические цели государства. Рассматривая итоги реализации государственной политики в сфере бюджетных отношений, можно сказать, что по вопросам эффективного использования бюджетных средств уделяется недостаточно внимания. Низкий уровень социального обеспечения, недостаточное финансирование здравоохранения, образования, правоохранительных органов, недостаточные инвестиции в научные исследования – все это следствие неэффективной государственной политики в сфере бюджетных расходов.

     Желая максимально сбалансировать бюджет, законодатель должен стремиться к тому, чтобы найти способы и механизмы, с помощью которых можно осуществлять эффективное правовое регулирование бюджетной сферы. В процессе реализации государством своих функций немаловажное значение приобретают качество и эффективность планирования и осуществления расходов бюджета. (19, c.304-305)

     Важным аспектом рассмотрения проблемы бюджетного планирования является вопрос о приоритетности расходов бюджета, который сочетает в себе две тенденции:

     1) наличие традиционных, давно устоявшихся  расходов (например, численность учащихся, пенсионеров, больных и др.);

     2) появление новых объектов финансировании, ранее неизвестных или на достижение  которых ранее не было ресурсов. (17, c.70-74)

Информация о работе Бюджет и налоговая политика России в современных условиях