Безработица: сущность, структуры, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в любом общественно-экономическом устройстве проблема занятости населения является весьма сложной и болезненной. С общеэкономической точки зрения безработица означает расточительство производственных ресурсов, увеличение расходов на социальные нужды и уменьшение налоговых поступлений. Согласно закону, выведенному известным американским экономистом Артуром Оукеном, превышение фактического уровня безработицы её естественного уровня на один процент приводит к отставанию объёма валового национального продукта на два с половиной процента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения
1.2 Сущность безработицы и ее основные формы
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ
4. ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА В 2006 - 2008 ГОДАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

БЕЗРАБОТИЦА.Курсовая.doc

— 543.00 Кб (Скачать)

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях: отказа безработного от двух вариантов подходящей работы; увольнения за нарушения трудовой дисциплины и другие виновные действия (т. е. по п. 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 ст. 81 ТК); самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органа службы занятости; нарушения безработным условий и сроков перерегистрации в качестве безработного; отказа по истечении трех- месячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором п. 1 ст. 29 Закона); явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ. Порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ; самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости. Период приостановления выплаты пособия засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях: 1) неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве к работодателю в течение трех дней со дня направления органа службы занятости; 2) отказа без уважительных причин явиться в орган службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Указанные меры дисциплинируют безработных. О решении, о прекращении, приостановлении или сокращении размера выплаты пособия по безработице орган службы занятости должен уведомить безработного.

Выплата пособия но безработице не производится в периоды:
отпуска по беременности и родам; выезда безработного в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профобразования; призыва на военные сборы; привлечения к исполнению государственных обязанностей. Эти периоды продлевают время выплаты пособия, так как они в него не засчитываются [13, С.729].

Выплата стипендии в период профподготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органа службы занятости производится в следующих размерах: уволенным в течение 12 месяцев до начала безработицы и имеющим в этот период полновременную работу не менее 26 календарных недель – 75% их среднемесячного заработка за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного на территории данного субъекта Федерации; впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным из организаций по собственному желанию (за исключением уволенных по собственному желанию по причинам, указанным в абзаце втором настоящего пункта); уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель – в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан[1].

При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, стипендия, установленная в размере не выше 100 руб., увеличивается на размер районного коэффициента; утратившим способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания – за счет средств соответствующих организаций в размере 100% среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке, и не ниже 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Федерации в установленном порядке. При этом минимальный размер стипендии не должен быть ниже 100 руб.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25% сроком на один месяц, или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случае неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

Организация общественных работ. Органы исполнительной власти субъектов Федерации, орган местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение общественных работ в организациях, находящихся в их собственности и по договорам – в других организациях.

Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Участие в общественных работах, организуемых органами местного самоуправления по предложению и при участии органа службы занятости, сугубо добровольное для безработных. Порядок организации оплачиваемых общественных работ и условия участия в них граждан регулируются Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. с изменениями от 12 ноября 1999 г. Работы по благоустройству, строительству и ремонту дорог и другие работы организуются за счет местного бюджета на местных предприятиях и по договорам в других организациях. Орган службы занятости направляет безработного по его желанию на общественные оплачиваемые работы, а соответствующая организация заключает с ним срочный трудовой договор, который может быть им расторгнут досрочно при устройстве на постоянную или временную работу [13, С.731].

К заработку на оплачиваемых общественных работах сохраняется пособие по безработице, кроме уволенных за виновные действия более одного раза в течение года, предшествовавшего началу безработицы, или возобновляющих трудовую деятельность после перерыва более одного года, или бывших до того предпринимателями, а также отчисленных за виновные действия обучающихся по направлению органа службы занятости. При этом преимущественное право направления на общественные работы имеют безработные граждане, не получающие пособия но безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органе службы занятости свыше шести месяцев.

Компенсация безработному затрат по переезду на работу по предложению органа службы занятости в другую местность производится в соответствии с трудовым законодательством как компенсационные выплаты по переезду на работу в другую местность.

Компенсации и гарантийные выплаты. В соответствии со ст. 178 ТК работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата:

1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

2) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения с зачетом выплаты выходного пособия;

3) сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (в порядке исключения) п в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если работник заблаговременно (в двухнедельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Эти суммы выплачиваются по прежнему месту работы.

Для отдельных категорий работников (государственных служащих и др.) специальное о них законодательство предусматривает эти выплаты выше и продолжительнее, чем для категорий[1].

Руководителю организации, его заместителям и главному бухгалтеру при увольнении их в связи со сменой собственника новый собственник выплачивает компенсацию не ниже трех среднемесячных заработков работника.

Выплата безработному пособия по временной нетрудоспособности в период безработицы предусмотрена Указом Президента РФ «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) п признанных в установленном порядке безработными» в ред. от 18 октября 1996 г.

Таким образом, выплачиваются пособия по беременности и родам, безработным женщинам органом службы занятости.

Материальная и иная помощь семьям безработных, а также гражданам, потерявшим по истечении срока выплаты право на пособие по безработице, может оказываться в виде дотаций за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания такой помощи безработным определяются законодательством Российской Федерации и ее субъектов, решениями органов местного самоуправления, а также коллективными договорами и соглашениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА В 2006 - 2008 ГОДАХ

 

Прогноз социально-экономического развития города и района на основе анализа факторов роста в 2005г позволяет сделать предположение, что и на 2006-2008гг динамика роста в основных отраслях промышленности сохранится и заметных изменений в ситуации на рынке труда города и района не предвидится. Прогнозом также предполагается к концу 2008г незначительный рост трудовых ресурсов до 146,9 тыс. чел, Численность занятых экономической деятельностью составит 118,5 тыс. чел. На рынке труда на рабочие места будут претендовать примерно более 44 тыс. человек, 40 процентов из них составят граждане, уволенные с предприятий по разным причинам.

Интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст и выпускников средних профессиональных учебных заведений всех образовательных уровней, не трудоустроившихся в течение прошлого года[1].

В зависимости от социально-экономического положения в области будут формироваться и другие категории лиц, составляющие рынок труда (уволенные по причине текучести кадров, освобожденные из мест лишения свободы, граждане трудоспособного возраста, прибывшие из других регионов и привлекаемые на территорию города иностранные работники). По оценке, в прогнозируемом периоде сохранится тенденция превышения предложения качественной рабочей силы над потребностью в ней работодателей.

Состояние рынка труда будет характеризоваться:

- незначительным увеличением уровня общей и регистрируемой безработицы;

- ростом напряженности рынка труда в сельской местности;

- увеличением численности лиц, уволившихся в связи с выходом на пенсию, т.к. пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию в полном объеме;

- недостаточным уровнем развития сферы малого бизнеса;

- наличием нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на рынке труда, и осложняет ситуацию в области занятости населения;

- сохранением низкой конкурентоспособности на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, и др.) обусловленной ужесточением требований работодателей.

Исходя из прогноза ожидается, что около 40% граждан будут трудоустраиваться самостоятельно, а 60% станут клиентами службы занятости. Содействие в трудоустройстве будет оказано 8,0 тыс. гражданам, или 72% от обратившихся [21, С.28].

Уровень регистрируемой безработицы составит в 2006-2008г 1,65 %, против 1,5% в 2005 г.

Динамика численности трудовых ресурсов занятых, прогноз спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, численности безработных граждан и уровня безработицы представлены в приложениях №1 - № 6.

По оценке специалистов объем производимого валового регионального продукта (ВРП) в 2006 году по сравнению, с предыдущим годом увеличится на 6,3 процента. Прогнозируется увеличение объема производства сельхозпродукции почти на 20 процентов и достижения уровня в 45,7 млрд. рублей. В 2006 году намечено освоить 38,4 млрд. рублей: более 11 млрд. рублей – в черной металлургии, свыше 7 млрд. рублей – в сельском хозяйстве. Продолжится выполнение сорока областных целевых программ социальной направленности, которые координируются с национальными проектами, выдвинутыми президентом страны.

Однако, в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Белгородской области в 2006-2008 годах предполагается уменьшение численности трудовых ресурсов с 940,5 тыс. человек до 938,8 тыс. человек. Среднегодовая численность занятых сократится с 671,3 тыс. человек в 2006 году до 670,6 тыс. человек в 2008 году. На рынке труда на рабочие места ежегодно будут претендовать примерно 235 – 240 тыс. человек, свыше 60 процентов из них составят граждане, уволенные по причине текучести и в связи с высвобождением кадров, причем число ежегодно высвобождаемых работников может составить 9-10 тыс. человек.

Основной отток кадров будет наблюдаться в материальном производстве. Кроме того, предложение рабочей силы будет зависеть от уровня жизни населения, динамики роста заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат[1].

В 2006-2008 годах предполагается незначительный рост спроса на рабочую силу. Однако, ожидаемое увеличение при сохраняющейся вынужденной неполной занятости, а также то, что в подавляющем большинстве это коснется лишь высококвалифицированных рабочих, окажется явно недостаточным для реализации имеющегося предложения рабочей силы и удовлетворение спроса будет по-прежнему сдерживаться структурным несоответствием спроса и предложения рабочей силы.

Наиболее востребованными на рынке труда окажутся высококвалифицированные специалисты рабочих профессий: токари, фрезеровщика, слесари-наладчики, каменщики, плотники, маляры-штукатуры, электросварщики, швеи, водители, повара, продавцы. Среди специалистов и служащих – инженеры-конструкторы, инженеры-технологи, инженеры-механики, инженеры-электрики, программисты, менеджеры, технологи общественного питания, товароведы.

Интенсивность оборота рабочих кадров дополнительно будет поддерживаться за счет молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, и выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений.

Информация о работе Безработица: сущность, структуры, формы