Безработица: сущность, структуры, формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, что в любом общественно-экономическом устройстве проблема занятости населения является весьма сложной и болезненной. С общеэкономической точки зрения безработица означает расточительство производственных ресурсов, увеличение расходов на социальные нужды и уменьшение налоговых поступлений. Согласно закону, выведенному известным американским экономистом Артуром Оукеном, превышение фактического уровня безработицы её естественного уровня на один процент приводит к отставанию объёма валового национального продукта на два с половиной процента.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ
1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения
1.2 Сущность безработицы и ее основные формы
2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ
4. ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА В 2006 - 2008 ГОДАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

БЕЗРАБОТИЦА.Курсовая.doc

— 543.00 Кб (Скачать)


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

 

 

Кафедра: Экономической теории и мировой экономики

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Предмет: Экономическая теория

Тема: «Безработица: сущность, структура, формы»

 

 

Выполнил:                                                                       Проверил:

Студент Лобанина Ю.Н.                                                ст. преподаватель

Группа 101 Т                                                                    Гаврикова О.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Старый Оскол 2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ…………………………….6

1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения…....6

1.2 Сущность безработицы и ее основные формы……………………....11

2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ……………………19

3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ БЕЗРАБОТНЫМ……23

4. ПРОГНОЗ СИТУАЦИИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ И НА РЫНКЕ ТРУДА

В 2006 - 2008 ГОДАХ…………………………………………………...………33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы заключается в том, что в любом общественно-экономическом устройстве проблема занятости населения является весьма сложной и болезненной. С общеэкономической точки зрения безработица означает расточительство производственных ресурсов, увеличение расходов на социальные нужды и уменьшение налоговых поступлений. Согласно закону, выведенному известным американским экономистом Артуром Оукеном, превышение фактического уровня безработицы её естественного уровня на один процент приводит к отставанию объёма валового национального продукта на два с половиной процента.

Помимо огромных экономических потерь вследствие недоиспользования трудового потенциала, возникают социальные издержки безработицы, связанные с ухудшением материального состояния безработного и его семьи, понижением социального статуса, ухудшением взаимоотношений с окружающими, негативными психологическими последствиями. В политическом плане безработица ведёт к социальной нестабильности и политической радикализации населения. Современное состояние безработицы при её разных формах и продолжительности ставит государства перед необходимостью вести планомерную борьбу против социального отторжения определенной части общества и обеспечивать экономику рабочей силой нужного качества.

Службы занятости являются проводником политики государства в решении проблем занятости. Каждое государство придаёт своим службам занятости особую направленность, наделяет их полномочиями в зависимости от экономической особенности государства, средств, которыми оно располагает, задач, которые перед ним стоят.

В 1991 году была создана Государственная служба занятости Российской Федерации, принят Закон о занятости населения в РФ, определены стратегические цели службы занятости – нового механизма, призванного обеспечить практическую реализацию преобразований в сфере социальных отношений. За 12 лет Государственная служба занятости прошла большой путь – от официального признания существования безработицы, до формирования динамично развивающейся социальной службы, которая ежегодно помогает десяткам миллионов человек.

Современный рынок труда необходимо рассматривать в свете концепции развития человеческих ресурсов. Сущность этой концепции характеризуется ориентацией на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу; непрерывностью процесса обогащения знаний и роста квалификации; гибкостью организации труда и партнерских отношений между участниками производства.

Даже минимальные экономические решения, позволяющие практически облегчить трудности каждого человека, каждой семьи, обеспечивают корректировку общих трудовых усилий, повышают интерес к работе, творчеству, настраивают субъект на успех.

Для того чтобы представить информацию, касающуюся темы «федеральные и региональные программы занятости в России» в виде более или менее упорядоченной системы необходимо осмысление предмета и объекта исследования.

Объект исследования –  проблема трудоустройства на рынке труда.

Предмет исследования – безработица в Российской Федерации.

Таким образом, целью данной  курсовой работы является исследование проблемы безработицы в России: ее структуры, сущности и основных форм.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

- определить сущность и содержание безработицы;

- представить основные формы безработицы;

-исследовать общую характеристику законодательства о занятости населения;

- представить основные принципы государственной политики
в области содействия занятости населения;

-  представить прогноз ситуации на рынке труда и др.

При написании  курсовой работы были использованы следующие методы и приемы исследования: изучение материалов научной учебной литературы; логико-правовой метод исследования; частно-научные методы; метод диалектического познания и другие.

Состояние разработанности проблемы в экономической   литературе. Данная проблема разработана  в юридической   литературе  достаточно широко. При написании  курсовой работы были использованы труды российских  ученых: Абрамова М.А., Александрова М.С., Емцова Р.Г., Базылева Н.И., Гурко С.П., Воробьевой Л.В., Борисова Н.А., Чепурина М.Н., Савицкой Г.В. и других.

Практическое значение исследования заключается в том, что был проведен  глубокий анализ экономической научной литературы на тему «безработица: сущность, структура и формы».

По структуре курсовая работа выполнена на 45 страницах, содержит введение, основную часть, которая, в свою очередь состоит из четырех глав, библиографический список литературы, заключение и три приложения.

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ

 

1.1 Общая характеристика законодательства о занятости населения

 

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства является не только защитой и помощью имущим работу, но и одним из способов их трудоустройства[1].

Международный пакт ООН «Об экономических, социальных и культурных правах» (1966 г.) предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации говорит (ст. 10) об обеспечении занятости. Как ранее указывалось, Трудовой кодекс ничего не предусматривает (к сожалению) по данной проблеме. Законодательство о занятости в настоящее время представляет собой целую систему нормативных актов. В нее входят:

1. Ст. 37 Конституции РФ, предусматривающая право на защиту от безработицы. Важнейшей гарантией этого права являются обеспечение занятости и трудоустройства, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

2. Ст. 23 (н. 1) Всеобщей декларации прав человека ООН (1948 г.), предусматривающая, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

3. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями[2].

4. Положение о Департаменте федеральной государственной
службы занятости, утвержденное приказом Министерства труда
и социального развития Российской Федерации от 30 ноября
2000 г.

5. Постановление Правительства РФ «Об организации общественных работ» от 14 июля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 12 ноября 1999 г.

Эти рабочие места создают местные органы власти для безработных. Они Временные, оплачиваемые, и безработный, занятый на них по его желанию, продолжает числиться безработным и получать пособие по безработице.

6. Постановление Правительства РФ «О системе профессиональной подготовки, профессиональной квалификации, переподготовки высвобождаемых работников и незанятого населения» от 14 мая 1992 г.

7. Постановление Правительства РФ «О мерах по обеспечению занятости населения в случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда в отдельных регионах Российской Федерации» от 3 мая 1994 г. Оно рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных ситуациях приостанавливать высвобождение работников, предусматривать меры по сокращению рабочего времени без уменьшения численности работников. То же самое предусмотрено в Рекомендациях мер при массовом высвобождении [28, С.522].

8. Положение об организации работ по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1995 г. Оно определило критерии массового высвобождения, которыми являются численность увольняемых за определенный календарный период, а именно: а) ликвидация предприятия с 15 и более работниками; б) сокращение численности или штата на 50 и более человек за 30 календарных дней; в) сокращение 200 и более человек в течение 60 календарных дней; г) сокращение 500 и более человек за 90 календарных дней. Следовательно, если за месяц увольняется
50 и более работников или за 2 месяца – 200 и более, или за 3месяца 500 и более, то это массовое увольнение. Массовым считается также увольнение 1 % общего числа работающих в течение 30 календарных дней в тех регионах, где общая численность всех занятых меньше 5 тыс., человек, т.е. в малых городах.

Органы местного самоуправления могут устанавливать и иные критерии, усиливающие социальную защищенность работников в зависимости от особенностей экономики и уровня безработицы в этой местности.

Трудоустройство российских граждан за границей осуществляется на основе лицензий, полученных российскими юридическими лицами на территории Российской Федерации. Есть ряд специальных актов: о льготах пострадавшим от Чернобыльской аварии, работникам районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, работникам конверсируемых предприятий ВПК государственным служащим и другим, содержащих также нормы об обеспечении занятости этих категорий граждан[1].

Много нормативных актов принято Федеральной службой занятости, находящейся в системе Минюструда России, в том числе акты, разъясняющие применение Закона о занятости. Положение о Федеральной службе занятости предусматривает, что все органы занятости действуют на основе этого Положения.

Порядок регистрации безработных граждан утвержден постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. с изменениями и дополнениями от 9 июля 1999 г.

Нормативные части социально-партнерских соглашений на всех их уровнях и коллективных договоров (локальные нормы), содержащие условия об обеспечении занятости, также являются компонентами законодательства о занятости, например Генеральные соглашения, заключаемые между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации.
В системе российского законодательства о занятости населения находятся и международно-правовые акты по данной проблеме, ратифицированные Россией.

В конвенциях и рекомендациях МОТ много внимания уделено вопросам занятости. Так, Конвенция МОТ 122 (1964 г.) «О политике в области занятости»; Конвенция и Рекомендация МОТ (1948 г.) «О службе занятости» и другие были использованы нашим законодателем в Законе РФ 40 занятости населения в Российской Федерации» при формулировке политики государства в области занятости и других его положений.
В системе законодательных актов о занятости центральным, определяющим содержание института правового регулирования занятости и трудоустройства, является Закон РФ  «О занятости населения в Российской Федерации». Он состоит из семи глав и 39 статей [28, С.524].

В гл. 1 «Общие положения» (ст. 1-7) даются понятия: «занятость», кто считается занятым, безработным, подходящая и неподходящая работа; закреплена государственная политика (принципы) в области занятости, разграничены полномочия в этой области Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления.

Глава II – права граждан в области занятости» (ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, профессию, и профессиональную подготовку и переподготовку, на трудоустройство, на профессиональную деятельность за границей.

Глава III «Гарантии государства в области занятости (ст. 12-13) устанавливает общие гарантии реализации права па труд и специальные гарантии для отдельных категорий населения, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

Глава IV «Регулирование и организация занятости населения» (ст. 14-24) предусматривает организацию работы службы занятости по трудоустройству граждан, переподготовку и организацию общественных работ для безработных в качестве их дополнительной социальной поддержки.

Главы V – VI предусматривают участие работодателей в обеспечении занятости, в том числе уплату ими взносов в фонд занятости, закрепляют социальные гарантии, порядок выплаты пособий по безработице, компенсаций и другой материальной помощи безработным, устанавливают контроль и ответственность за нарушение Закона[1].

Информация о работе Безработица: сущность, структуры, формы