Безработица как фактор деградации человеческого капитала

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Задачи написания курсовой работы:
* раскрыть основные причины и виды безработицы.
* пояснить понятия: фрикционная, структурная и циклическая безработица, безработица добровольная, вынужденная, скрытая и застойная.
* раскрыть понятие естественного уровня безработицы и как он измеряется.
* рассмотреть социальные и экономические последствия безработицы.
* выделить основные особенности безработицы в России.

Оглавление

Введение…………………………...…………………………………..3
1.Теоретические основы исследования безработицы .………….......5
1.1.Характерные черты безработицы ……………………….............5
1.2.Виды безработицы………………………………………..............7
1.3.Определение уровня безработицы…………………….…..........11
2.Рынок человеческого капитала…………………………................18
2.1. Теория человеческого капитала……………………….……....18
2.2.Оценка качества инвестиций в человеческий капитал…..........20
3.Влияние безработицы на качество человеческого капитала....….23
3.1. Влияние безработицы……………………………………..........23
3.2.Особенности безработицы в России……………………...........25
3.3.Государственное регулирование безработицы………………..31
Заключение………………….………………………………...............36
Список литературы…………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Безработица (ЭТ).doc

— 210.00 Кб (Скачать)

    Без учета субъектов малого предпринимательства было принято на работу 5,7 млн. человек, из них 349 тыс. человек — на вновь введенные рабочие места. Выбыло по различным причинам 5,8 млн. человек, из них три четверти уволились по собственному желанию.

    Численность уволенных по собственному желанию сократилась на 34 тыс. человек. Численность высвобожденных работников увеличилась на 60 тыс. При этом возросла доля уволившихся в связи с высвобождением в общей численности выбывших.

    Позитивным  моментом можно считать сокращение вынужденной неполной занятости на 216 тыс. человек: в режиме неполной рабочей недели (дня) работали 436 тыс. человек, а ее удельный вес в общей численности работников предприятий и организаций уменьшился с 1,6% до 1,1%. При этом численность лиц, имевших вынужденные административные отпуска, сократилась на 332 тыс. человек (на 32%).

    Пятая часть занятого населения страны работает в малом бизнесе, а также производит продукцию как индустриальный производитель или фермер в крестьянском (фермерском) хозяйстве.

    Вместе  с тем количество организаций малого бизнеса в России по-прежнему недостаточно. Развитие малого предпринимательства является резервом, дающим возможность поднять жизненный уровень населения и создать новые рабочие места в кратчайшие сроки.

    В 2005 году общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией МОТ, снизилась. Это было связанно с увеличением спроса на рабочую силу, в т.ч. в сфере малого предпринимательства. (cм. Приложение)

    Как и прежде, в общей численности безработных доля мужчин превышает долю женщин. Средний возраст безработного увеличился с 34,8 года (май 2004 г.) до 35.2 года (май 2005 г.).

    Период  поиска необходимого места работы оставался  продолжительным и даже несколько увеличился.

    Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, с февраля месяца постоянно снижалась. Причем темпы этого снижения резко увеличились в мае и июне, что связано с развитием летних сельскохозяйственных работ временного характера. Вместе с тем по сравнению с показателями 2004 года численность регистрируемых безработных возросла (на 3.2% в среднем).

    Одними  из основных показателей эффективности работы органов службы занятости являются показатели трудоустройства и направления на профессиональное обучение.

    В этом смысле 2005 год оказался менее результативным по сравнению с предыдущим годом. Из-за того что на реализацию активной политики занятости из федерального бюджета было выделено меньше средств, чем в предыдущем году, органы службы занятости смогли оказать содействие в трудоустройстве и обучении только 49.9% безработных из числа снятых с учета (52,2% в 2004 году).

    Доминирующее  положение в структуре регистрируемых безработных продолжает сохраняться за гражданами, добровольно уволившимися с постоянного места работы или потерявшими работу более года назад.

    По-прежнему сохранялась значительная дифференциация регионов по уровню регистрируемой безработицы. В пятерку субъектов с самой большой регистрируемой безработицей вошли: Республика Ингушетия (17,1%), Корякский АО (11,1%), Республика Тыва (10,9%). Агинский Бурятский АО (7.0%), Республика Дагестан (6,3%). Минимальный уровень безработицы отмечался в Липецкой, Тверской, Калужской, Костромской областях, в г. Москве и Санкт-Петербурге (от 0,7% до 1,4%).

      По данным МВД, в России официально работали больше трехсот тысяч иностранных граждан. Среди них из стран СНГ и Балтии - 162,3 тыс. человек, из Китая - 63,5 тыс. человек, из Турции - 35,1 тыс., Вьетнама - 25,1 тыс., из Кореи - 10,4 тыс. человек.

    Как и в предыдущие годы, иностранцы работают в основном в отраслях производства: в строительстве работали 130,3 тыс. человек, в промышленности - 39,1 тыс. человек, в сельском хозяйстве - 17,8 тыс. человек, на транспорте - 15,1 тыс. человек.

    Очевидно, что уровень безработицы в России сегодня не является поводом для беспокойства. В то же время есть определенные сомнения в достоверности официальных статистических данных, касающихся этого параметра. Так, по итогам переписи общая численность населения в России оказалась выше имевшихся на тот момент оценок (145,2 млн. человек по результатам переписи, 143,7 млн. человек - по данным Госкомстата к моменту проведения переписи), а общая численность занятых в экономике - ниже (61,6 млн. и 65,1 млн. человек соответственно). Так, если уровень экономической активности населения соответствовал в это время официальному значению в 65%, то уровень безработицы в действительности превышал 15,7% численности экономически активного населения. Если же допустить, что уровень безработицы был равен официальной оценке (8,6%), то значение экономической активности населения на конец 2003 г. не превысило 60%.

    Реальное значение уровня безработицы на момент проведения переписи составляло порядка 11 - 12% при уровне экономической активности в 62 -63%. [24, c.42]

    В течение 2005-2007 гг. демографическая ситуация в Российской Федерации будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения. В течение последующих двух лет будет наблюдаться устойчивое сокращение прироста населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу Госкомстата России, к концу 2016 года численность постоянного населения России составит около 134,3 миллиона человек. [28, c.42]

    Наибольшее  абсолютное сокращение численности населения в трудоспособном возрасте прогнозируется в Тульской, Архангельской, Мурманской, Камчатской областях, в Приморском крае, что может привести к дефициту рабочей силы в указанных регионах.

    В отдельных отраслях будет наблюдаться  прирост занятости, например: в машиностроении, электроэнергетике, нефтепереработке, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, а также в образовании, культуре, искусстве, науке и научном обслуживании, здравоохранении, ЖКХ. При этом в других отраслях ожидается сокращение занятости: в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, транспорте, связи и др.

    Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, стабилизируется или уменьшится по сравнению с 2004 г. на 0,2 млн. человек. Регистрируемая же безработица, наоборот, увеличится не только из-за превышения предложения рабочей силы на рынке труда, но и из-за оказываемых органами службы занятости услуг населению по выполнению государственных гарантий в области занятости и социальной поддержки безработных.

    Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации провел в мае 2005 г. опрос руководящих работников экономических и социальных ведомств в субъектах РФ (399 респондентов из 83 субъектов). В опросе участвовали работники департаментов экономики, финансов, налогов и сборов, труда и социальных вопросов, государственной службы занятости, органов государственной статистики, других органов исполнительной власти, а также территориальных управлений Банка России. Программа опроса предполагала выявление мнений экспертов о развитии ситуации на рынке труда в регионах. О вероятном росте уровня безработицы в 2007 г по сравнению с 2006 годом в целом по 83 регионам сообщают 21% респондентов, о ее сохранении на уровне предыдущего года – 41%, о снижении – 28%.[23, c.34]

    Безработица, многие годы составлявшая в России не менее 8% экономически активного населения, прогнозируется на 2007 г. на уровне 7,8%, т.е. 5,6 млн. человек, а в 2009 г. это количество, согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и основных параметров прогноза до 2009 года», уменьшится на 0,2 млн. [27, с.25]

    В силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно  более высокой социальной напряженности  в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

    Поскольку определенное своеобразие ситуации в экономической и социальной сферах в России свидетельствует  о невозможности механического  переноса и копирования применяемых за рубежом методов, требуется определенное логическое переосмысление предлагаемых методов исследования, а также использование адаптированных методов исследования социально-экономических последствий безработицы в России переходного периода.

    Важным  для ликвидации безработицы, специфическим  для состояния России является снятие административных, правовых и экономических  ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитие механизма государственного регулирования занятости населения.  

    3.3. Государственное регулирование безработицы 

    Безработица - постоянный спутник рыночной экономики, связана с определенными потерями для общества. Поэтому оно должно стараться эти потери минимизировать. Прежде всего, необходимо создать условия, при которых безработные слои населения могли как-то просуществовать в период вынужденного бездействия.

    Организационное воздействие механизма занятости в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба занятости населения. Система содействия занятости представляет собой Федеральную службу занятости населения Российской Федерации и региональные (городские) центры занятости, которые работают по единой методологии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Имеются четкие инструкции о порядке работы служб занятости в Российской Федерации, отраженные в технологии организации работы центра занятости в Российской Федерации.

    Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение  вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим гражданам  в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

    Функции службы занятости многообразны:

    1. Анализ и прогнозирование спроса  и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

    2. Учет свободных рабочих мест  и граждан, обращающихся по  вопросам трудоустройства;

    3. Консультация обращающихся в  службу занятости трудящихся  и работодателей о возможностях  получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

    4. Оказание помощи гражданам в  выборе подходящей работы, а работодателям  - в подборе необходимых работников;

    5. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов обучения и переобучения;

    6. Оказание услуг в профессиональной  ориентации и трудоустройстве  высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

    7. Регистрация безработных и оказание  им в пределах своей компетенции  помощи;

    8. Оплата стоимости профессиональной  подготовки, переподготовки граждан,  трудоустройство которых требует  получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

    9. Выдача в установленном законом порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий;

    10. Подготовка предложений и заключений  об использовании труда иностранных  рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и лицензий;

    11. Разработка республиканских и  региональных программ занятости,  включая финансовое обеспечение  и мероприятия по социальной  защищенности различных групп  населения.

    Политика  занятости позволяет снижать экономические и социальные последствия, финансовые затраты на социальную поддержку граждан, признанных безработными и получающих пособие по безработице. [30,c.33]

    Таким образом, функции Государственной  службы занятости значительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы трудоустройства.

Информация о работе Безработица как фактор деградации человеческого капитала