Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью последующей работы является:

изучение понятия «монополия», характерных черт монополий, видов, форм и типов монополий;
определение источников проблем антимонопольного регулирования;
изучение законодательной базы антимонопольного регулирования РФ
анализ источников (статей, другой информации), описывающих современную тенденцию осуществления антимонопольного регулирования в России;
рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения;

Оглавление

2. Введение …...…………………………………………………………………3-4

3. Основная часть

I. Аналитическая и синтетическая трактовка понятия «монополия»....5-10

II.Определение монополии

Характерные черты монополии …………………………..…….11-12
Барьеры, защищающие монопольный рынок ………………….12-16
Формы и виды монополии…………………………...………….16-20
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями……………………………………………..20-22
Типы монополий…...…………………………………………….22-25
III. Антимонопольное регулирование………………………...……….26-32

IV. Законодательная база Антимонопольного регулирования РФ…..33-40

V. Осуществление антимонопольного регулирования в России…….41-43

4. Заключение………………………...………………………………………44-45

5. Литература ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономтеории.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

    ┌────────────┼────────────

    административные→технологические→естественные

                  (государственные)    (обычно, сырьевые)   

Ее постоянно  ведут люди для обеспечения своего благосостояния. В какой-то мере имеет  место провозглашенная Гоббсом  “война всех против всех”, как бы печально это не было и что бы не говорили по этому поводу морализаторы. В чистом виде борьба за источники средств существования имеет место в натуральной экономике. В условиях рыночной экономики она принимает форму конкуренции. Конкуренция – борьба между субъектами рыночных отношений. Она возникает вместе с рынком и сохраняется в чистом виде до настоящего времени. Без нее невозможен и будущий рынок. В то же время, помимо чистой формы конкуренции, возникает особая превращенная ее форма, которую называют монополией. Монополия – это высшая форма конкурентной борьбы сильных и богатых со слабыми и бедными. Ею обладают не все субъекты рынка, а только определенные их представители. Монополия не отрицает своих предшественников, а надстраивается над ними и конституирует экономический строй общества. “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию, их антагонизм, но также и их синтез, который есть не формула, движение. Монополия производит конкуренцию, конкуренция производит монополию... Синтез заключается в том, что монополия может держаться лишь благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”. “Конкуренция переходит в монополию. Монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию... Противоречие конкуренции состоит в том, что каждый должен желать для себя монополии, тогда как все общество как таковое должно терять от монополии и поэтому должно ее устранить...” Данные положения вековой давности не потеряли своего значения и сегодня. В связи с этим необходимо изучать форму привилегий, борьбы, конкуренции. Не зная современной монополии, нельзя добиться ее для себя, как и противостоять монополии других субъектов рынка. Основные формы рынка: 

Полиполия ОлигополияДуополия Монополия

    Термин  «полиполия» удачен для названия того состояния рынка, который характеризуется множеством продавцов. Иначе, этот термин следует считать синонимом термина «рынок свободной конкуренции». Эта историческая форма рынка сохраняется в своей первоначальной форме в качестве пережитка. На его основе возникает собственно рынок капитала 5 тысяч лет назад и 500 лет назад – капиталистический рынок, который не является в полном смысле свободным. Далее он трансформировался в олигополистический и тем более дуополистический и монополистический. В системе они образуют современный рынок, на котором господствуют монополии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Определение монополии

 
 

      Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца

на осуществление  какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

      Нередко под монополией подразумевается  определенная структура рынка  абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

     Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой  абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более замкнутых рынках, к примеру, в маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями. 

      

Характерные черты монополии

      Совершенная монополия (так же, как и совершенная  конкуренция) представляет собой достаточно редкое явление. Она предполагает выполнение следующих условий:

    1. монополист является единственным производителем данного товара;
    2. продукция носит уникальный характер в том смысле, что не имеет близких заменителей;
    3. проникновение в отрасль других фирм закрыто целым рядом обстоятельств, в результате чего монополист удерживает  рынок в своей полной власти и полностью контролирует объем выпуска производства;
    4. степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, ибо он не может назначить любую сколь угодно высокую цену (любая компания, в том числе и монополистическая, сталкивается с проблемой ограниченности рыночного спроса и сокращения объема продаж прямо пропорционально росту цен).
 

      Кстати, еще Адам Смит писал о ценах, устанавливаемых фирмой - монополистом за товар на рынке: “Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить”.

      Иными словами, монополия означает потерю экономического равноправия производителя и покупателя. По сути дела, на таком рынке более сильный продавец вынуждает покупателя переплачивать за товары.

      Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия  на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию.

      Возможность получения монопольных прибылей  вследствие особого рыночного положения  неизбежно привлекает в отрасль  новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами.

Барьеры, защищающие монопольный  рынок

      Оказывается, что захватить рынок и стать  на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих  руках еще сложнее. Поэтому издавна  монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.

     Барьер  для входа в отрасль (Barrier entry) – ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен  свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые  монополистом, привлекли бы  на рынок новых продавцов,  значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами  исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном  счете,  стали бы конкурентными.

        Типы барьеров, препятствующих проникновению новых фирм на монополизированные рынки:

    1. Юридические барьеры.

 Вход  на монополизированный рынок  обычно очень сильно может  быть ограничен с помощью юридических  барьеров. Самыми  древними формами  таких барьеров были монопольные   права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название “государственных монополий”.   Под этим именем они продолжают существовать и сегодня.

      Надо  сказать, что государство рождает  монополию или создает условия для нее и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям.

      Например, государство осуществляет лицензирование определенных видов деятельности, и  без получения государственной  лицензии такой деятельностью заниматься просто нельзя. Лицензируются, например, деятельность радиостанций и телекомпаний, нотариусов, аудиторов, банков, охота на определенные породы ценных животных (в частности, пушных), изготовление спиртных напитков или торговля ими и т.д.  Итогом лицензирования является ограничение доступа желающих проникнуть в определенные сферы деятельности и, следовательно, создание предпосылок для рождения монополистов.

      Естественно, лицензирование придумано не для  создания монополий – оно решает совершенно иные задачи. Например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков не лицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться. Тем не менее, экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.

      Важнейшим видом юридических барьеров, рождающих  и защищающих монополию, являются патенты  на изобретения и научно-технические  разработки.

      Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки и так далее исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются  эксклюзивные права на реализацию продукта.

      2.  Естественные барьеры. 

В некоторых  случаях рождение монополии оказывается  практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.

      Подробное описание естественных монополий будет дано ниже, однако, для раскрытия сущности естественных барьеров, необходимо ввести определение естественных монополий.

      Естественная  монополия – отрасль, в которой  производство  товара или оказание услуг сосредотачивается  в одной  фирме в силу объективных (природных  или технических) причин, и это  выгодно обществу.

           В зависимости от вида естественной  монополии существуют естественные  барьеры  двух видов:

      а) Когда рождение  монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных  самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых, и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом, (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).

      б) Второй вид естественных барьеров, препятствующих проникновение конкурентов  на рынок монополиста, характерен для  монополий, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо  экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.

      Скажем, технически почти невозможно (а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода  газа или электроэнергии в  квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить  в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.

    1. Экономические барьеры.

 Такие  барьеры возводятся самими  фирмами-монополистами  или являются следствием неблагоприятной  общеэкономической ситуации в  стране.

Также в качестве барьеров для входа  в отрасль, контролируемую монополистом, могут служить:

      а). Собственность на все предложение  производственного ресурса.   Монополия также может поддерживаться  в результате владения всеми источниками  конкретного ресурса, необходимого для  производства монополизированного  товара.

      б).  Уникальные способности и знания также могут создать монополию. Так певцы, художники, спортсмены обладают монополией на использование своих услуг. Фирма, обладающая технологическим секретом, при условии, что другие фирмы не могут воспроизвести данную технологию, обладает монополией на данный продукт. Хотя, как правило, такая монополия не является  чистой, так как могут существовать близкие заменители данного продукта.

Информация о работе Антимонопольное регулирование