Антимонопольное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 22:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью последующей работы является:

изучение понятия «монополия», характерных черт монополий, видов, форм и типов монополий;
определение источников проблем антимонопольного регулирования;
изучение законодательной базы антимонопольного регулирования РФ
анализ источников (статей, другой информации), описывающих современную тенденцию осуществления антимонопольного регулирования в России;
рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения;

Оглавление

2. Введение …...…………………………………………………………………3-4

3. Основная часть

I. Аналитическая и синтетическая трактовка понятия «монополия»....5-10

II.Определение монополии

Характерные черты монополии …………………………..…….11-12
Барьеры, защищающие монопольный рынок ………………….12-16
Формы и виды монополии…………………………...………….16-20
Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями……………………………………………..20-22
Типы монополий…...…………………………………………….22-25
III. Антимонопольное регулирование………………………...……….26-32

IV. Законодательная база Антимонопольного регулирования РФ…..33-40

V. Осуществление антимонопольного регулирования в России…….41-43

4. Заключение………………………...………………………………………44-45

5. Литература ……………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по экономтеории.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТАТАРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ПО  ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ 

АНИТИМОНОПОЛЬНОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ 
 
 

Выполнила: студентка группы 15-112,

заочного  отделения

Шайхелисламова Нурия

Нурисламовна

Проверил: Абдуллин Ильдар

  Икрамович 
 
 
 
 

КАЗАНЬ 2007

Содержание 

1. Содержание …………………………………………………………………….2

2. Введение  …...…………………………………………………………………3-4

3. Основная  часть

    I. Аналитическая и синтетическая трактовка понятия «монополия»....5-10

    II.Определение монополии

    • Характерные черты монополии …………………………..…….11-12
    • Барьеры, защищающие монопольный рынок ………………….12-16
    • Формы и виды монополии…………………………...………….16-20
    • Монополия в виде контроля фирмы над редкими природными ресурсами, знаниями……………………………………………..20-22
    • Типы монополий…...…………………………………………….22-25

    III. Антимонопольное регулирование………………………...……….26-32

    IV. Законодательная база Антимонопольного регулирования РФ…..33-40

    V. Осуществление антимонопольного регулирования в России…….41-43

4. Заключение………………………...………………………………………44-45

5. Литература  ……………………………………………………………………46 
 

           
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     На  сегодняшний день большое внимание уделяется проблемам монополизации  и конкуренции, причем эти проблемы привлекают не только специалистов, но широкие слои населения.

     Еще в конце последних десяти лет  прошлого тысячелетия эти проблемы остро стали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.

     В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.

     Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования  монополистических процессов и конкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ в данной сфере.

     Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам.

     Развитие     антимонопольного     регулирования  очень актуально для развития   российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте.   Антимонопольное   регулирование   в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития   России.

     Целью последующей работы является:

    • изучение понятия «монополия», характерных черт монополий, видов, форм и типов монополий;
    • определение источников проблем антимонопольного регулирования;
    • изучение законодательной базы антимонопольного регулирования  РФ
    • анализ источников (статей, другой информации), описывающих  современную тенденцию осуществления антимонопольного регулирования в России;
    • рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Основная  часть

I. Аналитическая и синтетическая трактовка

понятия «монополия». 

    В XX веке сохраняются все ранее возникшие формы материальных отношений. В то же время главными являются новые феномены – монополии (в широком смысле слова, называя так и олигополии), огосударствление и социализация. Они определяют «лицо» рынка, экономики XX века.

    Монополию довольно часто рассматривают как  новое экономическое явление, возникшее  в наше время. Одновременно ее обычно оценивают в качестве нечто ужасного, противоестественного. Это заблуждение.

    Явление

    новое ↔ старое (древнее)

    противоестественное ↔ закономерное

    плохое (регрессивное) ↔  хорошее (прогрессивное)

    Монополии – древняя форма материальных отношений. В древней Греции цари обладали монополией на некоторые промыслы, ремесла. Конечно, тогда монополия была эпизодическим, случайным, временным явлением. Монопольные права монархов на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами называли регалией.

    Практика  монополий была осознана наукой с  древности. Ее анализировал Аристотель: «Но и вообще, как мы сказали, выгодно в смысле наживания состояния, если кто сумеет захватить какую-либо монополию». Последующие мыслители также обращали внимание на этот  тип материальных отношений, например педагог Я. Коменский (1592-1670гг.) Экономисты более содержательно рассматривали ее. О ней писали многие, что подтверждало возрастающее значение монополий в экономической жизни. Особенно это заметно в средние века. Ф. Бэкон писал о раздаче различных монополий в Англии XVII века. В. Пети уделил много внимания монополии. Он рассматривал, прежде всего, торговую монополию с точки зрения налогообложения. В то же время он отмечал и монополию изобретателей, констатируя одновременно тот печальный до настоящего времени факт: «следует, между прочим, отметить, что не многие лица, открывшие что-нибудь новое, были когда-либо вознаграждены монополией…». Любопытно его замечание по этому вопросу: претензии изобретателей гибнут обычно вместе с ними. В настоящее время монополия на изобретение приобретает решающее значение в экономическом развитии.

    Во  второй половине XIX века исследователи сосредоточили внимание на изучение монопольных отношений. В. Зомбарт разработал концепцию перерастания капитализма в монополистический капитализм. В XX веке монополии стали важнейшим объектом экономической науки. В то же время сохраняются различные, скорее по терминологии, чем по содержанию понятий, трактовки монополий. Пока нет адекватной современной потребности теории данного типа материальных отношений.

    Предпринимательство (бизнес) порождает капитализм, а последний превращает в монополистический капитализм или империализм. «Концентрация, на известной ступени ее развития, сама собой подводит, можно сказать, вплотную к монополии». М.И. Туган-Барановский был прав: «Но экономисты упускают из виду основную истину, что «конкуренция убивает конкуренцию». Возникновение монополий не отрицает сохранения простой конкуренции: «Монополия рождает конкуренцию, конкуренция рождает монополию». 

  Империализм

                                          ┌→    Капитализм

                                            ─→     Бизнес 

    Монополизация рынка представляет собой один из важнейших экономических законов. По мере развития рынка бизнеса росло значение монополий, которое достигло максимума в XX веке. Сегодня монополии - ведущая сила рынка и общества вообще. Монополистический капитализм «… втаскивает, так сказать, капиталистов, вопреки их воли и сознания, в какой-то новый общественный порядок, переходит от полной свободы конкуренции к полному обобществлению».

    В основе современного значения монополий  лежит взаимодействие многих законов  экономики, в том числе и свободного рынка и рынка бизнеса. 

    Труд→ Хозяйство→ Экономика→ Рынок→ Капитал→ Накопление Концентрация→ Централизация→ Монополизация 

    В нормативных пособиях на первое место  анализа выходит оценка объекта. Объективизм предполагает, прежде всего, осмысление сути объекта. Иначе говоря, необходимо, прежде всего, ответить на вопрос «Что такое монополия?». Для  ответа на этот вопрос с помощью правила Р. Декарта построим эволюционный ряд:

    ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИВИЛЕГИИ ПРЕРОГАТИВЫ

     КОНКУРЕНЦИЯМОНОПОЛИИ 

    Не  тождественность всего сущего другим явлениям предполагает их большие или  меньшие различия. Особенно важны  эти различия для людей. Физиологическое, психологическое и т.п. неравенство людей является фактом для любого человека со здравым рассудком. В связи с этим у одних людей имеются ПРЕИМУЩЕСТВА по сравнению с другими людьми, что дает им определенную выгоду. В простейшем случае эти преимущества имеют естественное происхождение, являются врожденными свойствами, которые содействуют росту благосостояния или получению больших доходов. Преимущества сильного, рослого, красивого, умного и т.д. человека естественны и общепризнанны. Они имеют для него весьма важное экономическое значение – содействуют его благосостоянию при определенных условиях.  Любопытна с этой точки зрения американская присказка: «если ты так красива, то почему не богата».

    На  основе преимуществ возникают ПРИВИЛЕГИИ (приоритет), которые являются официальными, социально порожденными преимуществами (правами) того или иного человека: родиться у определенных (в том числе красивых) родителей, жить в определенной местности и т.д. Привилегии могут быть предоставлены кому-либо на определенное время. В средневековой Европе давали привилегии на имущество за службу политическому лидеру. Так возникло различного рода служебное дворянство. Привилегии стали основой возникновения цехового строя ремесла. Например, в XIII веке в Париже они составляли основу многих ремесел.

    ПРЕРОГАТИВЫ (преференции, регалии) возникают из различных социальных функций людей, власти, правителей: привилегии лидера, начальства, функционера. Их обычно берут сами субъекты на себя , присваивая это право на основе различных методов, в том числе с помощью насилия, борьбы, конкуренции. КОНКУРЕНЦИЯ – борьба за присвоение привилегий. Развитие этой тенденции ведет к появлению особого рода преимущества, которые называют МОНОПОЛИЕЙ. 

    Интерес→  конкуренция→ монополии 

    Привилегии  и прерогативы устанавливаются в качестве социальных явлений на основе отношений людей. Эти отношения являются борьбой, соперничеством. Не только установление этих типов отношений, но и их поддержание предполагает в той или иной мере борьбу. То же самое происходит в сфере экономики.  Борьба возникает в животном мире и принимает особые формы соперничества в обществе людей. Она оказывается средством погони за источниками средств существования. 

    Монополии

Информация о работе Антимонопольное регулирование