Антимонопольное регулирование за рубежом и в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Выполнение задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие диктата монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности.
Однако из-за отсутствия современной материальной базы, информации, глубокого понимания и осмысления происходящих процессов руководство России не рассматривало в своей практической деятельности в качестве первоочередного вопрос антимонопольного регулирования экономики. Многие отечественные компании, реально работающие на рынке, часто не могут успешно развивать свой бизнес, тем более стать мировыми лидерами только лишь по причине засилий монополистов. Такое положение не соответствует их возросшим опыту, активам, деловой репутации и требует изменений, а также изучения мирового опыта.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….4
1 Антимонопольное регулирование за рубежом………………………5
1.1 Американский тип антимонопольного регулирования………….6
1.2 Либеральный тип антимонопольного регулирования…………...14
1.3 Государственный контроль за монополистической
деятельностью в странах с развитой экономикой…………………….18
2 Антимонопольная политика в Российской Федерации……………..21
2.1 Становление антимонопольное законодательства...……………...22
2.2 Особенности антимонопольной политики………..……………….24
2.3 Цели и методы антимонопольного регулирования……………… 27
2.4 Область проблем антимонопольного регулирования.....................33
2.5 Направление совершенствования российской системы
антимонопольного регулирования……………………………………..39
3 Деятельность Федеральной антимонопольной Службы…………....43
Заключение………………………………………………………………46
Список используемой литературы….………………………………….48

Файлы: 1 файл

Новая.docx

— 99.91 Кб (Скачать)

           Министерство образования и науки Российской Федерации

              

                   ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

         ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

              ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                      Экономический факультет

                                  Кафедра: Экономическая теория

                                                                                                              

                                           Курсовая работа

                          по дисциплине: Экономическая теория

 

                  Антимонопольное регулирование  за рубежом и в Р.Ф.

                    

                       ОГТИ (филиал) ГОУ ОГУ 080109.65.5010.01.ОО

 

                                       

                                     

 

                              Руководитель работы

                                                                    канд. эконом. наук, доцент

                                                                     _______________ Д.Ф.Давлетшина

                                                                     «___» ____________ 20___ г.

                                                                     Исполнитель

                                                                     студент группы 10Мен(б)-1

                                                                     _________________ А.А.Абдуллина

                                                                     «___» ____________ 20____ г.

                                          

                                               Орск 2010  
                   Министерство образования и науки Российской Федерации

 

                       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

          ОРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

              ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

                    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

                                       Экономический факультет

                                   Кафедра «Экономическая теория»

 

                                     Задание на курсовую работу

       Антимонопольное регулирование за рубежом и Р.Ф.

                          Исходные данные: Статистические данные ЦБ РФ, данные сети Интернет,      учебники и учебные пособия по экономической теории, а также публикации отечественных и зарубежных экономистов по исследуемой проблеме.

 

Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) отразить типы антимонопольного регулирования;

б) рассмотреть деятельность антимонопольных органов;

в) проанализировать антимонопольное регулирование в России.

 

 

 

 

Дата выдачи задания «__» __________ 20___ г.

Руководитель 

к.э.н., доцент                                             Д.Ф.Давлетшина

Исполнитель

студент группы 10Мен (б)-1                     А.А.Абдуллина

Срок защиты работы «____»__________ 20____г.

 

                                  РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ: Экономическая теория

СТУДЕНТКИ ОГТИ (филиала) ГОУ  ОГУ  Абдуллиной А. А.

 

Антимонопольное регулирование

ОБЪЕМ 48 ЛИСТОВ

ОТЗЫВ О РАБОТЕ


 

 

                                        Аннотация

 

           В данной курсовой работе рассматриваются типы антимонопольного регулирования, антимонопольное законодательство Российской  Федерации, опыт зарубежных стран в области антимонопольного регулирования.

          Структура данной курсовой работы  выглядит следующим образом.

          Первый раздел отражает теоретические основы антимонопольного   регулирования за рубежом.

          Во втором разделе рассмотрена антимонопольная политика, применяемая в России, проанализированы проблемы антимонопольного регулирования и пути х разрешения.

          В третьем разделе рассмотрена деятельность Антимонопольной службы Р.Ф

Работа выполнена печатным способом на 48 страницах с использованием 11 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       Содержание

 

Введение………………………………………………………………….4

1 Антимонопольное регулирование  за рубежом………………………5

1.1 Американский тип антимонопольного регулирования………….6

1.2 Либеральный тип антимонопольного регулирования…………...14

1.3 Государственный контроль за монополистической

деятельностью в странах с развитой экономикой…………………….18

2 Антимонопольная политика в Российской Федерации……………..21

2.1  Становление антимонопольное законодательства...……………...22

2.2 Особенности антимонопольной политики………..……………….24

2.3 Цели и методы антимонопольного регулирования………………  27

2.4  Область проблем антимонопольного регулирования.....................33

2.5 Направление совершенствования российской системы

антимонопольного регулирования……………………………………..39

3 Деятельность Федеральной  антимонопольной Службы…………....43

Заключение………………………………………………………………46

Список используемой литературы….………………………………….48

 

 

 

                                            Введение

 

          Выполнение задачи ускоренного развития России – удвоения ВВП, завоевание и упрочнение ведущих позиций государства в мире как в экономике, науке, технике, культуре, так и в области безопасности, требует гармоничного развития экономики страны. Отсутствие диктата монополий, свободное развитие и укрепление мелкого и среднего бизнеса – являются необходимыми условиями такого гармоничного развития и стабильности.

          Однако из-за отсутствия современной материальной базы, информации, глубокого понимания и осмысления происходящих процессов руководство России не рассматривало в своей практической деятельности в качестве первоочередного вопрос антимонопольного регулирования экономики. Многие отечественные компании, реально работающие на рынке, часто не могут успешно развивать свой бизнес, тем более стать мировыми лидерами только лишь по причине засилий монополистов. Такое положение не соответствует их возросшим опыту, активам, деловой репутации и требует изменений, а также изучения мирового опыта.

          В связи с этим актуальной, в том числе и в практическом плане, является изучение антимонопольного регулирования за рубежом, разработка подходов, новаций в постановке и выполнении задач по созданию условий нормального развития экономики страны путём уменьшения ущерба, связанного с неурегулированной деятельностью монополий противоречащей интересам общества.

           Целью настоящей курсовой работы является изучение опыта других стран и подходов к решению проблем антимонопольной политики в деятельности Федеральной Антимонопольной Службы РФ

 

 

 

1. Антимонопольное регулирование  за рубежом

 

          Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

          Разработка и принятие антимонопольного законодательства – одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики. Важнейшая черта олигополистического рынка – взаимодействие конкурентных и монопольных сил.

         Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.

          Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства

           1.1Американский тип антимонопольного регулирования

        

          Американский тип антимонопольного законодательства основывается на преобладании так называемого принципа запрета, отвергая любую форму монополистического сговора или союза. Он называется антитрестовским, поскольку его положения направлены против любых форм союзов субъектов предпринимательского бизнеса, непосредственно направленных на приобретение ими доминирующего или монопольного положения

        Одной из  наиболее развитых стран в  области антимонопольного регулирования  экономики является США. Государственное  регулирование в

этой стране осуществляется в отношении  отдельной категории отраслей экономики, тех, где зачастую возникает естественная монополия. При этом они не национализируются, а действующие в них компании пользуются полной либо значительной независимостью от органов государства  в вопросах построения внутренней системы  организации производства, принятия инвестиционных решений.

         В основу комплекса государственных  мер, составляющих антимонопольную  политику США, заложено общее  концептуальное представление, согласно  которому наивысшее благосостояние  граждан достигается в случае, когда они имеют возможность  свободно обмениваться производимыми  ими товарами и услугами на  конкурентном рынке. Причем считается,  что если все сделки по подобному  обмену будут заключаться на  уровне цен, устанавливаемых в  результате конкурентной борьбы  между поставщиками товаров и  услуг, то общество в целом  получит больший объем  материальных  благ, чем в случае, когда часть  подобных сделок будут заключаться  по ценам, отклоняющимся от  конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций.

Объектом  антимонопольного регулирования являются поведение компаний и институциональная  структура экономики. Последняя, согласно антимонопольным нормам должна быть «эффективной», то есть при определенном объеме находящихся в распоряжении общества ресурсов  максимизировать в количественном и оптимизировать в качественном отношении производство потребляемых обществом благ. Воздействие же антитрестовского законодательства осуществляется на состав хозяйственных единиц, их экономическое поведение  и ряд форм взаимоотношений между ними.

Важнейшие принципы антимонопольной  политики сформулированы в специальном  своде хозяйственного права США  под названием  «Антитрестовское законодательство». Оно базируется на трех основных законодательных актах:

1)Закон Шермана (1890 год).

Этот закон составляет ядро антитрестовской  политики в экономической жизни  США. Вне закона объявляется «всякий  контракт и всякое объединение в  форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами  или с иностранными государствами». В этом законе также указывается, что «каждое лицо монополизировавшее, либо пытающееся монополизировать... какую- либо отрасль торговых операций между несколькими штатами или с иностранными государствами будет считаться правонарушителем». В поправке к этому закону от 1974 года нарушение его статей квалифицируется как «тяжкое преступление».

Федеральное правительство США  в соответствии с этим законом  имеет право привлекать к суду фирмы и деловые предприятия, причем спектр вероятных наказаний  достаточно широк: от денежных штрафов  до тюремного заключения, причем после  введения поправки 1974 года последняя  мера получила широкое распространение. На действия провинившейся фирмы  может быть наложен судебный запрет, а в исключительных случаях суд  может вынести предписание о  децентрализации и дроблении  фирмы на ряд небольших предприятий.

Кроме того, все частные лица, считающие, что понесли убытки в результате нарушения кем - либо Закона Шермана, имеют право возбудить дело в суде и, в случае признания претензий обоснованными - могут получить компенсацию, втрое превосходящую стоимость нанесенного им ущерба. Такие случаи стали за рубежом в последнее время вполне обычной практикой в деятельности судебных органов.

2)Закон Клейтона (1914 год) и Закон  о Федеральной торговой комиссии.

Органы Федерального правительства, контролировавшие исполнение Закона Шермана, в ряде случаев преуспели в  реализации антимонопольных программ. Наиболее запомнившиеся вехи на этом пути демонополизация и разукрупнение  «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 году. Тем не менее, в эту пору целый ряд должностных лиц  высказывал сомнения во всеобъемлемости  мероприятий, регламентированных Законом  Шермана. Дело в том, что в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, возникших  в результате слияний. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато  и двусмысленно. Поэтому в 1914 году был принят Закон Клейтона

Информация о работе Антимонопольное регулирование за рубежом и в РФ