Антимонопольная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:14, реферат

Краткое описание

Следовательно, общество будет получать экономическую выгоду, препятствуя развитию монополии или способствуя прекращению ее деятельности там, где она уже существует. Усиление монопольной власти отдельных фирм приводит к общественным экономическим потерям: во-первых, эти потери проявляются в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов по сравнению с ценами на аналогичный товар на конкурентных рынках; во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти нередко приводит к планируемому ограничению производства товаров и услуг с целью поддержания высоких цен, а это означает, что монополия порождает неэффективное распределение ресурсов между различными отраслями; в-третьих, монополия часто ведет к техническому застою производства, к ухудшению качества продукции, условий труда и т. д.

Оглавление

Содержание
1. Антимонопольная политика государства
2. Управление государственным имуществом
Литература

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.docx

— 259.47 Кб (Скачать)
  •  
    незаконные как таковые. Эти действия не обладают какими-либо достоинствами, позволяющими компенсировать их антиконкурентное воздействие;
  •  
    незаконные на основании правила разумности.

 
Решения суда по данным действиям принимаются  на основе сравнения и сопоставления  положительных и отрицательных  последствий антиконкурентного действия. К первому виду относятся:

  •  
    горизонтальное фиксирование цен;
  •  
    горизонтальный сговор о доле рынка;
  •  
    групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);
  •  
    договоренность о взаимных продажах и закупках;
  •  
    взаимосвязанные продажи;
  •  
    неправильная информация о товаре.

 
Ко второму виду относятся:

  •  
    вертикальное фиксирование цен;
  •  
    отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;
  •  
    исключительное право покупки или продажи20.

 
Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование  слияний и поглощений фирм - определение  критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается. 
 
Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема порождается наличием у фирм стимулов к искажению информации в некоторых случаях, когда:

  •  
    трудно проверить качество товара;
  •  
    фирма выпускает экспериментальные товары;
  •  
    происходят одноразовые продажи изделия;
  •  
    совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера.

 
Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (Федеральная  комиссия по качеству товаров и по стандартам; Комиссии по качеству лекарственных  препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры  поведения фирмы - объекты регулирования:

  •  
    стандарты качества (обязательное установление, в частности, для пищевых продуктов и лекарств);
  •  
    стандарты упаковки: требования маркировки товара (обязательное указание ингредиентов изделия);
  •  
    гарантии бесперебойного срока службы (устанавливаются для товаров длительного пользования);
  •  
    стандарты использования товара (обязательное приложение инструкции по пользованию товаром повышенной сложности с указанием того, что потребитель может и чего не должен делать с продуктом)21.

 
Вывод: в данном подпункте рассмотрели антимонопольное законодательство США, которое базирующееся на “трёх китах”, таких как Акт Шермана 1890 г., Акт Клейтона 1914 г., Акт Робинсона-Пэтмана 1936 г. и Акт Селлера-Кефовера 1950г. А также рассмотрели сферу действий отраслевой политики США, которая занимается регулированием слияний и поглощений фирм. Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка.  
^

2.3 Антимонопольная  политика России

 
В данном подпункте рассмотрим антимонопольное  законодательство в России. Монополия  существует во всём мире. Главной особенностью монополизации российского рынка  можно считать, пожалуй, то, что она  сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики. Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной  структуры. Внутри этой экономики существовал  монополизм центральных ведомств, министерств  и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. 
 
Причины для концентрации такого типа: 
 
1) стремление использовать положительный эффект масштаба производства; 
 
2) удобство централизованного управления крупными предприятиями. 
 
В итоге советские монополисты были узкоспециализированы. 
 
Советской экономике была свойственна непропорционально высокая доля крупных и крупнейших, и чрезвычайно малая доля мелких и средних предприятий по сравнению с развитыми странами. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. 
 
Существуют отличия советской монополии от капиталистической: 
 
1) не имея самостоятельности ни в выборе объема продукции, ни в установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять монополистические злоупотребления, хотя это широко наблюдается в западных странах; 
 
2) деятельность советских предприятий-монополистов не вызывала таких последствий монополизации как завышения цен, получения монопольных прибылей предприятиями и других; 
 
3) при социализме монополии зачастую появлялись при отсталой технологической базе22
 
Последствие монополизации проявилось в неэффективности экономики: завышенные издержки, превышавшие мировой уровень; низкое качество продукции; замедленный темп ее обновления. 
 
Советская экономика была значительно более изолирована от внешнего мира, чем большинство рыночных, таким образом, монопольные позиции предпринимателей были защищены и от иностранных конкурентов. Из-за этого сильно страдали качество и новизна продукции. 
 
В результате начала рыночных реформ в России, монополистические тенденции резко усилились. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории после распада страны. Это стало толчком для разработки антимонопольной политики. 
 
Главный орган антимонопольной политики это федеральная антимонопольная служба (ФАС России), она является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.  
 
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба создана в соответствии с Указом Президента России № 314 от 9 марта 2004. Положение о Федеральной антимонопольной службе принято Правительством России 29 июля 2004 г. ФАС России - федеральный орган исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации23
 
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются: 
 
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции №135-ФЗ» от 26 июля 2006 г.); 
 
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях; 
 
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон №57-ФЗ от 29 апреля 2009 г.)24
 
г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере госзакупок; 
 
д) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон «О рекламе». 
 
ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). 
 
В структуре антимонопольного ведомства находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат службы, состоящий из отраслевых управлений. 
 
Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы "О защите конкуренции", "О госзакупках", "О порядке осуществления иностранных инвестициий в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" и "О рекламе". 
 
Итак, антимонопольное законодательство Российской Федерации базируется на конституционных принципах:

  1.  
    Свободы экономической деятельности;
  2.  
    Единства экономического пространства;
  3.  
    Свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  4.  
    Дифференциации и защиты частных и публичных интересов;
  5.  
    Поддержки конкуренции;
  6.  
    Недопустимости экономической деятельности, направленной на монополизацию и не добросовестную конкуренцию;
  7.  
    Специального регулирования естественных и государственных монополий25.

 
Антимонопольный закон России несёт  в себе созидательную, предупредительную (стимулирующую) и пресекательную (репрессивную) направленность. Отсюда – наличие в Законе всего комплекса регулятивных, правоохранительных и специализированных норм. Важное значение имеют нормы, закрепляющие понятийный аппарат антимонопольного законодательства. 
 
В России монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны:

  •  
    недопроизводство,
  •  
    завышенные цены,
  •  
    неэффективное производство.

 
Клиента фирмы-монополиста вынужден мириться с высокими ценами, соглашаться с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. 
 
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением26
 
Вместе с тем проведение антимонопольной политики сопряжено с рядом объективных трудностей. Чтобы понять их происхождение обратимся к приложению А, на котором изображена типичная кривая долгосрочных издержек монополистической отрасли (LATC). 
 
Можно говорить о невозможности превращения монополизированной отрасли в отрасль совершенной конкуренции как об общем правиле. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Даже если государство настоит на своем и вопреки росту издержек будет принудительно насаждать мелкое производство, искусственно сформированные карликовые предприятия окажутся не конкурентоспособными в международном плане. Рано или поздно их задавят иностранные гиганты. 
 
В силу названных причин прямое дробление фирм-монополистов в развитых рыночных экономиках встречается достаточно редко. В приложение А, желаемый результат антимонопольной политики изображен в точке R, приближенной к положению оптимума О как по объему выпуска продукции, так и по ценам27.  
 
Вывод: рассмотренные черты российского Закона роднят его с зарубежным антимонопольным законодательством, но он имеет и отличительные характеристики. Наиболее значимой среди них является включение в число субъектов монополистической деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Это само по себе доказывает особые условия применения антимонопольного закона России, когда ещё имеют место рецидивы незаконного монополизма, основанного на властной и региональной почве. 
 
А также в данном подпункте было рассмотренно антимонопольное законодательство России. Основными документами в России, регламентирующими деятельность монополий, являются: Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (1991 г.), а также Закон «О естественных монополиях» (1995 г.). Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержка предпринимательства. А также рассмотрели ряд объективных трудностей с проведение антимонопольной политики на кривой средних долгосрочных издержек монополистической отрасли. 
 
Вывод: в данной главе было рассмотрена антимонопольная политика в США и в России. А также была рассмотрена антимонопольная политика в общем. Целью антимонопольной политики государства является пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, т.е. деятельности, направленной на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. 
 
В силу особенностей развития экономики различных стран сложились разные системы антимонопольного регулирования. Несмотря на разность подходов к антимонопольному регулированию в различных странах запада. Особенно развитым в этом отношении принято считать антимонопольную практику США, поскольку её юридический (законодательный) аспект, как и другие области права в США основывается на прецедентной системе. 
 
В США антитрестовское законодательство стало развиваться с 1890 г., когда был принят первый антитрестовский документ — Акт Шермана, который ограничивал власть формировавшихся трестов. В дальнейшем антитрестовское законодательство дополнялось, создавалась структура исполнительной власти — в 1914 г. организована Федеральная торговая комиссия, позже — антитрестовский отдел Министерства юстиции США. Подобных антимонопольных законов в России сейчас нет. Следить за выполнением антимонопольного законодательства в России призвано Министерство по антимонопольной политике и защите предпринимательства. Основой российского антимонопольного законодательства является ФЗ «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших компаний. 
 
Необходимы соответствующие правовые, прежде всего антимонопольные, меры, адекватные производственной базе и хозяйственным отношениям, по практическому воплощению экономической политики государства, понятных правил “игры”. 
 
Решение проблем видится не в том кому предоставлять право решать, а в реальном исполнении, в обеспечении должной направленности этой деятельности, достигаемом путём более тщательной экономической и правовой регулировки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
В процессе данной работы нам удалось  определить то, что:

  •  
    Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален, велики барьеры вступления в отрасль;
  •  
    Сущность монополии характеризуется следующими моментами:

 
1. Монополия возникает из господства  в производстве; 
 
2. Господствуя в производстве, монополия господствует на рынке; 
 
3. Благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль;

  •  
    Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
  •  
    Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии;
  •  
    Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
  •  
    Российские монополии в большинстве своем естественные и формировались по координально иному пути нежели зарубежные;
  •  
    Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
  •  
    Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле над ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства;
  •  
    В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
  •  
    Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
  •  
    При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее важным из них с точки зрения политики является доля оборота фирмы на конкретном рынке, поскольку именно она показывает, какую часть общего предложения товара концентрирует данная фирма;
  •  
    Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создании картеля, системе участий, личной унии;
  •  
    В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
  •  
    Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.
  •  
    Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
  •  
    Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
  •  
    Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
  •  
    Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и закон «О естественных монополиях».

 
Рыночные отношения в РФ, как  известно, находятся на стадии становления, сталкиваясь с огромными трудностями, препятствиями, противоречиями, что  не может не влиять на процесс формирования эффективного антимонопольного законодательства. Тем не менее, в стране сложилась определённая система антимонопольного регулирования, которая постоянно совершенствуется, изменяется, дополняется. 
 
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; что собой представляет антимонопольная политика и как её регулировать. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольную политику как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики различных стран. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.  
 
Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий — губительный. Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента. 
 
^

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1.  
    Артемьев И. Основания антимонопольной политики государства / И. Артемьев, А. Сушкевич / Экономическая политика. 2007. № 4. 246с.
  2.  
    Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. / А. М. Бабашкина. М.: Финансы и статистика, 2003. 97с.
  3.  
    Васильева Ю. Антимонопольная политика государства / Ю. Васильева // Российская бизнес-газета. 2009. №691. 87c.
  4.  
    Голомолзин А. Антимонопольная политика и автомобильное топливо / А. Голомолзин // Экономии России XXI в. 2006. №23. 89с..
  5.  
    Жидков О. Антитрестовское законодательство США. / О. Жидков. М.: 2002. 183с.
  6.  
    Качалин В. В. Система антимонопольной защиты общества./ В. В.Качалин. М.: ЮНИТИ, 2005. 351 с.
  7.  
    Князева И. В. Антимонопольная политика государства / И. В. Князева. М.: Омега-Л. 2009. 526с.
  8.  
    Кожевников А. Антимонопольная политика государства / А. Кожевников // Ведомость. 2009. №197. 96с.
  9.  
    Комаров В. В. Антимонопольная политика государства / В. В.Комаров. М.: Инвестиции и лизинг. 2001. 181 с.
  10.  
    Кушлина В. И. Антимонопольная политика государства / В. И. Кушлина. М.: Государственное регулирование рыночной экономики. 2005. 149 с.
  11.  
    Лисин В.С. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. / В. С. Лисин, М. Н. Узяков. М.: ТЕИС, 2002. 431 с.
  12.  
    Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / Г. Н. Макарова. Иркутск: Иркут. ун-та. 1999. 87 с.
  13.  
    Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа / А. А. Никифоров / Вестн. Моск. ун-та. Экономика. 2000. №6. 92 с.
  14.  
    Самуэльсон П. А. Микроэкономика / П. А. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. М.: Вильямс. 2000. 752 с.
  15.  
    Сероокая А. Антимонопольное законодательство и конкуренция / А. Сероокая // Бизнес и закон. 2008. №8. 89с.
  16.  
    Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе / В. И. Скрыпник / Общество и экономика. 1999. 79с.
  17.  
    Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. / Н. Стародубровская // Вопросы Экономики. 2003. № 6. 55с.
  18.  
    Сухотин Ю. В. Монополизм и антимонопольная политика./ Ю. В. Сухотин. М.: Дело. 2003. 376 с.
  19.  
    Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности / Гальперина В.М. и Зенкевича Н.А. СПб.: Экономическая школа. 2000. 738 с.
  20.  
    Тотьев К. Ю. Конкуренция и монополии. Правовые аспекты регулирования/ К. Ю. Тотьев. М.: ЮристЪ, 1996. 367 с.
  21.  
    Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение / Р. Х. Франк. М.: ИНФРА-М. 2000. 696 с.
  22.  
    Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение / Д. Хайман. М: Финансы и статистика. 1992. 384 с.
  23.  
    Юрасов В. Воздействие антимонопольной политики на социально-экономические процессы развития региона / В. Юрасов // Конкуренция и рынок. 2007. №2. 89с.
  24.  
    Evans D. S. "Microsoft, Antitrust and the New Economy: Selected Essays". / D. S. Evans. 2002. 496 p.
  25.  
    Kwoka J. The Antitrust Revolution. / J. Kwoka, L. White. Oxford: Oxford University Press. 2003. №3. 38 p.
  26.  
    Rothbard M. N. Economic Thought before Adam Smith. Cheltenham. / M. N. Rothbard / UK: Edward Elgar. 1999. Р. 167.
  27.  
    КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка - http://www.consultant.ru/
  28.  
    Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/

Информация о работе Антимонопольная политика государства