Антиинфляционная политика государства и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение антиинфляционной политики российского государства.
Заявленная цель реализуется через решение следующих задач:
рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
проанализировать монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики;
выявить особенности инфляции и антиинфляционной политики России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.Социально-экономические последствия инфляции……………...5

Глава 2.Монетаристские икейнсианские методы антиинфляционной

политики…………………………………………………………….8

Глава 3. Особенности антиинфляционной политики в России на

современном этапе………………………………………………...14

Глава 4. Эссе на тему «Методы борьбы с инфляцией в России. Послед-

ствия их длительного применения»……………………………...25

Заключение..................................................................................................29

Литература……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.55 Кб (Скачать)
 

  Плата за водоснабжение и водоотведение  в 2010 году увеличилась на 9,4%. Электричество, отопление, горячее водоснабжение  и жилье в государственном  и муниципальном жилищном фонде  подорожало на 3,1—9,5%.

  По  оценкам Центра макроэкономического  анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), коммунальные услуги будут  продолжать разгонять инфляцию и  впредь. Правительство предприняло  ряд мер по ограничению цен  за ЖКХ посредством нормативных  актов.

  По  данным Росстата, март 2010 года ознаменовался  высоким темпом роста цен на плодоовощную продукцию. Среди продуктов питания  чемпионами подорожания стали бананы, капуста, морковь и лук, прибавившие  за месяц в цене 7,4% – 12,8%.

  Стоимость минимального набора продуктов питания  в среднем по РФ составила на конец  марта 2273 рубля.

  Среди непродовольственных товаров больше всего подорожали реализуемые в  рознице еженедельные газеты, а также  сигареты и резиновые сапоги.

  В марте также существенно –  на 4,9% – 5,5% выросли тарифы на проезд в поездах дальнего следования, а  авиаперелеты стали дороже на 2,5%.

  Телеграфная связь подорожала на 3,9%, зато абонентская  плата за Интернет снизилась на 1,3%.

  Базовый индекс потребительских цен, исключающий  краткосрочные неравномерные изменения  цен под влиянием административных, событийных и сезонных факторов, составил в марте 0,5%, прибавив с начала года 1,5%. В марте 2009 года этот показатель составил 1,4 процента, достигнув по итогам первых трех месяцев 2009 года 4,3%.

  По  данным Росстата, цена на автомобильный  бензин выросла в марте на 0,6% по сравнению с ростом на 0,3% в феврале.

  В целом за первые три месяца 2010 года цена на бензин снизилась на 0,6%, тогда  как за аналогичный период прошлого года она упала на 8,1%.

  Для ограничения ликвидности в 2010 году ЦБР может задействовать и  нормы обязательного резервирования банков, регулятор не исключал, что  в этом году инструмент будет использован. И только после всех этих мер может прийти черед процентных ставок – ЦБР допускал их повышение во втором полугодии 2010 года по мере увеличения инфляционных рисков.

  Политика  Банка России в 2010 году не оказала  никакого влияния на рост инфляции. Рост денежного предложения (широкая  денежная база) за 2010 года составил чуть более 7%, то есть фактически отсутствовал в реальном выражении. Спрос на деньги (денежная масса) за это же время  вырос всего на 15,3%, что тоже выглядит абсолютно нормально при 8%-ной  инфляции и 4%-ном росте. А это говорит  о том, что в экономике сохраняется  крайне слабый внутренний спрос. На ускорение  инфляции в 2010 году влияло сразу несколько  факторов. Во-первых, достаточно широкий  разрыв между внутренними и внешними ценами велик по широкому списку продуктов. Во-вторых, повышение цен на говядину (0,4% в неделю), что в дальнейшем может перекинуться и на свинину  и курятину (удельный вес мясопродуктов  в ИПЦ составляет без малого 10%).

  За  период с начала года рекордсменами  по удорожанию стали сразу несколько  продуктов: гречка, картофель, капуста  и пшено. По данным Росстата, за истекший период года гречневая крупа подорожала на 182,1% (то есть почти втрое), а с  начала декабря цены на этот продукт  выросли на 9,4%. Картошка подорожала на 96,9% с начала года. Аналогичным  образом обстоят дела с капустой и пшеном: эти продукты подорожали на 97,7% и 73% с начала года. Подсолнечное масло, сахар, табак и молоко подорожали за истекший период года не так сильно, но все же довольно ощутимо для  кошелька потребителя. Так, цены на масло  выросли с начала года на 25,5%, на сахар  – на 21%. Табак и молоко прибавили  в стоимости почти по 20%.

  Практически на уровне с общей инфляцией оказались  яйца, мука и хлеб: цены на эти продукты выросли с начала года на 12,4%, 11,5% и 7,3% соответственно. И лишь некоторые  продукты не подорожали за период с  начала 2010г. – это макароны, рыба, мясо и птица.

  Стоимость фиксированного набора потребительских  товаров и услуг выросла за 2010 год на 10,2%. Коммунальные услуги подорожали на 12,3%. Цены на продукты питания поднялись  на 10%. Разбивка этих цен по конкретным видам продуктов питания показывает, что овощи за 2010 год подорожали как минимум на 44%, молочные продукты - на 14%, хлебобулочные изделия и  крупы - примерно на 9%.

  В 2010 году подавление роста потребительских  цен достигалось в основном с  помощью средств денежно-кредитной  политики.

  Антиинфляционная  политика государства  в 2011 году [16]

Причины инфляции в 2011 году Причины снижения инфляции в 2011 году Антиинфляционная  политика государства  в 2011 году
сезонный  фактор: недисциплинированные бюджетные  организации откладывают большую  часть расходов на конец года, чем  разгоняют инфляцию стабилизация  цен на глобальных продовольственных  рынках (II-III кварталы) таргетирование  инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах)
рост  цен на сахар (на мировом рынке) укрепление  курса рубля  продажа зерна  из интервенционного фонда 
рост  цен на говядину и свинину низкий потребительский  спрос ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки
рост  цен на продукты (гречка, картофель) замедление  роста цен на продукты на внутреннем рынке регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и  бензин
рост  ставок страховых взносов во внебюджетные фонды (с 26% до 34%) рост объемов  импорта дешевой плодоовощной продукции снижение импортных  пошлин на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно)
увеличение  бюджетных расходов снижение монетарного  давления заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке 
рост  цен на бензин (апрель, май 2011 года) сезонные факторы: снижение цен на плодоовощную продукцию  в июле-августе расширение  валютного коридора (гибкость курсообразования)
низкий  уровень конкуренции в основных отраслях экономики    прекращение экспорта бензина в мае и июне для  стабилизации ситуации на внутреннем рынке.
высокие таможенные барьеры для продовольственных  товаров    повышение ставки рефинансирования
рост  тарифов на услуги ЖКХ   сокращение  государственных расходов на оборону  и МВД
    сокращение  государственных инвестиций
 

  Подорожание продовольствия угрожает всем странам. Из-за роста оптовых цен крупнейшие сети питания и производители  повышают отпускные цены в рознице, что ведет к увеличению темпов инфляции.

  В начале 2011 года лидерами роста стали  гречневая крупа (+2,3%), пшено (+2%), капуста (+1,7%) и репчатый лук (+1,6%). Подсолнечное масло, маргарин, говядина, хлеб и мука подорожали на 0,6-1,1%. В среднем цены на начало года на продукты выросли  на 2,6%, на услуги - на 4,1%, на непродовольственные  товары - на 0,9%. Лидером роста стал картофель (+23%).

  В марте на фоне других продуктов особенно заметно подорожало пшено (+9%), на гречневую  крупу-ядрицу - на 8,7%. Стоимость минимального набора продуктов питания в среднем  по России в конце марта 2011г. составила 2845,1 рубля в расчете на месяц. За месяц его стоимость выросла  на 0,7%, а с начала года - на 8,4%. В  то же время снизились цены на лимоны (-4,8%), виноград (-4,6%), груши (-1,7%), картофель (-1,1%) и сахар-песок (-2,2%). Цены на бензин, благодаря вмешательству государства, снизились на 0,8%. Среди других товаров, подешевевших (по данным Росстата) в  марте - компьютеры и сотовые телефоны, зимняя обувь и одежда для взрослых и детей, аппараты для измерения  артериального давления, стиральные машины, фотоаппараты, бытовые плиты  и проигрыватели.

  В апреле среди продуктов одним  из лидеров по темпам увеличения цен  стали куриные яйца - они подорожали в среднем по стране на 6,2%. по-прежнему зарегистрирован заметный прирост  цен на пшено и гречневую крупу - 7,2 и 5,8% соответственно. Цены на столовую свеклу увеличились на 13,4%, свежую белокочанную капусту - на 2,1%. За апрель подешевели картошка, груши, лимоны, виноград (на 3-5%), бананы (на 10%). Из непродовольственных товаров  дешевле стали дрова, свежесрезанные цветы, зимние куртки, пальто и сапоги, персональные компьютеры и телефонные аппараты сотовой связи (на фоне дорожающих мыла, сигарет и бензина).

  В мае продовольственные товары без  плодоовощной продукции подорожали на 0,2% и 10,9% соответственно. Непродовольственные  товары стали дороже на 0,8% и 5,9%. Цены на услуги выросли за май на 0,7%, а  за январь-май - на 8,2%.

  По  итогам пяти месяцев цены на продовольственные  товары выросли на 14%.

  В июне среди непродовольственных  товаров больше остальных подорожали нефтепродукты - на 1,7%..

  Цены  на продовольственные товары в июле снизились на 0.7%, что внесло отрицательный  вклад в инфляцию (-0,3 п.п.), Непродовольственные  товары в июле стали дороже в среднем  на 0.3%, что внесло в инфляцию данного  месяца 0,1 п.п. Наибольший вклад в  агрегированный ИПЦ в июле внесли услуги (0,17 п.п.), подорожавшие на 0,6% (0,7% - в июне).

  Государственная проверка выявила также необоснованный рост тарифов на коммунальные услуги, который происходит вследствие того, что компании завышают расходы на обслуживание соответствующей инфраструктуры и закладывают их в тарифы. Кроме  того в системе ЖКХ используются устаревшие нормативы потребления, в частности, воды, что влечет за собой рост расходов на ремонт. В  среднем за 2011 год рост тарифов  на услуги ЖКХ зафиксирован на уровне 11.5%.

  В 2011 году подавление роста потребительских  цен планируется достигать в  основном за счет средств денежно-кредитной  политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось  замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

  В России монетарный фактор на темпы  инфляции почти не действует (вклад  монетарного фактора на уровень  инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей  российскую экономику, по отношению  к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой  другой стране с развитой рыночной экономикой. [11]

  Пути  совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

  • снижение ставок таможенных пошлин;
  • изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);
  • регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;
  • ужесточение контроля над ценами;
  • дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;
  • создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом);
  • в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);
  • ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);
  • для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты;
  • введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам. [17]
 

     

     

     

        Вывод: исследовав антиинфляционную политику государства в 2009 – 2010 годах можно сделать вывод, что с каждым годом причин инфляции становится больше, при этом некоторые причины повторяются либо на следующий год, либо через год. Антиинфляционная политика государства также с каждым годом расширяется и принимает множество мер для стабилизации экономики. 

Глава 4. Эссе на тему «Методы борьбы с инфляцией в России. Последствия их длительного применения»

Я считаю что,  инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. В условиях инфляции экономические субъекты выплачивают так называемый «инфляционный налог»

Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда  берется при одной покупательной  способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный  долг. Инфляция перераспределяет доход  и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает  платежи. Инфляция увеличивает стоимость  недвижимого имущества.

В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому  население и предприятия стремятся  как можно быстрее материализовать  свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у  хозяйственных агентов. Результатом  ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.

Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс  нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее  потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и ее основные направления