Антиинфляционная политика государства и ее основные направления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение антиинфляционной политики российского государства.
Заявленная цель реализуется через решение следующих задач:
рассмотреть социально-экономические последствия инфляции;
проанализировать монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики;
выявить особенности инфляции и антиинфляционной политики России.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

Глава 1.Социально-экономические последствия инфляции……………...5

Глава 2.Монетаристские икейнсианские методы антиинфляционной

политики…………………………………………………………….8

Глава 3. Особенности антиинфляционной политики в России на

современном этапе………………………………………………...14

Глава 4. Эссе на тему «Методы борьбы с инфляцией в России. Послед-

ствия их длительного применения»……………………………...25

Заключение..................................................................................................29

Литература……………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 94.55 Кб (Скачать)

  Так как инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, то достичь относительной макроэкономической стабильности можно путем регулирования либо совокупного спроса, либо совокупного предложения.

  Эволюция  рыночного мировоззрения сформировала два направления антиинфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.

  В 30-х годах, когда разрабатывалась  и была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег» Дж. М. Кейнса, проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления массовой безработицы. Суть концепции Кейнса заключалась в следующем:

  • ее именуют теорией эффективного спроса. Идея Кейнса состояла в том, чтобы через активизацию и стимулирование совокупного спроса воздействовать на расширение производства и предложение товаров и услуг;
  • это теория, придающая решающее значение инвестициям. Чем выше их прибыльность, ожидаемый от них доход и чем значительнее размеры инвестиций, тем больше масштабы и выше темпы производства;
  • это теория, согласно которой государство может воздействовать на инвестиции, регулируя уровень процента (ссудного, банковского), либо осуществляя инвестиции в общественные работы и другие сферы. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство государства.[6]

  Кейнс выступал с критикой, так называемого закона Сэя, который разделялся многими экономистами. Ж. Б. Сэй считал, что производство само формирует доходы, обеспечивая соответствующий спрос на товары, само исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происходить по отдельным товарам или товарным группам в силу каких-либо внешних причин, а не в силу нарушения внутренних взаимосвязей, несовершенства самого хозяйственного механизма.

  Кейнс утверждал, что размеры общественного  производства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного  спроса и его составляющих, а также  факторов, влияющих на спрос.

  Рост  совокупного спроса тормозят два  фактора. Первый – психология потребителей. С увеличением доходов не все  они будут направлены на покупку  товаров, часть доходов пойдет на сбережения. С увеличением доходов  склонность к потреблению снижается, склонность к сбережению – растет. Второй тормоз – снижение эффективности  капитальных вложений. С увеличением размеров накопленного капитала норма прибыли снижается в силу закона убывающей производительности капитала. Если норма прибыли не сильно отличается от нормы процента, то расчет на получение высоких доходов от расширения и модернизации производства оказывается малопривлекательным. Спрос на инвестиционные товары падает.[16]

  Кейнс предложил следующие инструменты  регулирования совокупного спроса:

  1. предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложений, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства.   
  2. чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс рекомендовал увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Расчет делался на то, что государство «будет брать на себя все большую ответственность за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено, прежде всего, на организацию общественных работ — строительство шоссейных дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.
  3. намечалось перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить спрос этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.[4]

  В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица. Рассматривая два инструмента регулирования  спроса — денежно-кредитный и  бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный  способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов самого государства, которые стимулируют инвестиции фирм.

  Со  второй половины 70-х – начала 80-х  г.г. шел интенсивный поиск новых  подходов к регулированию экономики. Если при разработке теории Кейнса центральным вопросом была безработица, то затем ситуация изменилась. Главной  стала проблема инфляции при одновременном  снижении производства. Эта ситуация получила название стагинфляции. Кейнсианские рекомендации по увеличению бюджетных расходов и проведению политики дефицитного финансирования в изменившихся условиях оказывались непригодными. Бюджетные манипуляции могли только усилить инфляцию, что и происходило. [11]

  Началась  переоценка ценностей, поиск новых  рецептов. Был выдвинут лозунг «Назад к Смиту!», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства в экономику. Немаловажное влияние в процессе разработки новой концепции и пересмотра экономической политики получили рекомендации монетаристов, во главе которых стоял М. Фридман.

       Основные положения концепции  Фридмена и его сторонников:

  • Устойчивость частного рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Система    рыночной    конкуренции обеспечивает   высокую   стабильность. Цены исполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит, прежде всего, в результате внешнего вмешательства.
  • Число государственных регуляторов сокращается до минимума, исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования (административных методов).
  • В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы», денежная эмиссия. Фридмен утверждал, ссылаясь на «монетарную» историю Соединенных Штатов, что между динамикой денежной массы и динамикой национального дохода существует самая тесная корреляционная связь и денежные импульсы — самая надежная настройка экономики. Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм; увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен.
  • Поскольку изменения денежной массы сказываются на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом) и это может вести к неоправданным нарушениям, то следует отказаться от краткосрочной денежной политики. Ее следует заменить политикой, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику, имеющее целью рост производственного потенциала. Данное положение, как и другие, также направлено против кейнсианского курса на текущее урегулирование конъюнктуры: кейнсианские коррективы запаздывают и могут приводить к противоположным результатам.[4]

  Монетаристы  исходят  из  того,  что  главная  функция  денег  —  служить  финансовой  основой  и  важнейшим  стимулятором   экономического развития.

  Регулирование  денежной  массы  через   систему   банков   воздействует   на распределение   ресурсов   между   отраслями,   способствует    техническому

  прогрессу, поддержанию экономической активности.

  Денежным  инструментом следует  пользоваться  осторожно.  Если  происходит относительно  небольшое  увеличение   количества   денег   в   обращении   и соответственно повышение цен, согласуемые с темпом экономического роста,  то создаются необходимые предпосылки для равновесия между денежным  и  товарным секторами. Если  цены  растут  быстро,  то  развертывается  неконтролируемая инфляция. Снижается покупательная сила денег. Потребность в них  возрастает, ибо увеличивается объем товарооборота (в  номинальном  выражении).  Нехватка денежных средств может привести к кризису платежей и расчетов. [11]

  Как говорилось выше, спрос на  деньги  формируется  на  основе  сравнения альтернативных  выгод.  В  связи  с  ожидаемой   инфляцией   все   стремятся освободиться от «горячих» денег. Их трансформируют в  другие  виды  активов, например, в ценные бумаги, недвижимость,  а  не  в  производство,  так как  риск инвестиционных вложений растет.

  Исходные  положения  монетаристской  теории  —   устойчивость   рыночного механизма, его способность к саморегулированию;  при  этом  имеется  в  виду наличие в обществе определенных  условий.  Оптимизация  структуры  богатства предполагает, что средний  класс  обладает  основными  формами  богатства  и может  выбирать,  что  полезнее   для   максимизации   доходов.   Необходимы предпосылки  для  свободного  вложения  ресурсов  и   перемещения   активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться.

  Вывод: монетаристская концепция и монетаристские  рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе  с  тем  было бы  неправильно  проводить  резкую  грань  между  этими  двумя  подходами  к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно  к условиям,  прежде  всего,  рыночной  экономики.   В   известной   мере   они взаимодополняют друг друга,  составляя  теорию  определения  общего  дохода. Кейнс обосновывает количественную зависимость доходов от  расходов,  Фридмен — зависимость доходов от денег.

          
 
 
 
 
 

  Глава 3. Особенности антиинфляционной политики в России на современном этапе. 

  Антиинфляционная  политика государства  в 2009 году [14]

  Антиинфляционная политика — система мер по предупреждению и преодолению инфляции. Принимаемые государством меры зависят от характера и уровня инфляции.

  Антиинфляционная политика государства представляет собой комплекс мер, направленный на борьбу с повышением цен, обесцениванием денег, а также уменьшением качества товаров и услуг. 

Причины инфляции в 2009 году Причины снижения инфляции в 2009 году Антиинфляционные  меры государства  в 2009 году
низкая  конкуренция среди производителей снижение потребительского спроса снижение ставки рефинансирования
высокие издержки из-за банковских ставок сокращение  притока капитала льготные банковские кредиты предпринимателям
импортируемая инфляция (удорожания импортируемого продовольствия с учетом обесценения  курса рубля в начале 2009 года на 30%) укрепление  рубля (с 34 руб. за 1 долл. до 29 руб. за 1 долл. к концу года) регулирование цен на медикаменты
увеличение  денежной массы осенью 2009 года по программе  антикризисных мер правительства    
 

  Внутренние  факторы снижения инфляции в 2009 году: слабый потребительский спрос (продавцы не смогли повысить цены из-за сокращения спроса). Внешние факторы снижения инфляции в 2009 году: снижение цен на нефть, уменьшение притока капитала, укрепление рубля (рост курса отечественной валюты способствовал снижению цен на импортную продукцию. Учитывая высокую долю зарубежных товаров в общем объеме товарной массы, это не могло не сказаться на уровне инфляции). [8]

  В 2009 году рост потребительских цен  составил 8,8%, что оказалось ниже официальных прогнозов. Наибольший рост цен зафиксирован на услуги ЖКХ - 25% (вывоз мусора, горячее и холодное водоснабжение, отопление, газоснабжение и электроснабжение).

  Снижение  цен наблюдалось на продовольственные  товары – за 2009 год они выросли  на 6,1% (в 2008 году рост составлял 16,5%). Однако на такие продукт, как, сахар-песок подорожали на 42,7% (в 2008 году рост составлял 7%).

  Меньше  всего за 2009 год подорожали услуги связи (+2,9%) и страхования (+2%).

  В 2009 году цены на продукты питания выросли  на 4,9%. Также в наибольшей степени  подорожали сахар, джем, мед, шоколад  и конфеты - на 22,0%. Цены на мясо выросли  на 6,2%, хлеб и крупы – 3,6%, а фрукты – 0,5%.

  Антиинфляционная  политика государства  в 2010 году [15] 

Причины инфляции в 2010 году Причины снижения инфляции в 2010 году Антиинфляционные  меры государства  в 2010 году
отсутствие  координации денежно-кредитной политики Центрального Банка с налогово-бюджетной  политикой МинФина снижение потребительского спроса (первая половина года) государственное регулирование цен на продукты (ограничение  торговых наценок на социально значимые продукты)
низкая  конкуренция среди производителей сокращение  притока капитала льготные банковские кредиты предпринимателям
восстановление  потребительского спроса во второй половине 2010 года, связанного с ростом экономической  активности и усилением денежного  предложения сокращение  денежной массы (первая половина года) таргетирование  инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах)
рост  курса рубля укрепление  рубля снижение государственных  расходов
большие интервенции Центрального банка  на валютном рынке   государственное регулирование цен на лекарства
рост  тарифов на услуги ЖКХ   государственное регулирование цен на услуги ЖКХ
высокие издержки из-за банковских ставок   снижение ставки рефинансирования
увеличение  госрасходов с середины 2010 года на 30%   усложнения  процедуры получения внешних  займов для бизнеса
засуха, рост цен на продукты (зерно, гречку, картофель) на мировом рынке   ограничение импорта  пшеницы и других продуктов для  сдерживания внутренних цен

Информация о работе Антиинфляционная политика государства и ее основные направления