Анализ эффективности использования сырья

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является рассмотреть методы анализа и повышения эффективности использования материальных ресурсов, а также рассмотреть практическое применение этих методов на примере конкретного предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. раскрывается сущность понятий материальных ресурсов как части материально-производственных запасов;
2. рассматриваются методы оценки эффективности использования материальных ресурсов;

Оглавление

Введение………………………………………………………………стр.4
Теоретическая часть…………………………………………………стр.6
Глава 1. Материальные ресурсы как объект учета и анали-за……………стр.6
1.1.Материальные ресурсы: понятие, сущность и значение для производ-ственного процес-са…………………………………………………………….стр.6
1.1.1. Оценка качества планов материально-технического снабжения ….стр.8
1.1.2. Оценка потребности в материальных ресурсах ……………………стр.10
1.2. Методика оценка эффективности использования материальных ресур-сов…………………………………………………………………………….стр.11
1.2.1. Свод показателей эффективно-сти……………………………….…стр.11
1.2.2. Факторный анализ общей материалоемкости продук-ции………...стр.14
1.2.3. Оценка влияния материальных ресурсов на объем производства про-дукции……………………………………………………………………….стр.18
1.2.4. Внедрение мероприятий по снижению расходов материальных ресур-сов…………………………………………………………………………….стр.19
Аналитическая часть………………………………………………стр.25
Глава 2. Анализ показателей эффективности использования материальных ресурсов на ЗАО «Мустанг-Плюс»………………………………………..стр.25
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Мустанг-Плюс»……………………..стр.25
2.2. Расчет коэффициентов эффективности использования материальных ресурсов за три отчетных периода………………………………………….. стр.27
2.2.1. Расчет коэффициентов эффективности за период 2.02.03–8.02.03. стр.27
2.2.2. Расчет коэффициентов эффективности за период 8.02.03–8.03.03. стр.29
2.2.3. Расчет коэффициентов эффективности за период 8.03.03–21.03.03……………………………………………………………………...стр.31
2.3. Сравнительный анализ значений коэффициентов за три пе-риода…..стр.33
Глава 3. Рекомендации по улучшению показателей эффективности использования материальных ресурсов на ЗАО «Мустанг-Плюс»……………… стр.34
3.1. Дерево целей для повышения эффективности использования материальных ресурсов…………………………………………………………………стр.34
3.1.1. Выбор принципа детализации…………………………………… стр.34
3.1.2. Построение дерева целей………………………………………… стр.36
3.1.3. Расчет коэффициентов относительной важности мероприятий… стр.37
3.1.4. Дерево решений для увеличения прибыли предпри-ятия…………стр.38
3.1.5. Сетевой график реализации мероприятий по снижению норм потребления сырья и материалов…………………………………………………….стр.41
Заключение……………………………………………………………стр.45
Список используемой литературы…………………………………..стр.48

Файлы: 1 файл

Analiz_effektivnosti_ispol'zovaniia_syr'i.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

      Рассмотренные свойства и принципы описания систем определяют методы системного анализа (СА) сложных организационных систем. Эти методы можно разбить на следующие основные группы:

  • методы выделения рассматриваемой системы из систем более высокого ранга (очерчивание границ рассматриваемой системы);
  • методы выделения подсистем и элементов рассматриваемой системы;
  • методы описания выделенных подсистем и их свойств;
  • методы описания свойств системы как целого (раскрытие целостности системы).

      Вместе  с тем следует подчеркнуть, что  конкретные приложения теории систем совсем не очевидны, и каждое из них является важным научным результатом.

      В СА используется вся совокупность системных  свойств и принципов описания. Но, одновременно, СА является развитием и конкретизацией теории систем, т. к. переходит к конкретному классу объектов управления.

      Проблема  принятия решений имеет много  аспектов – философских, социологических, психологических, биологических и т.д. Особое значение эта проблема приобрела в общей теории управления в связи с необходимостью создания и повышения эффективности систем управления, в том числе автоматизированных, в различных сферах народного хозяйства.

      Выбор некоторой альтернативы обычно определяется термином принятие решения. Это может быть выбор плана развития системы, какое-либо административное решение, выбор варианта прогноза и т.п. В общем случае содержание процедуры принятия решения совпадает с содержанием процедуры системных исследований, если процедура принятия решений имеет системный характер.

      Одна  из задач СА, важная для раскрытия  темы данной работы – выбор и  получение необходимой информации на каждом этапе анализа, что связано с управлением конкретным источником информации (измерительным прибором, моделью, экспертом).

      Принятие  решения не является каким-то единовременным, обособленным актом. Это процесс, протекающий во времени и состоящий из нескольких этапов:

  1. осознание того состояния или ситуации, в которой находится принимающий решение человек;
  2. формирование желания изменить (или сохранить) существующее состояние системы определенным образом – этап установки цели, которой желательно достичь;
  3. определение всех возможных способов достижения цели или перехода в желаемое состояние;
  4. выбора из множества возможных способов наилучшего в смысле эффективности достижения цели с соблюдением при этом правил выбора;
  5. реализация решений.

      Методология принятия решения в самом общем  виде может основываться на:  1) накопленном опыте;  2) интуиции;  3) здравом смысле;  4) научном подходе. Последний – научный подход – применим, если проблема поддается количественному анализу; тогда наилучшее решение может быть получено с математической строгостью. Собственно говоря, по общепринятому мнению, научный подход к принятию решения как раз и заключается в построении математической модели с последующим ее исследованием.

      Продвижение (promotion) – это любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество. Планирование продвижения представляет собой систематическое принятие управленческих решений, касающихся всех сторон этой деятельности.

      Фирма может передавать нужные ей сообщения  через фирменные названия, упаковку, витрины магазинов, персональный сбыт, отраслевые выставки, лотереи, средства массовой информации (газеты, телевидение, радио, журналы, прямые почтовые послания, наружные объявления и др.). Эти сообщения могут делать упор на информацию, убеждение, страх, общительность, эксплуатационные характеристики продукции, юмор или сравнения с конкурентами.

      Управленческое  решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Управленческие решения – главное  средство воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование систем. Решение определяет программу действий для достижения цели, этапы работ и последовательность их выполнения, методы и средства, круг исполнителей границы их ответственности и полномочий, сроки выполнения работ.

      От  качества принимаемых решений во многом зависит общий уровень  результативности управления.

      Решения принимаются на всех уровнях управления, но они различны по степени важности и сфере воздействия. Анализ практики подготовки и принятия решений дает основание предположить, что независимо от их видов объективно существует единая принципиальная методология (рис.3). 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.3. Комплексный процесс подготовки и принятия управленческого решения

        

      Процесс подготовки и принятия решения состоит  из нескольких этапов. Методология выработки и реализации решения прежде всего требует ответа на вопрос о причинах возникновения ситуации.

      Решение – это организационная реакция  на возникшую проблему, этап изучения ситуации направлен на признание  или не признание существующей в организации проблемы.

      Интерпретация проблемы – это придание значения и определение той, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий тип проблемы сами и требуют вмешательства менеджера.

      Определение и последующее формулирование проблемы позволяют менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем.

      Постановка  цели определяет программу деятельности. Чем правильнее и точнее выбрана цель, тем эффективнее могут быть выбраны средства для ее достижения. Цель должна быть определена и в результате оценки ситуации, сложившейся непосредственно в органе управления. Но уточнением общей цели предстоящего решения ограничиться нельзя. Необходимо представить себе, какие конкретные задачи для подразделений аппарата управления, отдельных работников возникают в связи с этим.

      Одним из этапов в подготовке решений является сбор и изучение информации по вопросу цели решения. Информация – основа управления. Чтобы решение было обоснованных, необходимо выполнить большое количество операций по сбору, систематизации и обработке информации. Информация – это исходных материал для подготовки и принятия решений, но она необходима на всех стадиях их исполнения.

      Стадия  выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы.

      Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего  выбора лучшей из них. Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемой альтернативы и достижение между ними некоего уровня компромисса, который и будет установленным стандартом (критерием). При этом используются как количественные, так и качественные или неосязаемые измерители (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т.д.).

      Выбор альтернативы является вершиной в процессе принятия решения. Предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы используются три подхода: прошлый опыт, проведение эксперимента, исследования и анализ. 
 
 

      Аналитическая часть

      Глава 2. Анализ показателей  эффективности использования  материальных ресурсов на ЗАО «Мустанг-Плюс»

      2.1. Краткая характеристика  ЗАО «Мустанг-Плюс»

      В настоящей курсовой работе все теоретические исследования будут проиллюстрированы на примере предприятия ЗАО "Мустанг-Плюс". Уставной капитал организации образован за счет вкладов учредителей (владельцев). Участники данного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов.

      Высшим  органом общества является общее  собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ЗАО "Мустанг-Плюс" он является единоличным в лице генерального директора.

      ЗАО "Мустанг-Плюс" занимается производственно-коммерческой деятельностью. ЗАО "Мустанг-Плюс" относится к специализированным видам. Основная продукция, которую производит данное предприятие – глиняная посуда.

      Потребителями продукции ЗАО "Мустанг-Плюс" являются в основном население (использование посуды в домашних хозяйствах), а также предприятия и организации (юридические лица), использующие, в основном, декоративную глиняную посуду.

      Организация образовалась в 1996 году. Она относится к разряду малых производственных предприятий с численностью работников 25 человек.

      ЗАО "Мустанг-Плюс" имеет в собственности сооружения, машины, оборудование. Помещение под производственный цех арендует.

      Предприятие имеет свой магазин в городе.

      Офис  компании находится по адресу: г.Москва, ул. Строительная д. 67.

      На рис. 4 представлена организационная структура ЗАО "Мустанг-Плюс". 

      Рис.4. Организационная структура управления ЗАО "Мустанг-Плюс"

        

      В процессе своей деятельности фирма  выполняет ряд функций, которые делятся на основные и вспомогательные, и в соответствии с которыми построена организационная структура управления предприятием.

      К основным функциям относятся:

      – производство, закупки, сбыт, транспортировка, хранение и учет.

      К вспомогательным функциям относятся:

  • доставка продукции по просьбе покупателя;
  • содержание офиса и прилегающих территорий;
  • содержание складов;
  • содержание транспорта;
  • охрана объектов;
  • погрузочно-разгрузочные работы;
  • работа с персоналом.

      Маркетинговые исследования рынка товаров фирмы  показали, что она теряет свои конкурентные позиции в связи с появлением новых конкурентов на рынке г. Новосибирска, предлагающих аналогичную продукцию. Эти же исследования показали, что фирма должна перейти на новую модель товара с показателями качества, отвечающими требованиям конкурентоспособности. Для этого необходимо, как будет видно из приведенных ниже расчетов, повысить эффективность использования сырья и материалов на этом предприятии.

      2.2. Расчет коэффициентов  эффективности использования  материальных ресурсов за три отчетных периода

      2.2.1. Расчет коэффициентов  эффективности за  период 2.02.03–8.02.03

      На  рассматриваемом предприятии –  ЗАО «Мустанг-Плюс» выпускается три основных вида продукции: тарелки, кружки и вазы. Сначала рассчитаем такие показатели, как затраты материалов на производство продукции и, исходя из этого, цен на продукцию. Напомним, что согласно математической модели, описанной в предыдущем пункте, для расчета нужно иметь следующие данные:

      I. Затраты  материалов  на производство  продукции: 

      МЗ = Σ (VВПi . УРi . ЦМi).

      II. Стоимость товарной  продукции: 

      ТП = Σ (VВПi . ЦПi).

      Приведем  эти данные по ЗАО «Мустанг-Плюс»  в следующей таблице с расшифровкой обозначений. Временной интервал, для которого приведены данные – неделя.

Обозначения Расшифровка Тарелки Кружки Вазы
VВП , штук Количество  произведенной продукции 1000 1500 500
УР, руб. Плановый расход материалов на единицу продукции 11 11 19
М, без единиц измерения Норма расхода на единицу продукции 1,2 1,3 1,5
С, руб. Себестоимость единицы продукции 17 23 52
Г, руб. Цена сырья (глины) на единицу продукции 1 2 4
ЭН, руб. Цена электроэнергии, израсходованной на единицу продукции 3 4 4
УД, без единиц измерения Удельный вес  каждого вида продукции 0,3 0,5 0,2
ЦМ=УР·М, руб. Цена расходуемого материала на единицу продукции 13,2 14,3 28,5
ЦП, руб. Отпускная цена единицы продукции 33 50 120

Информация о работе Анализ эффективности использования сырья