Анализ динамики уровня безработицы в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:14, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Файлы: 1 файл

осн.часть.docx

— 77.73 Кб (Скачать)

По степени охвата различных  групп населения:

  • основная, включающая работников трудоспособного возраста, работавших прежде;
  • молодежная, объединяющая выпускников школ, техникумов, вузов, молодых специалистов и имеющая определенные возрастные параметры;
  • остаточная, охватывающая лиц с ограниченной трудоспособностью, слабых здоровьем, а также людей предпенсионного и пенсионного возраста;
  • женская, распространяющаяся на работников женского пола (в ее рамках особо выделяется такой контингент, как женщины с детьми и одинокие женщины с детьми).

По nространственно-географическому местоположению

безработных:

  • общенациональная, т.е. безработица, рассматриваемая в общенациональном масштабе и включающая в себя все имеющиеся формы;
  • региональная, характерная для отдельных регионов, областей, районов, городов и т.д., она также может быть представлена во всех формах, но с дифференциацией по регионам.

По отношению безработных к  занятости:

  • действительная, когда безработные хотят найти соответствующую их специальности и квалификации работу и способны трудиться (она соответствует по сути вынужденной безработице);
  • фиктивная, когда у безработных нет желания, а со временем и возможности трудиться (она непосредственно сопряжена с категориями добровольной и застойной безработицы).

По этапу социально-экономического развития страны:

  • естественная (проявляется на этапе экономического подъема экономики, объединяет такие формы, как фрикционная, структурная и технологическая безработица);
  • циклическая (характерна для этапа рецессии экономики);
  • переходная (характерна для экономики переходного периода и связана с трансформацией системы социально-экономических отношений.Она может проявляться в значительном росте скрытой безработицы, в проявлении так называемой конверсионной безработицы, в удлинении сроков незанятости, а также в специфике профессионально-образовательного и половозрастного состава безработных).

По nрофессионально-образовательному составу безработных:

  • безработица «черных воротничков» - работников неквалифицированного и низкоквалифицированного труда с начальным уровнем образования;
  • безработица «синих воротничков» - квалифицированных рабочих со средним и средним специальным образованием;
  • безработица «белых воротничков» - высококвалифицированных работников - инженерно-технических, врачей, учителей и др.

Следует отметить, что в приведенной классификации  одни и те же виды безработицы могут одновременно попадать под различные классификационные признаки[7, с. 354-356].

 

    1. Социально-экономические последствиябезработицы

 

Любое общество стремится оптимально использовать находящиеся в его распоряжении ресурсы с целью реализации производственного потенциала. Неполное привлечение ресурсов расценивается как неудачный для данного общества выбор, поскольку нарушается принцип эффективного использования производственных ресурсов.

Наличие безработицы в обществе свидетельствует  о недоиспользовании трудовых ресурсов. Чрезмерная безработица, без сомнения, отрицательно отражается на всей экономике страны.

По мнению некоторых специалистов, потеря работы способна нанести психическую травму, выше которой по уровню стресса лишь смерть близких родственников или заключение в тюрьму. Поэтому не случайно в любом государстве безработица считается центральной проблемой современного общества. Повышение уровня безработицы приводит к снижению доходов населения, обостряет отношения в семьях, может вызвать социальную напряженность в обществе.     

Одним из главных негативных проявлений последствий  безработицы является нерабочее  состояние трудоспособных граждан и, соответственно, сокращение экономического потенциала. Следовательно, безработица — это тормоз в развитии общества и недоиспользования производственных возможностей. В итоге в стране происходит снижение экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Отставание реального ВВП отпотенциального отражает его потери. Впервые эти потери исследовал и описал известный американский экономист Артур Оукен. На основе эмпирических исследований, проведенных в 1960-х гг., он обнаружил устойчивую связь между величиной циклической безработицы и разрывом ВВП, рассчитываемым как разность между потенциальным и фактическим его значениями [5, c.148-149] .

Установленную зависимость Оукен выразил формулой:

 

                                                                          (1.5)

 где  ─ потенциальный ВВП; ─ фактический ВВП; ─ фактический уровень безработицы, %; ─ естественный уровень безработицы, % ; ─ коэффициент Оукена.

Смысл этой формулы (1.5) выражает так называемый закон Оукена: если циклическая безработица увеличивается на 1%, то фактический ВВП отстает от потенциального на у %.Параметр Оукена различен для разных стран. В 1960-е годы в США, по расчетам самого Оукена, когда уровень естественной безработицы составлял 4%, параметр был равен 3%. Это значит; что каждый процент циклической безработицы уменьшал фактический объем ВВП на 3% по сравнению с ВВП при полной занятости. Из закона Оукена следует, что если в период спада объем ВВП сокращается на 3 %, то это увеличивает циклическую безработицу на 1 процентный пункт, и наоборот, рост ВВП увеличивает занятость.

Изменения уровня занятости тесно связаны  с изменениями реального ВВП, но они движутся в противоположных  направлениях и между ними существует временной лаг ─ изменения реального объема ВВП предшествуют изменениям в уровне занятости. Соответственно, статистика по безработице является запаздывающим показателем.

Безработица влечет за собой серьезные социальные, нравственно-психологические и политические проблемы, зачастую не поддающиеся  количественной оценке. Никакими деньгами нельзя измерить масштабы тех лишений  и потерь, которые несут безработные. Работа обеспечивает человеку соответствующий  социальный статус, престиж, чувство  профессиональной пригодности, общественной значимости и собственного достоинства, организует рабочий день и создает  определенный режим жизни. Потеряв  работу, человек постепенно лишается всего этого и может оказаться  на грани социальной и нравственно-психологической  деградации. Расчеты американских ученых показывают, что повышение безработицы на 1% вызывают рост явлений «социальной патологии» в обществе, а именно:

    • общейсмертности ─ на 2,0 % ;
    • числасамоубийств ─ 4,1 % ;
    • убийств ─ 5,7 % ;
    • заключенных в тюрьмах ─ 4,0 % ;
    • психическибольных ─ 4,0 % .

Появления депрессии и агрессивности отмечаются почти у каждого второго безработного. Негативно на социально-экономическую  и нравственно-психологическую обстановку в стране влияет не только наличие  циклической безработицы, но и высокий  уровень естественной безработицы.

К издержкам  безработицы можно отнести и  усиление налогового бремени в стране в связи с необходимостью изыскивать средства на выплату пособий по безработице. Если бы не помощь безработным, то можно  было бы снизить налоговые ставки или переориентировать поступающие  в бюджет средства на реализацию различных  социальных программ.

Последствиями безработицы прямо или косвенно  могут быть затронуты лица, материально  зависящие от безработных и связанные  с ними какими-либо узами. Поэтому  для определения масштабов ее воздействия на население используется «зона критичности», в которую  включаются следующие категории  населения:

    • официальнозарегистрированныебезработные;
    • неработающие, но не имеющие статуса безработного, граждане с уровнем дохода в семье ниже прожиточного минимума;
    • лица, работающие в режиме частичной занятости;
    • работающие граждане с низким уровнем доходов.

По расчетам, зона критичности оценивается примерно в 30 %  экономически активного населения.

Вместе  с тем неправомерно считать, что  последствия безработицы являются только отрицательными. Существует и  позитивный аспект безработицы, изученный, правда, недостаточно.

Например, она может стимулировать получение  новой профессии (специальности). Что  ныне редко происходит и в Беларуси, и за рубежом. В этом случае безработный  не несет моральных потерь, а материальные затраты зачастую просчитаны и, с  его точки  зрения, оправданы. Соответственно, они и воспринимаются им по-другому: если эффект этих затрат положителен (в  будущем они  «окупятся»), то нет  основания говорить о каких-либо потерях. Итак, безработица может  побудить человека повысить свою квалификацию, получить знания по второй, третьей  профессии.

Последствия безработицы могут оказаться  положительными также и для предприятий. Не всегда предприятие, сократившее  или уволившее работника, оказывается  в проигрыше, наоборот, чаще всего  оно только выигрывает: в результате сокращения штатов (например, при модернизации производства, внедрении новых технологий) оно может обеспечить себе увеличение прибыли за счет того, что, избавившись  от работника. Сэкономит на зарплате, выплачиваемой ему на протяжении определенного периода, на налогах (в частности на подоходном) и т.д. Кроме того, уволив одного работника, предприятие может найти на рынке труда другого, более квалифицированного, или интенсифицировать труд оставшихся работников коллектива.

Позитивным  аспектом существования безработицы  в масштабах страны (при условии  естественного ее уровня) является прежде всего то, что безработные заполняют вакантные или создаваемые новые рабочие места на предприятиях различных отраслей экономики и, следовательно, являются резервом рабочей силы, необходимым для успешного экономического роста. Особую роль на рынке труда играет конкуренция, которая при определенных условиях может проявить себя как «двигатель» развития человеческого потенциала, роста производительности труда и других положительных процессов [2, c.114-118].

          Таким образом, безработица - это  контингент лиц определенного  возраста, не имеющих работы, пригодных  в настоящее время к работе  и ищущих ее в рассматриваемый  период. В экономике существует  несколько различных представлений  об экономической природе безработицы:  с точки зрения классики снижение  зарплаты стимулирует спрос на  труд и, стало быть, занятость;  рост зарплаты увеличивает предложение  труда, но задерживает спрос.  Артур Пигу, так трактовал стихийное регулирование занятости: во время депрессии снижаются занятость, зарплата, цены. Но реальная зарплата, выраженная в корзине товаров, которые можно купить, падает медленнее, чем цены, или даже сохраняется на прежнем уровне. По Кейнсу, уровень занятости – функция эффективного спроса, включающего ожидаемые расходы на потребление плюс инвестиции и определяющего экономическое поведение предпринимателя. Экономисты  выделяют несколько основных видов безработицы:  структурная, фрикционная, естественная, циклическая. Кроме названных  видов  безработицы  различают более 20 форм безработицы. Последствия безработицы проявляются практически во всех областях экономической и социальной жизни общества и оказывают непосредственное влияние не только в целом на экономику страны, но и в той или иной мере на каждого индивидуального участника экономического процесса. Основой экономической безопасности человека в любой стране является наличие дохода, достаточного для удовлетворения первичных потребностей, причем прежде всего за счет производительного труда, а в случае отсутствия такой возможности ─ за счет государственной помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,Анализ динамики уровня безработицы в Республике Беларусь.

 

2.1Особенности регулирования уровня занятости в Республике Беларусь.

 

Взаимоотношения государства и граждан в сфере  трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и  с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и  безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом. [1].

Согласно  ст. 1 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую  законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке  не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать  на рынке труда, государство гарантирует  занятость путём создания дополнительных рабочих мест. [2].

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно  проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. [2].

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [2].

В состав государственной  службы занятости входят 148 структурных  подразделений, в том числе Комитет  по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской  центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Информация о работе Анализ динамики уровня безработицы в Республике Беларусь