Альтернативные теории фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:17, реферат

Краткое описание

Неоклассический вариант теории фирмы исходит из ее существо-вания как из готовой предпосылки. Примером тому модели, в которых фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке.

Оглавление

Фирма в неоклассической теории
Контрактная теория фирмы
Теория принципала-агента
Альтернативные цели фирм
Модель самоуправляющегося предприятия
Организация и обработка информации

Файлы: 1 файл

Реферат - Альтернативные тееории фирм.docx

— 35.79 Кб (Скачать)

Альтернативные теории фирм

 

 

 

 

Содержание:

 

  1. Фирма в неоклассической теории
  2. Контрактная теория фирмы
  3. Теория принципала-агента
  4. Альтернативные цели фирм
  5. Модель самоуправляющегося предприятия
  6. Организация и обработка информации

 

 

1. Фирма в неоклассической  теории

 

 

Неоклассический вариант  теории фирмы исходит из ее существо-вания как из готовой предпосылки. Примером тому модели, в которых фирмы приобретают ресурсы на рынке, трансформируя их в продукты, которые, в свою очередь, реализуются на рынке.

 

Согласно традиционному  взгляду, в основе всех неоклассических  моделей, рассматривающих фирму  как максимизатора прибыли лежат несколько допущений:

 

1) Под прибылью однозначно  понимают разность между выручкой  и совокупными издержками, включая  альтернативные издержки и налоги. Прибыль поддается измерению.

 

2) Фирма действует как  принимающая решения неделимая  единица, поведение которой сходно  с поведением индивидуального  предпринимателя.

 

Длительное время с  точки зрения микроэкономического  подхода фирма рассматривалась  как “черный ящик”. Так А. Алчиан и С. Вудворт отмечают: «Когда-то организация кооперации различных видов экономической деятельности, которую мы называем фирмой, была черным ящиком. В этот ящик входили труд и капитал, а выходили продукты. Двигателем этого процесса выступала максимизация богатства, а управлялся он законами доходности»[1]

 

Такой подход устраняет необходимость  изучения внутренних аспектов фирмы: организацию, контроль, поведение персонала и  т.д.

 

3) Функция полезности  фирмы как неделимой единицы  принятия решения содержит только  одну переменную - прибыль.

 

4) Все действия фирмы  как экономического субъекта  являются рациональными. Это означает, что существует возможность четкого  ранжирования альтернатив в зависимости  от их результативности и выбора  среди них самой подходящей. Причем  предпочтения фирмы являются  транзитивными.

 

5) Фирме доступна полная  и достоверная информация относительно  положения на рынках товаров  и факторов производства.

 

Также в рамках традиционной неклассической теории фирмы делалось предположение, что деятельность фирмы  контролируется собственником.

 

А) Поведение фирмы в  условиях совершенной конкуренции

 

В начале рассмотрим ситуацию равновесия фирмы в краткосрочном периоде

 

Как уже говорилось, цена на рынке совершенной конкуренции  является величиной экзогенной. Она  формируется при пересечении  отраслевой кривой спроса и отраслевой кривой предложения. Как формируется  рыночная кривая спроса, мы уже говорили в предыдущих лекциях. Функция отраслевого  предложения (краткосрочный период) в условиях совершенной конкуренции  образуется в результате суммирования индивидуальных функций предложения  всех фирм, работающих в данной отрасли.

 

Поэтому фирма может лишь варьировать свои издержки и относительно их выбирать тот объем производства, который выгоден фирме.

 

Рассмотрим четыре ситуации:

 

1) Фирма получает прибыль;

 

2) Фирма получает нулевую  прибыль;

 

3) Фирма несет убытки, но остается в отрасли;

 

4) Фирма покидает отрасль.

 

В долгосрочном периоде кривая предложения фирмы горизонтальная линия, т.е. предложение абсолютно  эластично.

 

В долгосрочном периоде в  отрасли останутся лишь те фирмы, у которых издержки соответствуют  равенству:

 

P=AC=MC=LAC=LMC

 

Кривая долгосрочных средних  издержек показывает минимальные издержки на единицу продукции, производимой при каждом возможном объеме производства, когда все ресурсы переменны, и может быть организовано производство любых размеров.

 

Обычно фирма может  выбирать больше трех вариантов объемов  производства.

 

Каждая точка кривой долгосрочных издержек характеризуется наименьшими  достижимыми издержками на единицу  продукции при данном объеме производства, когда фирма имеет время изменить все ресурсы.

 

Из всех возможных размеров заводов, наиболее эффективным является тот, чья кривая SAC касается кривой LAC в точке ее минимума. Предприятие, способное производить продукцию  при самых низких издержках по сравнению с другими, называется предприятием оптимального размера (оно  может касаться кривой LAC не в точке  минимума SAC).

 

Форма кривой долгосрочных издержек показывает, что до определенного  объема производства наблюдается возрастающая отдача от масштаба, а после - убывающая.

 

Рост средних издержек при увеличении масштабов выпуска  определяет технологическую границу  фирмы.

 

Зависимость издержек от выпуска  определяет технологическую границу  фирмы, а также пределы горизонтального  и вертикального роста фирмы.

 

Все фирмы делятся на однопродуктовые и многопродуктовые, поэтому горизонтальная граница роста понимается как предел выпуска одного продукта или предел диверсификации производства.

 

Как уже отмечалось, горизонтальный размер фирмы определяется положительной  отдачей от масштаба.

 

Если мы имеем дело с  многопродуктовой фирмой, то надо принимать во внимание субаддитивность издержек. Издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм.

 

, где

 

- совокупные издержки  при выпуске нескольких товаров  в рамка отдельных производств

 

- совокупные издержки  совместного выпуска тех же  товаров.

 

Субаддитивность издержек определяет также вертикальные границы фирмы. Т.е. фирма может выбирать между покупкой на рынке продуктов последовательных стадий переработки (полуфабрикатов) или производством их внутри фирмы.

 

Фирма будет вертикально  интегрирована со звеньями производящими  полуфабрикаты, если издержки их совместного  производства меньше, чем при их покупке.

 

q1 и q2 продукты последовательных  стадий переработки.

 

Поэтому уменьшение субаддитивности издержек ограничивает вертикальный рост фирмы.

 

Б) Чистая монополия

 

В условиях совершенной конкуренции  фирма не в состоянии повлиять на цену (она задается экзогенно) и может выбирать только объем производства. Монополия может не только определять объем производства, но и назначать цену.

 

Следовательно, в условиях чистой монополии цена превышает  предельный доход.

 

P>MR

 

Чтобы определить пропорции, в которых предельный доход будет  превышать равновесную цену и  предельные издержки, запишем:

 

1) условие максимизации  прибыли для монополии также  записывается уравнением MR=MC. НоMR не равно P, т. к. кривая спроса имеет отрицательный наклон.

 

Поэтому определим, на какую  величину отличается MR от P.

 

Приравняв MR=MC, получим:

 

Из приведенного выражения  следует, что монополист будет действовать  только на эластичном участке кривой спроса.

 

Следовательно, надбавка к  предельным издержкам в цене должна быть тем меньше, чем выше эластичность спроса.

 

Монополист назначает  цену, превышающую предельные издержки на величину, обратно пропорциональную эластичности спроса. Если спрос чрезвычайно  эластичен, то цена будет близка к  предельным издержкам и, следовательно, монополизированный рынок будет  похож на рынок совершенной конкуренции. Исходя из этого положения, А. Лернер предложил в 1934 году индекс, определяющий монопольную власть:

 

Очевидно, чем больше IL, тем  больше монопольная власть.

 

2. Контрактная теория  фирмы

 

 

Фирма представляет собой  совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти  отношения часто вы-ражаются договорами - контрактами.

 

Контракты не обязательно  заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также  они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).

 

В институциональной теории фирмы - фирма, представляя собой  совокупность внутренних и внешних  контрактов, сталкивается с двумя  типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками)

 

Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными из-держками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на веде-ние переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующе-го выполнения контракта.

 

Издержки контроля - это  издержки, связанные с выполнением  внут-ренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в ре-зультате недолжного выполнения контрактов.

 

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой  альтер-нативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрак-тов.

 

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это, в свою оче-редь, обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунис-тического поведения во многих случаях снимается развитием внутрен-них контрактов.

 

В свою очередь, при росте  фирмы растет численность занятых  и расчлененность производственного  процесса (характерный пример - конвейер с обособленными операциями), так  что совокуп-ный результат деятельности фирмы оказывается делом не одного или нескольких работников, как в доиндустриальную эпоху, а многих под-разделений и множества работников. В результате теряется непосред-ственная связь между трудом и его результатом, характерная для мел-кого производства.

 

И сразу же появляется проблема безбилетника: сокращение интенсивности  труда одного из работников никак  не ска-зывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может остаться незамеченным, а следовательно, искушает работников трудить-ся не в полную силу. Самоконтроль интенсивности труда перестает служить способом повышения эффективности производства, на его место вынужденно встает контролирующая инстанция. Появляются и растут издержки контроля за степенью интенсивности труда (деятель-ности) каждого производственного звена. Чем крупнее становится фир-ма, тем выше оказываются эти издержки контроля.

 

Фирма как обособленный субъект  экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издер-жками, которые определяют нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу, ее максимальный размер.

 

Контрактный подход к фирме  позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму  и М-форму.

 

U-форма (от английского  unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. U-форма (унитарная) форма характеризует организацию, которая ориентируется на изготовление одного товара или оказание одной услуги и в которой право принимать решения по поводу долгосрочной стратегии и текущих операций принадлежит относительно узкой группе.

 

Эта структура выгодна  своей простотой и малым числом промежуточных звеньев. Для нее  характерна значительная экономия от масштаба и низкие организационные  издержки.

 

М-форма - (от английского  multiproduct) - характеризует фирму со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Такая форма организации характеризуется разъединением краткосрочных решений, которые принимаются на уровне отдела.

 

Стратегические решения  принимаются центральной дирекцией, они становятся ее главной функцией и для ее выполнения дирекция опирается  на небольшую группу экспертов. Возникновение  такой формы организации ведет  к созданию многопродуктовых фирм большого размера, что требует диверсифицированных инвестиций, выверенной тонкой стратегии, поскольку целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки. Такая форма организации характеризуется большими организационными издержками.

 

М-форма внутрифирменной  организации

 

3. Теория принципала-агента

Информация о работе Альтернативные теории фирм